Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Тарарацкая Наталья Валентиновна

Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее
<
Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарарацкая Наталья Валентиновна. Колокола и колокольные звоны московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее: диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Тарарацкая Наталья Валентиновна;[Место защиты: Российская академия музыки им.Гнесиных].- Москва, 2016.- 215 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Колокольные звоны Данилова монастыря в русле отечественной традиции 13

1.1. Колокольный ансамбль Данилова монастыря. Исторический аспект... 13

1.1.1. Эволюция колоколонесущих сооружений Даниловой обители... 16

1.1.2. Колокола Данилова монастыря в документах и материалах 24

1.1.3. Эмиграция колоколов 40

1.2. Звоны и звонари. Теория и практика 45

1.2.1. Богослужебный устав и звоны Данилова монастыря 45

1.2.2. Церковные звоны и московские звонари на рубеже XIX - XX столетий 61

Глава 2. Современное развитие колокольного звона Данилова монастыря 77

2.1. Восстановление звонов в период возрождения обители 77

2.1.1. Монастырские звонницы и богослужебные звоны в конце XX века 78

2.1.2. Возвращение исторического колокольного ансамбля 85

2.2. Колокольные звоны Данилова монастыря на современном этапе 88

2.2.1. Расположение, функции и особенности звона колоколов обители 88

2.2.2. Основные положения Устава и его звуковое воплощение 94

2.2.3. Звонари Данилова монастыря 103

2.3. Традиционное и новое в колокольных звонах Даниловой обители 109

2.3.1. Исторические звоны в практике Данилова монастыря 109

2.3.2. «Пение в звоне»: ритмо-мелодические звоны Данилова монастыря 113

2.3.3. Особенности формообразования колокольных звонов Данилова монастыря (на примере Пасхального трезвона) 121

2.3.4. Внебогослужебные звоны Даниловой обители 135

Заключение 149

Список литературы

Колокола Данилова монастыря в документах и материалах

Летописных сведений о внешнем виде и месте расположения первого колоколонесущего сооружения Данилова монастыря не сохранилось. Вероятно, что оно появилось вместе с первым деревянным храмом в честь преподобного Даниила Столпника: «При церкви с первого ее устроения была и звонница, это естественно; иначе и быть не может; где церковь, там и звонница или колокольня», - писал архимандрит Дионисий (Виноградов) [51, с. 57].

Отметим, что по мнению исследователей В.В. Кавельмахера [73], С.Г. Тосина [195], Н.В. Хомутовой [206] и других, наиболее простым и часто употребляемым видом устройства для размещения колоколов в Древней Руси являлась звонница в виде перекладины между двумя столбами или стеной храма. В дальнейшем, ее месторасположение обычно было либо на самой стене церкви, либо за алтарем храма, что объясняется удобством оповещения звонаря о ходе богослужения. Вследствие чего можно предположить, что и первая звонница Данилова монастыря была простейшего вида и располагалась за алтарем храма во имя преподобного Даниила Столпника. Уже цитируемый нами архимандрит Дионисий замечал: «Вероятно, на деревянной церкви преподобного Даниила Столпника, устроенной князем Даниилом, и, конечно, снабженной от него колоколами, долго и долго существовали колокола, данные сим князем» [цит. по: 51, с. 58].

Колокола в Древней Руси были дорогостоящими по причине того, что материалы, из которых они изготовляются (медь, олово), привозились из-за границы [15, с. 18]. Поэтому приобрести колокола и пожертвовать их в храм могли состоятельные люди, князья, священство. Колокола имелись в наиболее богатых соборах и монастырях, особенно княжеских, к которым относился и первый, устроенный в Москве, Данилов монастырь. Но судьба этого колокольного ансамбля была с самого начала непростой из-за возникшей необходимости перемещения братии монастыря на другое место. Так, в правление князя Иоанна Калиты, в 1330 году, в целях безопасности от вражеских набегов, а также, чтобы основать иноческую обитель в самом Кремле, настоятель Данилова монастыря архимандрит Иоанн с братией были переведены в Кремль, в выстроенную каменную церковь в честь Спаса Преображения Господня, на месте деревянной церкви, устроенной князем Даниилом еще в 1272 году: «и устроил тут мужской монастырь Данилов из-за Москвы реки, преведе его ... на свой царский дворец» [цит. по: 125, с. 313]. С этого времени обитель стала называться Спасскою. В Кремле она просуществовала 160 лет, до 1490 года, когда после освобождения Руси от монголо-татарского ига, в связи с началом каменного строительства в Кремле, была вновь переведена князем Иоанном III на новое место - Крутицкий холм над Москвою-рекою [51, с. 16-19]. Тем самым было положено начало Новоспасского монастыря, ставшего впоследствии усыпальницей династии Романовых. С упразднением в Кремле Спасской обители, в нем остался придворный Спасо-Преображенский собор (Спас на Бору)20.

Такие перемещения братии Данилова монастыря (в Кремль, а затем на Крутицкий холм) имели большое духовное значение для Москвы, поскольку в Кремле до этого не было иноческой обители. С появлением Спасской обители, вскоре стали появляться и другие монастыри, как в Кремле - Чудов (1365), Вознесенский (1387), так и вне его - Высокопетровский (1330-е), Зачатьевский (1360), Спасо-Андроников (1360), Симонов (1370), Богородице-Рождественский (1386), Сретенский (1395) и другие. Таким образом, непростая судьба Данилова монастыря и его звонов, будучи неотделима от событий, происходивших внутри церковной и государственной жизни, могла способствовать развитию

Однако на месте первоначального основания Данилова монастыря наступает период оскудения: храм преподобного Даниила Столпника становится приходским, но, в то же время, находится в ведении Спасского архимандрита. Когда наступили безопасные времена для Москвы и всего государства Российского, Данилов монастырь был вновь восстановлен на первоначальном месте21 и стал иметь еще более величественный вид. Звонница монастыря, вероятно, продолжала существовать, поскольку богослужения в храме не прекращались. Возможно, она пополнилась новыми колоколами, так как в этот период (XIV век) в Москве начинают лить колокола. Этот процесс во многом был связан с возвышением Московского княжества среди русских земель при князе Иване Даниловиче Калите. В Кремле строится первая церковь «иже под колоколы» в честь преподобного Иоанна Лествичника (1329), для которой в 1346 году было отлито пять колоколов22.

Восстановление Даниловой обители на первоначальном месте связано со временем правления Иоанна Грозного (1547-1584). Известно, что первый русский царь отличался большой религиозностью. Поселившись с опричниной в Александровской слободе, он устроил там род общежительного монастыря, заботился о церковном устроении и благолепии, а также - о колокольных звонах [109, с. 576]. Иоанн Грозный повсеместно возводил каменные церкви (более 40) и монастыри (около 60), среди которых - Покровский собор (храм Василия Блаженного, 1561), Псково-Святогорский Успенский монастырь (1569), Благовещенский монастырь в Муроме (1550-е), Благовещенская церковь и колокольня в Переяславском Никитском монастыре (1570) и многие другие. Строя храмы и монастыри, царь жертвовал немалые вклады, дарил колокола.

Иоанн Грозный восстановил Данилов монастырь на первоначальном месте, построив в нем в 1560 году каменный храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских соборов, кельи для братии и, возможно, новую каменную звонницу23. По преданию, Иоанн IV пожертвовал в Данилов монастырь один или несколько колоколов, о чем писал архимандрит Дионисий: «Нельзя отрицать и того, чтобы царь Иван Васильевич Грозный при пожертвовании средств на возобновление монастыря и устройство в нем каменной церкви, не прибавил от себя хотя небольшого одного колокола» [цит. по: 51, с. 58]. Однако точных сведений о колоколах, подаренных Иоанном Грозным в Данилов монастырь, не сохранилось. Дальнейшие изменения в облике колокольного ансамбля Данилова монастыря были связаны с возведением новой шатровой колокольни24. В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче, в Даниловой обители были обретены и перенесены в монастырский храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов нетленные мощи святого благоверного князя Даниила [127, с. 19]. Это событие способствовало дальнейшему духовному подъему и расцвету обители. Начинается строительство новых зданий, в том числе - шатровой колокольни, возведение каменной монастырской ограды. Согласно сведениям Приходно-расходной книги Даниловой обители за 1688-1689 годы известно, что в монастыре при храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов была построена новая каменная колокольня на вклады князя Ивана Петровича Борятинского: «Построена новая колокольница25 каменная; дано костромичам, Ипатьевского монастыря каменщикам, Андрюшке Антонову да Ивашке Федорову со товарищи

Богослужебный устав и звоны Данилова монастыря

Важно отметить, что Всенощное бдение в воскресные и праздничные дни -сугубо Иерусалимская традиция, в Студийском Уставе такого богослужения не было. В отличие от будничной службы, звоны во время Всенощного бдения отличаются продолжительностью и разнообразием.

Далее рассмотрим праздничный звон, который в Уставе представлен схемами на Рождество Христово, Богоявление и Святую Пасху. В эти дни к звучанию бил добавлялись колокола.

Приведем порядок звона на праздник Рождества Христова. Накануне, в Навечерие Рождества Христова, в семь часов утра кандиловжигатель клепал в малое древо, созывая братию в церковь на пение часов (3-го, 6-го и 9-го). Далее, в час дня (по Уставу XVI в. - в 10 часов) - клепал (знаменовал) в великое древо. В это время все собирались в церковь к началу вечерни. Следующий звон происходил в час ночи: пономарь ударял в тяжкая, а также в железное и великое била - к началу великого повечерия. Здесь слово «тяжкая» можно расшифровать как большие колокола, в которые ударяли наравне с железным и великим билами. Каким образом это происходило? Возможно, все три инструмента использовались поочередно, друг за другом, составляя, таким образом, три звона - в честь Святой Троицы. Этот принцип трех звонов перед началом торжественного богослужения получил впоследствии широкое распространение. Литургия в праздник служилась рано утром. К часам 3-му и 6-му пономарь, собирая братию в церковь, клепал в малое клепальце, к началу Литургии - в великое било.

Аналогичным образом звоны совершались на Богоявление Господне. Перед началом великого повечерия в два часа ночи ударяли «тяжкая, железное, и камбаны». Здесь мы также наблюдаем применение трех инструментов звона, но вместо великого била, указанного на Рождество Христово, на Богоявление использовались камбаны, то есть колокола.

Уникальные сведения о совместном использовании бил и колоколов содержатся в указаниях звона на Святую Пасху: к началу Пасхальной заутрени параеклисиарх69 с помощниками в камбанарии (т.е. на звоннице) ударяли во все имеющиеся инструменты звона: деревянные, железные била и большие колокола и «клеплют довольно», т.е. звон был продолжительным. Таким образом, основной момент наступления «праздника праздников» - Святой Пасхи - ознаменован великим ликованием, выражающимся, в частности, в радостном Пасхальном звоне «во вся» - во все имеющиеся инструменты.

Если в Студийско-Алексиевском Уставе находим немногочисленные сведения о звонах: будничном (причем большое значение отводилось пробуждению братии), две схемы праздничного (Воздвижение Креста и Святая Пасха), а также обиходные - трапезный и погребальный, то в Уставе, зафиксированном в книге «Око Церковное» (1428) встречаются более обширные сведения, касающиеся звонов, которые дополнены указаниями и уточнениями в Параеклисиарх- то же, что кандиловжигатель (пономарь). Уставе XVI века. Установление праздничного Всенощного бдения дало импульс к последующему развитию и совершенствованию церковных звонов. Таким образом, согласно проанализированным рукописным Уставам, можно предположить, что в Даниловой обители, как и других русских монастырях, с течением времени все большее внимание уделялось церковному звону, исполнение которого опиралось уже на четко зафиксированные правила Устава.

Отметим, что Устав «Око Церковное» (с последующим названием -«Типикон») неоднократно редактировался, дополнялся и переиздавался до конца XVII века, когда в 1682 году был издан Типикон, являющийся выверенной и закрепленной его редакцией [199, с. 65], которая уже несколько веков используется в Русской православной церкви без изменений. В отличие от ранних редакций Устава «Око Церковное», приведенных нами выше, в Типиконе конца XVII века основным средством звона указаны кампаны (колокола). Как отмечает музыковед и литургист Н.Д. Успенский, в XVI-XVII веках «звон приобретает повсеместное значение, тогда как била составляют редкость и употребление их скорее носит характер традиции, нежели имеет практическое значение» [там же, с. 281].

В связи с этим приведем некоторые указания Типикона, касающиеся звона70. О совершении будничных звонов сказано в 9-й главе Типикона: «О еже како подобает знаменати на всяк день...», согласно которым перед началом вечернего богослужения кандиловжигатель, взяв благословение у настоятеля, «знаменует в кампан», т.е. производит благовест [187, с. 40]. Перед началом Всенощного бдения, согласно второй главе Типикона, предписано ударять «в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50-й, тихо 12-ю», т.е. полагается нечастый благовест в большой колокол медленно и долго, во время которого прочитывается 17-я кафизма, либо двенадцать раз 50-й псалом. После этого пономарь идет храм, зажигает лампады, разжигает кадильницу. Вновь возвращаясь на колокольню, «изшед клеплет во вся кампаны» [там же, с. 11], то есть совершает звон во все колокола (трезвон). Таким образом, звон к началу

Об этом см. таблицу, составленную А.Н. Гусевой: [43, с. 272]. Всенощного бдения производится в два приема с небольшим промежутком между благовестом в один колокол и трезвоном во все колокола. Трезвон полагается и перед началом утрени: «исходит параекклисиарх, и клеплет в великий, и в прочие кампаны». Трезвон совершается также перед чтением Евангелия: во время пения степенных антифонов пономарь выходит и «ударяет в кампаны» [там же, с. 20-21].

Как видно из приведенных примеров, в Типиконе даны самые общие сведения о совершении звонов (благовест, трезвон), а также определяется характер звона. Указания «знаменует» и «ударяет», вероятно, связаны с предписанием более размеренного, неспешного звона, а «клеплет» - более подвижного.

На основе указаний Типикона в крупнейших русских монастырях, таких как Троице-Сергиев, Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри, а также в кафедральных соборах, начиная с XVI века, формировались свои богослужебные традиции и связанные с ними особенности церковного звона [65; 197]. Так, монастырские правила богослужения и совершения звонов на каждый день года нашли отражение в Обиходнишх71. Особенности богослужений и звонов кафедральных соборов, при участии царя и патриарха, указаны в Чиновниках11. Присутствие на богослужении высших церковных и светских властей создавало более торжественную обстановку, добавлялись особые правила звонов - к царским церемониалам, встречам высших церковных и светских чинов, молебнам, панихидам, Крестным ходам, водосвятиям, и т.п.

В документах середины XVI века впервые начинают фиксироваться имена звонарей, которые получали жалованье. А.Ф. Бондаренко приводит сведения из расходных книг новгородского Софийского дома за 1548 год о пяти соборных звонарях [17, с. 248].

Возвращение исторического колокольного ансамбля

Как видно из таблицы, колокола Данилова монастыря намного уступают в весе ростовским благовестникам. «Большой» Даниловский благовестник меньше второго по весу ростовского «Полиелейного» колокола. Чтобы добиться яркого, мощного звучания и густого тембра, звонарям Данилова монастыря приходится использовать одновременно несколько благовестников, комбинировать или перемежать их между собой143. Часто, одновременно с «Большим» колоколом звучит вначале «Воскресный» благовестник, затем - третий или четвертый по весу колокол. При исполнении Ростовских звонов звонари Данилова монастыря используют все большие подзвонные колокола, в качестве зазвонных - два-три из числа малых подзвонных колоколов, тем самым имитируя ростовскую «двойку» или «тройку» зазвонных.

Среди звонов ростовской традиции на колокольне Данилова монастыря исполняются звоны, воспроизводящие ритмическую партитуру «Ионинского», «Акимовского», «Георгиевского», «Ионафановского»144 (см. параграф 1.2.1.)- Они воспроизводятся в соответствии с нотными записями, сделанными протоиереем Аристархом Израилевым [66, с. 25-28], и звукозаписью Ростовских звонов 1963 года.

Рассмотрим особенности звучания звонов ростовской традиции на Даниловской колокольне. «Ионинский» звон, старейший из всех известных Ростовских звонов, обычно используется в Даниловом монастыре после погребального перебора во время чина Погребения Плащаницы на праздник Успения Богородицы. Торжественно-строгий, он основан на чередовании аккордов больших и средних колоколов, на фоне которых используется трель из двух зазвонных колоколов с простой, повторяющейся ритмикой (см. рис. 4 в параграфе 1.2.1.). В Даниловом монастыре удар самого большого ростовского колокола «Сысоя», как правило, имитирует созвучие «Большого» и «Воскресного» благовестников, либо «Большого» и «Постового». Иногда звучат все три колокола, что создает особые тембровые краски в аккордах (которые имеются и в Ростовских звонах). В «Большой» колокол ударяют в оба края со скоростью около пятидесяти ударов в минуту. Чтобы передать тембровое богатство и мощь ростовских колоколов, через раз с «Большим» благовестником ударяют в «Воскресный» колокол, а в другую долю - поочередно в «Полиелейный» и «Постовой». Соответственно, в первом такте совместно звучат первый и второй по весу колокола, во втором такте - первый и четвертый, в третьем такте - первый и второй, в четвертом такте - первый и третий. Большие подзвонные колокола поочередно перебираются (левой рукой), а на двух малых подзвонных колоколах (5 п. 16 ф. и 5 п. 10 ф.) имитируется трель «Ионинского» звона (в правой руке).

Для современного исполнения звонов ростовской традиции в Даниловом монастыре характерна ритмическая свобода звучания зазвонных и средних колоколов за счет дробления и сочетания различных длительностей, что делает эти звоны более яркими и красочными. В этом отношении «Ионинский» звон дает больше возможности для импровизации, чем остальные звоны, поскольку он построен на медленном чередовании ударов двух зазвонных колоколов, которые можно ритмически разнообразить.

«Акимовский» звон (см. рис. 6 в параграфе 1.2.1.) отличается подвижной ритмикой зазвонных колоколов, которые звучат восьмыми и шестнадцатыми длительностями. Обычно, на фоне простых аккордов благовестников развертывается протяженная тема в средних колоколах.

В «Георгиевском» звоне (см. рис. 5 в параграфе 1.2.1.) в самый большой колокол ударяют в один край, поэтому темп звучания медленнее, чем в других звонах. На фоне звучания благовестников возникают короткие ритмические фразы (восьмыми длительностями) малых колоколов, оканчивающиеся половинной длительностью.

В «Ионафановском» звоне145 на фоне совместного аккорда благовестников проходит мелодия четырех средних и малых колоколов, состоящая из чередования двух различных ритмических рисунков. В Даниловом монастыре исполняются два варианта «Ионафановского» звона: минорный и мажорный. Для воспроизведения мажорного вида используются подзвонные колокола, весом 27 п., 15 п., 5 п. 16 ф. и 4 п. При исполнении минорного варианта этого звона участвуют колокола, весом 27 п., 7 п. 30 ф., 5 п. 16 ф. и 2 п. 23 ф.

«Красный» трезвон с «Большим» колоколом от других Ростовских звонов отличается более подвижным темпом исполнения, разнообразием ритмики. Функцию зазвонных колоколов выполняют три из числа малых подзвонных (5, 4 и 2 п.).

Звоны ростовской традиции, либо импровизации на их основе (с использованием больших благовестников), звучат в Даниловом монастыре на все праздники, посвященные памяти пророка Иоанна Предтечи, чем подчеркивается значимость, драматичность Евангельских событий, с ним связанных. Кроме того, «Акимовский», «Георгиевский» и «Ионинский» звоны часто исполняются в качестве второго или третьего по счету звона на Всенощном бдении. «Красный» и «Ионафановский» - могут звучать в конце вечерней службы.

В особо торжественных случаях даниловские звонари используют звоны в традиции Троице-Сергиевой Лавры, часто - после праздничного богослужения или во время чина о Панагии. Многие звонари считают лаврский трезвон вершиной в развитии не только московской традиции, но и всего русского звона. В нем важны и скорость (быстрый темп), и динамика (от;? до/), и особая ритмика (пунктирный и синкопированный ритм, паузы). Исполнение трезвона в лаврской

Итак, на современном этапе, как и в дореволюционной России, в звонарской практике применяются звоны различных традиций, которые, конечно, в своем красочно-тембровом колорите несколько отличаются в каждой обители, поскольку колокола везде разные - по весу, по количеству, по месту и времени изготовления. Вместе с тем, при исполнении этих звонов на различных звонницах сохраняется стилистика, основные ритмические формулы, что делает звоны узнаваемыми. Примером этому служит звонница Данилова монастыря, где находят преломление и дальнейшее развитие звоны различных исторических традиций: Псково-Печерского монастыря, Успенского собора Ростова Великого, Троице-Сергиевой Лавры. Воспринятые многообразные особенности местных звонов обрели в условиях Данилова монастыря целостное и органичное единство, что связано с включением и исполнением их в различных случаях богослужебной практики и церковной жизни.

Исторические звоны в практике Данилова монастыря

Казалось бы, такой варварский шаг, как продажа монастырских колоколов за границу, в США, в то же время послужил исключительным положительным фактором для их спасения, и в начале XXI века стало возможным возвращение колоколов на Родину. Это единственный в своем роде случай за всю отечественную историю.

В связи с длительным закрытием монастыря, отсутствием исторических колоколов, оказалось во многом утрачено искусство колокольного звона. В работе подчеркнута роль сохранившихся аудиозаписей - как «документов истории» и своеобразной «школы колокольного звона». Составлена таблица, включающая четырнадцать первых грампластинок с колокольными звонами (начиная с 1963 г.), с описанием звонов, которые послужили учебным пособием для начинающих в 1980-1990-е годы церковных звонарей, в том числе и Данилова монастыря.

Процесс формирования современного колокольного ансамбля Даниловой обители занимает значительный временной период, охватывает более трехсот лет. Ныне в составе ансамбля - восемнадцать исторических колоколов, возвращенных из Америки, четыре, оставшихся от временного набора, и один вновь отлитый. Такой значительный и разнообразный состав звонницы (различные весовые и тембровые группы колоколов) открывает широкие исполнительские возможности, обогащая звонные традиции, существовавшие в монастыре до его закрытия в начале XX века, а именно - возрождено и постоянно используется звонарями включение в звон мелодико-ритмической составляющей фрагментов богослужебных песнопений, согласно определенному церковному празднику. Помимо этого на колокольне Даниловой обители находят преломление сохранившиеся до настоящего времени исторические звоны - Ростовские, Псково-Печерского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры. Таким образом, в Даниловом монастыре существует и активно развивается преемственность звонных традиций.

Сегодня, благодаря музыкальным характеристикам колоколов, составляющих современный колокольный ансамбль монастыря, стало возможно включать в традиционный ритмический звон мелодии не только минорных (как было в начале XX века), но и мажорных песнопений, тем самым подчеркивая органичную связь звона с богослужебным пением, в чем и заключается основная специфика колокольных звонов Данилова монастыря. Например, на Пасху в звонную ткань вплетается мелодия тропаря «Христос воскресе»; на праздники, посвященные князю Даниилу - тропарь на третий глас «Явился еси в стране нашей...». В этой связи нами было введено понятие пение в звоне.

В результате сравнительного анализа хоровых партитур песнопений, исполняемых мужским хором Данилова монастыря, и колокольного звучания выявлено, что пение в звоне используется на Пасху, практически на все двунадесятые, великие и престольные праздники, в настоящее время активно развивается и дополняется.

На основе аудио и видеозаписей звонов Данилова монастыря, следуя методике, разработанной А.С. Ярешко, нами были зафиксированы, расшифрованы, йотированы, изучены современные звоны обители, выявлены особенности формообразования колокольных композиций на примере Пасхального трезвона, исполняемого на Даниловской колокольне в Пасхальный период. Проведенный музыкальный анализ показал, что вся композиция звона подчинена непрерывному развитию мелодической темы тропаря «Христос воскресе» как в виде цитаты, так и с мелодико-ритмическими вариациями в партиях средних и малых колоколов. Творчество звонаря-художника свидетельствует, с одной стороны, о широких исполнительских возможностях самого сложного вида колокольного звона - трезвона, с другой - о молитве в звоне.

Одной из важнейших сторон в богослужении является монастырский Устав звонов. Отметим, что фиксация всех видов звона и моментов его совершения в Даниловой обители является необходимой, поскольку это имеет общецерковное практическое значение. В этой связи нами были исследованы как традиционные стороны, так и специфические особенности Устава колокольных звонов Даниловой обители. Устав систематизирован, проанализирован, составлены уставные таблицы «Основные положения Устава колокольных звонов московского Данилова монастыря», в которых нашли отражение современные особенности совершения звонов обители, включающие как момент и способ звона в двунадесятые, престольные праздники, на воскресные, постовые богослужения, так и фиксацию моментов использования колокольного звона при встречах иерархов, почитаемых святынь.

В результате интервьюирования звонарей Даниловой обители, звонарей храмов и монастырей различных регионов нашей страны и Ближнего зарубежья, участников фестивалей церковных звонов, а также священнослужителей и прихожан, нами раскрыты многие вопросы, касающиеся исполнения колокольных звонов как Данилова монастыря, так и других местных традиций.

В диссертации отмечено, что фестивали русских колокольных звонов, проводимые в Даниловом монастыре, а также аудиозаписи дисков со звонами, являются важнейшими способами передачи и сохранения звонных традиций, благодаря чему продолжает накапливаться и собираться опыт, необходимый для преемственности и развития звонарских традиций.

В работе показано, что исторические и современные особенности колокольных звонов Данилова монастыря имеют исключительно важное значение для научного изучения и практики колокольного искусства России. Они, с одной стороны, отражают традиции, с другой - выявляют специфические художественные черты звонного творчества обители.

Проблематика, связанная с монастырскими особенностями колокольного звона представляется плодотворной для их изучения, сохранения и дальнейшего освоения. Предложенные нами методы работы могут быть полезны для комплексного изучения локальных традиций русских колокольных звонов.