Введение к работе
Актуальность исследования, В процессе разиггая перед музыкальной наукой нередко встают проблемы, для решения которых необходимо заново обращаться к казалось бы уже изученным предметам. Камерно-вокальные жанры русской музыки находились в центре внимания отечественных музыковедов постоянно: классические труды о романсе были созданы Б. Асафьевым, В. Васиной-Гроссман, О. Левашевои, Однако, как паление многомерное, существующее на пересечении музыки и литературы, прскрессионалыгого творчества и любительского музицирования, искусства и <рольклора, романс и сейчас оказывается вовлечен в ctpepy иіггересов исторического и теоретического музыкознания, а такхе литературоведения, эстетики, культурологии. Все возможные ракурсы исследования одной из оаювиых областей национальной музыкалыюй культуры прошлого столетия еще далеко не исчерпаны.
В диссертации камерно-вокальная музыка пушкинско-глшшшской эпохи впервые рассматривается как система жанров, вопло -тающих отдельные стороны целостного мироощущения, ко -торос в 20 - 30-е годы XIX века оказывается преимущественно романти-ч е с к и м. Предмет исследования выбран таким образом, что имеется возможность проследить за проявлениями романтического в лирической, «jairracninecKoft, нациоііалміо-хліиктеріїои и других Сферах внутри отдельных жанров и составить целостное представление о романтизме соответствующего периода в рамках всей камерно-вокальной музыки. Следовательно, данное исследование вызвано интересом прежде ессго к музыкальному романтизму поры его первого расцвета в России 20-х - 30-х годов XIX века.
4 В работе освещается целый ряд проблем романтического движения в русском искусстве. Прежде всего излагаются различные точки зрения на само понятие "романтизм", которое дискутировалось русской обществеиной мыслью во времена его возникновения и продолжает обсуждаться по сей день. В диссертации оно трактуется самым ішроким образом, как особый тип восприятия и отражения действительности, отличный как от просветительской идеологии, так и от реалистического noHUMatnui мира. В связи с этим оспаривается положение о "первичности" одних и "вторичнсспГ других, в том числе русской, национальных <ро[гм романтизма; выясняются исторические, сошіально-общсственіїьіе, культурные предпосылки появления романтизма на русской почве, время его вшникноаения и этапы его развития, его роль в литературе и музыке, его соотношение с иными направлениями и его связь с романтическими течениями в искусстве других европейских стран.
Рассмотрение всех названных проблем способствует решению актуальнейшей для отечественного музыкознания задачи: выявления самобытности русского музыкального романтизма как одной из национальных <рорм общеевропейского художественного направления XIX века.
Материалом исслолпвзния послужили не только романсы известных авторов (Глинки, Всрстовского, Алябьева, Варламова, Гурилева), но и широкий круг произведений, составляющих основу бытового музицирования; многие из них введены в научный обиход впервые. С учетом специ<рики камерно-вокальной лирики как области литературно-музыкального творчества, большое внимание уделяется поэтической cTojwue исследуемых жанров и, соответственно, стихотворным произведениям Жуковского,
5 Пушкина, Дельвига, Лермонтова, Кольцова, Цыганова и некоторых других поэтов.
1 [елью исследования является ссмьклеїтне жанров камерно-вокальной музыки в контексте романтической эпохи. Запечатлеть обобщенный жанровый облик основных разновидностей романса, выявить образное содержание того или иного жанра, показать каждый из них как явление развивающееся в соответствии с общим ходом музыкального процесса и изменяющееся под воздействием индивидуальных иіггерпреташій жанровых законов - вот важнейшие задачи отдельных глав диссертации. На основе этого оценивается специфика каждого ...аира с точки зрения воплощения им романтического мироощущения.
В результате обобщения полученных выводов достигается іттоговая цель диссертации - обнаружение оригинальных свойств русского музыкалыюго романтизма, каким он предстает в камерно-вокальных жанрах 20-х - 30-х годов XIX века.
Научная новизна исслепо^анип определяется тем, что, несмотря на Mfioro4HcncHHccrb наблюдений о русском музыкальном романтизме, высказанных в известных музыкально-исторических и монографических работах, исследования, посвященные этому явлению специально, практически отсутствуют.
Существенно новым представлнетеп положение о том, что сформирование русского национально-самобытного искусства - явление, под знаком которого прежде всего рассматривается музыка первой полооины XIX века - осознавался современной эстетической мыслью как задача роман* тического направления художественного творчества.
Также впервые в диссертации поставлен вопрос о трактовке русскими композиторами романтических категорий (личного и общего, идеального!!
реального), и романтических образов (томления, порыва и других). Это
*
способствует значительному обновлению взглядов как на отдельные жанровые разновидности романса, так и на всю систему жанров камерно-вокальной музыки. Введены некоторые новые понятия в области классификации жанров и внутрижанровых групп.
Практическая ценность работы. Материалы диссертации используются в .курсе музыкальной литературы в Училище при Москов -ской консерватории. Кроме того, они могут быть использованы в курсах истории русской музыки, читаемых на музыковедческих и исполнительских Факультетах консерваторий, в курсе анализа музыкальных произведений, в работе музыкантов-исполнителей и музыковедов-лекторов.
Наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут спо -собствовать дальнейшему изучению русского музыкального ромаїггизма.
АпроГд;шя работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории русской музыки Московской консерватории и была рекомендована к защите. Основное содержание работы отражено в 3-х публикациях.
Объем и структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, пять глав, заключение и список литературы. Приложение содержит 20 нотных примеров.