Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Калмыцкие протяжные песни, опыт структурно-типологического и историко-стилевого исследования Дорджиева, Гиляна Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дорджиева, Гиляна Андреевна. Калмыцкие протяжные песни, опыт структурно-типологического и историко-стилевого исследования : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2000.- 243 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-17/92-3

Введение к работе

Актуальность темы. Исторически многослойный пласт протяжных песен "УТ ДУН"1, включающий обрядовые (пировые, свадебные и т.д.) и необрядовые (лиро-эпические, лирические, исторические и др.) тексты, занимает одно из центральных мест в традиционной народной культуре калмыков. Разнообразные по поэтическому содержанию и приуроченности исполнения, протяжные песни в то же время характеризуются едиными принципами организации музыкально-поэтических форм. Качество однородности структурно-стилевых норм песенного языка определяется ведущим положением музыкальных элементов в системе песенного текста.

Впервые, на основе фольклористических традиций, сложившихся в Санкт-Петербургской консерватории, предпринимается монографическое изучение протяжных песенных форм калмыков. В научный обиход вводятся неизвестные ранее факты национального фольклора и этнографии.

Актуальность предлагаемой работы заключается в определении и решении круга основополагающих проблем национальных музыкальных форм (содержания, структуры, стиля). В вопросах оценки исторической глубины традиции протяжных песен центральное направление исследования связано с выявлением комплекса структурно-типологических признаков песенного языка. При этом, как показывает исследование, определение "архаическое" по отношению к УТ ДУН связано именно с комплексом интонационных (интонационно-ритмических, темброво-тесситурных, интонационно-ладовых) закономерностей, одновременно выступающих продуцирующей ос-

1 УТ ДУН - дословно: длинная или протяжная песня

новой, своего рода сводом языковых правил, сообщающих тексту ключевой статус в традиции.

Разработка вопросов функционирования УТ ДУН в контексте традиционной обрядовой жизни расширяет границы наблюдений над закономерностями проявлений народного художественного мышления. Задачи разработки критериев для определения жанра и выявления жанровой системы национального фольклора находятся в русле актуальных проблем современной фольклористики.

Предмет її материал исследования. Основу диссертационного исследования составляют экспедиционные записи, выполненные автором в ходе фольклорно-этнографических экспедиций на протяжении 1990-1998 гг. в Ики-Бурульский, Приютненский, Яшкульский, Комсомольский, Каспийский, Сарпинский, Малодербетовский, Кет-ченеровский, Городовиковский районы Калмыкии, а также в Синь-цзян-Уйгурский автономный район Китая. Личный архив автора составляют более 2300 единиц содержания (тексты, аудио-, видеозаписи, образцы народного прикладного искусства), из них более 500 единиц являются аудио- и видеозаписями протяжных песен. Собранные материалы отражают современное состояние народной традиционной культуры, характеризующееся угасанием обрядовых форм фольклора. Тем не менее, методика комплексной экспедиционной работы, направленная на последовательное, планомерное обследование культурной традиции и учет всех форм ее проявления, позволяет зафиксировать основные группы фольклорных текстов2,

2 Основной массив текстов записан от представителей довоенного поколения. По экспедиционным материалам восстанавливается картина народной культурной традиции 20-30х годов.

выявить ключевые характеристики музыкального фольклора калмыков. Корпус образцов текстов, представленный в диссертации (ното-графия, поэтические тексты с подстрочным переводом, фрагменты экспедиционных репортажей), публикуется впервые.

В качестве дополнительных источников привлекаются изданные калмыцкие и монгольские фольклорные материалы. Автором учитываются записи калмыцкого фольклора из фондов Фонограммархива ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), архива Института Прикладных и Гуманитарных исследований (г. Элиста), архива востоковедов Санкт-Петербургского Отделения ИВ РАН.

Цели її задачи. Основные цели диссертации состоят в следующем:

Выявление и анализ закономерностей и специфических признаков музыкально-поэтического строя УТ ДУН;

Рассмотрение типологических свойств элементов структуры;

Уяснение структуры, содержания, рельефа внутренних границ песенной системы УТ ДУН, выявление признаков для проведения жанровой классификации калмыцгагх протяжных песен.

Формирование целостного представления о фольклорном произведении требует рассмотрения разных по природе языковых комплексов, образующих песенный текст, учета соотношения между разнородными элементами музыкально-поэтической системы (их устойчивости, подвижности, иерархии и т.д.), анализа связей художественной формы с комплексом традиционных представлений общества. Указанное направление исследования связано с решением следующих задач:

определение места и значения протяжных песен в празднично-обрядовой жизни калмыков (в диссертационной работе привлечены результаты комплексного анализа свадебного обряда калмыков; подробно учтены обстоятельства исполнения протяжных песен);

исследование структуры и содержания поэтических текстов в связи с функцией художественных форм.

Методологические установки. Диссертационная работа осуществлена в русле фольклористических традиций, сложившихся в Санкт-Петербургской консерватории. Методология системного подхода к изучению народной музыкально-поэтической культуры выражена в категории "фольклорно-этнографическнй текст", введенной А.М. Мехнецовым для обозначения самостоятельной, законченной или относительно законченной структурно-семантической единицы в поле культурной традиции. Центральное звено в выделенной структуре составляет художественная форма (музыкально-поэтическая, музыкально-хореографическая и т.д.).

В разработке общих принципов и подходов к исторической проблематике народно-песенного материала важное значение принадлежит трудам Б.Н. Путилова, в которых постулируется положение о крайней неравномерности развития фольклорного процесса в жанровом отношении. Фольклор, как явление полистадиальное, развивается по особым законам, к выражению которых не могут быть применены модели прямолинейного поступательного, эволюционного движения. Эта позиция продолжена в исследованиях В.А. Лапина, посвященных вопросам исторической стилистики русского музыкального фольклора.

Рассматривая песенную систему УТ ДУН, следует отметить, что возможность моделирования относительной исторической хронологии поэтических текстов УТ ДУН (от обрядово-ритуальных до.. лирико-философских) должна быть соотнесена с "архаизирующим" (определение В.А. Лапина) свойством музыкального языка, функционирующего по своим специфическим законам.

Анализ музыкальных закономерностей калмыцких протяжных песен опирается на интонационную теорию Б.В. Асафьева; исследования мелодического синтаксиса Е.А. Ручьевской; принципы функционально-семантических подходов к формам интонирования, разработанные в трудах Ф.А. Рубцова, В.В. Коргузалова. Вопросы ладовой функциональности рассматриваются с учетом работ Х.С. Кушнарева, Т.С. Бершадской. К важнейшим публикациям, посвященным сравнительно-типологическому исследованию ранних сольно-вокальных пластов в разных национальных культурах, относится работа Э.Е. Алексеева, в которой сформулированы важнейшие характеристики раннефольклорного мелоса.

При исследовании ритмической основы протяжных песен результативным является применение методики слогоритмического анализа, разработанной в трудах К.В. Квитки, А.В. Рудневой, А.А. Банина. Для изучения норм стихосложения поэтических текстов УТ ДУН используются результаты экспериментальных фонетических исследований Л.К. Герасимович, П.Ц. Биткеева.

В диссертации учтены результаты исследований родственных национальных музыкальных культур: фундаментальные работы Б.Ф. Смирнова о монгольской народной музыке, монографические исследования Д.С. Дугарова о бурятских песнях, А.Н. Аксенова о

тувинском музыкальном фольклоре, Н.М. Кондратьевой о традиции скотоводческих заговоров алтайцев - теленгитов.

Научная новизна. Настоящая работа является первым опытом исследования музыкально-поэтической системы УТ ДУН. Формирование методики анализа и принципов нотации музыкального материала выступают взаимодополняющими задачами.

В диссертации разрабатываются подходы к изучению мелодики УТ ДУН, характеризующейся обилием глиссандированных участков интонирования, часто возникающей звуковысотной "размытостью" и неопределенностью тонов напева, специфическими темброво-тесситурными условиями. Выявлены ритмические основы песенной формы, регулируемые нормами просодии калмыцкого слова, а также типом возгласного интонирования, основополагающего для УТ ДУН.

Рассмотрение музыкально-лингвистических закономерностей протяжных песен связано с разработкой вопросов жанрово-стилевого и историко-стилевого анализа.

В диссертации представлена многоуровневая жанровая классификация, учитывающая сложную полиэлементную структуру фольклорных текстов.

Практическая ценность исследования заключается в расширении исследовательской базы музыкальной фольклористики и этнографии, введении в научный обиход нового фактологического материала, крайне необходимого при современном состоянии народной культуры калмыков и ее малой изученности. Результаты диссертационной работы могут быть использованы для проведения исследова-

ний в области истории и типологии народных музыкальных традиций.

В сферу музыковедческих научных интересов вводятся уникальные песенные формы. Представляемые материалы (расшифровки экспедиционных звукозаписей: нотация и переводы поэтических текстов) могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по народной музыке в музыкальных училищах и консерваториях, а также в художественно-творческой, просветительской деятельности.

Апробация диссертации состоялась на Кафедре музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, на научно-творческом Совете Фольк-лорно-этнографического центра Министерства культуры Российской Федерации. Основные научные положения и источниковедческие материалы работы были представлены в докладах на конференции "Традиционное искусство и человек" в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург, 1997), на Всероссийской научной конференции "Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики" (Краснодар, 1997), на второй Международной конференции памяти А.В. Рудневой «Современные методы изучения фольклорных явлений» (Москва, 1998), на Открытых чтениях Санкт-Петербургской консерватории «Ритм и форма» (Санкт-Петербург, 1999). В публикациях по теме диссертации автор излагает подходы к изучению протяжных песен, вводит новые материалы по фольклору и этнографии калмыков.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений (Список населенных пунктов, в которых производилась запись; Список исполіштелей; Примеры нотных расшифровок и поэтических текстов с подстрочным переводом). Общий план работы складывается из последовательного освещения закономерностей организации УТ ДУН, позволяющего выявить структурные и содержательные свойства элементов песенной формы.