Введение к работе
Актуальность проблемы, ее.научная новизна. Среди ыножьотво вопросов, касающихся драматургии, оперного жанра, едва ли не са-^ мой.главной является проблема конфликта. Без анализа последнего невозможно ни одно научное или учебно-практическое рассмотрение оперы, поскольку имеяво конфликт составляет" первооснову.развития в любой драме. Крона того, при рассмотрении, конфликта, его составных, динамики развития вотаёт вопрос о специфике родовой организации в музыке, ее драматургических типов.
Потребность в подобной постановке проблемы обусловлена рядом факторов,-, ореди которых наиболее существенным, представляется. малая изученвоогь вопроса, практическое отсутствие теории конфликта, его типология, в том числе применительвойк опере.
.: Соответственно, .ряд трудностей,, возникающих в этом олучае, определен, необходимостью исследования диалектических корней конфликта, его эстетического обоснования, позволяющего увидеть не только уншшльноогь даяного явления, но и его тяпологичеоки-родо-вую дифференциацию.
В этом контексте парадоксальным представляется тот факт,что
хотя понятие конфликта перекочевало в музыку из литературоведения
И театроведеният своими.корнями уходят-в драму и, несомненно,бля
хе музыкально-театральному яанру,, нежели инструментальному,вопро
сы теории конфликта в музыке воли..в возникали, то касались.прежде
всего инструментальных жанров. Более того, хрестоматийно-известные,
труды по оперной драматургии (М.друскйнт Л.Данилевич.Б.Ярустовокий),
опиращиеоя на.основное положение асафьевской.теории, раооматрива-.
пт процесс сквозного развития оперы посредством интонационного рас
крытия в ней конфликта, вытекающего из сущности эмоционально-образ
ного качества музыки кек искусства "интонируемого смысла".Само по
ссбо.это верно, еоля не учитывать, что одно из "оперных благодея
ний" (по меткомузамечанию П.Конрада),"подарок речевой",и хотя опе
ра является "драной через музыку"*, но все же оотаетоя драмой, и
этот немаловажный факт определил логику,по которой развивается на
ше исследование. -
Методологический фундамент диссертации мы искали, не только в мувык'ознании, но и в смежных областях (литературоведении и театроведении), а также в философии и эстетике. Разумеется,такая "стыков-1 Сопго^ Р. СЇ forty /est. а» cfucrU . АУ. /SC/,* /о
ка" не їолько не "затмевает" музыковедческой сути исследования, «о ведет к новому ее осмыслению.Подобиий подход имеет свою традицию в отечественном музыкознании: работы Б.Асафьева, Г. Аранов-ского, В.Бобровского, М.Тараканова, З.Конен, В.Цуккермана,Т.Черновой и др. анализируют разнообразные ракурсы музикального процесса, в .той или иной мере касаясь различных наук, способствующих выявлению этих ракурсов. Показательно, что в известной фияо-оофоко-эстетической концепции А.Лосева "Музыка как предмет логики" основы конфликта представляются автором в диалектической сути музыки: "Чистов музыкальное бытие есть всеобще-неразделенное к слитно-вз.аимопронйкновевное саыояротивоборство субъективно-объективного единства" . В условиях исследования оперного зканра необходимость подобного подхода обусловлена синтетической его природой, гармонично сочетающей литературно-драматические .законы с логикой музикального развития.
Изложенные вше аргументы обусловили как цель диссертаций, так и пути ее реализация.
Цель исследования. Анализ конфликта как драматургической основы, позволяющей обозначить специфику типологически-родовых СВОЙОТ; лиричеокой драмы. Дифференциация последних заложена в самой природе оперы, как драмы музыкальной, и позволяет рассмотрение ее разновидностей на различных уровнях: от сгаетно-содержательного до интонационно-тематического. В контексте сказанного, научная новизна диссертации состоит в попытке осмислення мало или вообще не освещенных в кузыкознаняи принципов драматурги, вытекающих из особого типологически-родового генезиса ее конфликта. Это качество,(ори енивдемое на философски-эстетические л литературно-театроведческие законы) возникав? в многоуровневой архитектонике лирической опери не в виде отдельных черт, а как логически выстроенная система, охватывающая все уровня целого.
Выбор материала, на котором проводится анализ, обусловлен сие цификой определенной художественной эпоха, в которой развивается оп?ра. Подобно тому, как "трагедия греков особенно отлетается эпр чоокям характером, ... ибо вся жизнь этого народа .выразилась прей мужественно в пластической созерцательности" , драма эпохи Роман-
* Лосев А. .Музыка как предает логики. -М.,1990. С.243. 2 Белшюкий В. Разделение пгоэзяи на рода и виды // Поли.собр. со^. в 13-ти т. Т.5. С.46.
тизма характеризуется лирический оттенком, когда "пластический образ действительности только проекция внутренних состояний,настроений и переживаний лирического субъекта-
Нацеленность композиторов-романтиков на внутренний мир Личности с ее особш духовным статусом,основанным на трагичеоких противоречиях, изначально предполагает наличие лиричеокого конфликта и именно в этом овоем качестве представляет оообый интерес для данного исследования.
Практическая значимость работы. Поскольку диссертация явилась теоретическим обобщением практической работы,то естественно ее применение в курсах истории музики, музыкальной драматургии, анализа форм. Положения, касающиеся особой специфики лирического конфликта и его дейотвия в опере,могут оказатьоя полезными для музыковедов, изучающих как принципы родовой организации в музыке, так и проблемы музыкального театра..
Апробация. Диооертация обсуждалась на кафедре теории музыки Московской государственной консерватория и рекомендована в защите. На основе содержания диссертации сделаны доклады и публикации.