Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России Благовещенская, Лариса Дмитриевна (1943-)

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Благовещенская, Лариса Дмитриевна (1943-). Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова.- Ленинград, 1990.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/247-6

Введение к работе

Актуальность темы. Колокольный звон - важный компонент мировой художественной культуры. Россия издавна славилась своими колоколами, искусными звонарями и мастерами-литейщиками. Но, в то время, как на западе существует целая наука -CcUJlpethaSsqU у нас искусство звона до сегодняшнего дня не изучено, а имеющиеся публикации отражают лишь отдельные стороны проблемы.

В настоящее время наблодается тенденция вернуть в нашу жизнь колокольный звон. Он уже звучит в историко-архитектурных музеях-заповедниках, мемориалах, современных обрядах, в качестве звукового оформления городов, используется в театральных спектаклях, кино- и телефильмах. В этой ситуации особенно остро ощущается нехватка информации и просто грамотности по данной проблеме, в то время, как в архивах имеется масса неизученного материала. Особенно усложняет дело обрыв практики в искусстве звона, так как, не имея возможности звонить в течение долгого времени, народ утратил это искусство.

Осмыслению звона как инструментальной музыки препятствовала византийская традиция неприятия инструментальной музыки в православной службе, а также необычность самого инструмента,

Все вышеизложенное послужило толчком для выбора в качестве предмета данного исследования колокольни с подбором колоколов как музыкального инструмента, а также производимой им музыки.

Научная новизна. Изучение русского колокольного звона находится лишь в начальной стадии. Отдельных сторон проблемы касались А.Израилев, О.Оловянишников, С.Рыбаков, С.Смоленский, Е.Гиппиус, А.Ярешко. Имеется весьма обширная литература по разным отраслям науки (искусство, история, ремесло и др.), содержащая массу фактов, сведений, наблодений, которые давно нуж-

даются в осмыслении, анализе и обобщении. Специальное же исследование русского колокольного звона предпринимается в данной диссертации впервые. В ней систематизирован имекщийся материал: введена новая информация, полученная из архивных документов; собраны не известные нотные записи; определен собственно инструмент - колокольня с подбором колоколов.

Цель и задачи исследования. Цель автора - реконструировать искусство русского'колокольного звона, выявить особенности самого инструмента, систематизировать имеющуюся и впервые найденную информацию.

В личных и государственных архивах (ГЦММК, ЦГАЛИ, ЛГИТМиК, НАТМЗ, НГОА) были обнаружены интересные материалы по данной проблеме (рукописи А.Кастальского, С.Смоленского, Е.ЛебеДевой, К.К.Сараджева, А.Кусакина, Дозорные и Переписные книги ХУЛ в. и др.). Они, а также имеющиеся публикации и косвенные источники стали материалом исследования автора.

В процессе работы были выявлены важные акустические особенности колокола (их актуальность объясняется тем, что не мелодия, а тембр и ритм являются главными выразительными средствами звона), особенности исполнегия и восприятия музыки звона, а также особенности самого инструмента.

Методология работы опирается на принципы исторического музыкознания,, методы этномузыковедения, акустику и психологию восприятия.

Практический статус исследования обусловлен возможностью использовать полученные выводы в практике колокольного звона, а также в специальных курсах и исследованиях, затрагивающих проблемы специфики русского музыкального мышления.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании

Сектора музыки Всероссийского НИИ искусствознания. Материалы по проблеме вошли в ряд публикаций автора (список прилагается), в научные доклады, прочитанные на I Всероссийской инструментовед-ческой конференции (Москва, 1974 г.), наї и П Всесоюзных конференциях "Колокола, История и современность" (Москва, 1982 г. и 1986 г.), на Межреспубликанской школе-семинаре "Актуальные вопросы развития музеев-заповедников" (Архангельск, 1983 г., секция "Колокола"), на П Всесоюзном фестивале колокольного звона (Саратов, 1990 г.), на Новосибирской городской методической секции преподавателей музыкальных школ,, в выступлениях на Новосибирском радио, в Доме ученых 00 АН СССР.

Структура работы. Диссертация состоит из пяти глав, вступления, заключения, списка литературы и трех приложений: I. Нотные примеры. П. Архивные материалы по колоколам. Ш. Древнерусская литература, летописи, фольклор, наука о колоколах; свидетельства иностранцев.