Введение к работе
Актуальность и степень изученности проблемы. Современное камерное
сальное творчество представляет заметное явление в отечественной
зыкальной культуре. Одним из наглядных подтверждений тому стали вокальные
низведения 70-80-х годов, убедительно представившие жанр, как открытый для
їлощения глубинных мыслей и чувств.
В истории любого вида творчества закономерно сменяют друг друга периоды
)шин и кризисные ситуации, моменты отрицания традиций, или, напротив,
остального к ним внимания.
Задача изучения новейшего искусства непроста: оригинальность концепции и
жность драматургического решения, стремительность смены техник и
ожественность литературной основы несомненно затрудняют создание
юстной картины жизни вокальных жанров. Вместе с тем возможность показать
;ные стилевые устремления в постоянно меняющемся мире музыки и, в том
:ле, камерных жанров, представляется тем единственным путем, который и
)собен воссоздать некоторые грани современного мультикультурного
[ожественного пространства.
Во второй половине XX века камерные вокальные жанры, наряду с симфонией
оперой, по-прежнему резонировали все более усиливающимся тенденциям
іхологизма, интеллектуализма, оставаясь при этом чутким барометром
иевных движений, тончайших эмоциональных состояний.
Были и другие причины, сделавшие камерные жанры заметными в
іременньїх эволюционных музыкальных процессах. В частности, это
лючается в специфике камерности, легко поддающейся самым разнообразным
нсформациям, как формально-конструктивным, так и в области выразительных
дств.
Актуальность данного исследования состоит, таким образом, в изучении
щессов, наблюдающихся в жанрах камерной вокальной музыки,
сматриваемой в аспекте стилевого многообразия.
Проблемы стиля и драматургии камерных вокальных жанров изучены на
шере анализа творчества московских композиторов 70-80-х годов, хотя,
умеется, сходные традиции наблюдаются и в других художественных центрах
;сии, например, в сочинениях Петербургских мастеров. И все же апелляция
;нно к московской школе обусловлена тем, что, по нашему мнению, подобная
:ентуация позволяет оценить ее как "микромодель" наиболее характерных
денций, протекающих в современной отечественной музыкальной культуре: и
і центральных районах, и на периферии.
Автору представлялось целесообразным рассмотреть стилевые явления в
ременной камерной вокальной музыке сквозь призму разных устремлений
три одной композиторской школы. Подобная позиция сделала возможным,
и не прояснить до конца, то хотя бы коснуться типологических черт
ременного вокального жанра.
Словом, предмет настоящей работы - современное художественное мышление
:го проекции на вокальную музыку. На материале образцов, не так часто
іадающих в сферу аналитических изысканий, диссертант видел свою задачу в
сазе некоторых универсальных культурных тенденций нашего времени. Речь
;т прежде всего о многообразии поисков, как следствия все расширяющегося в
нем столетии пространства культурного космоса, и о генерирующей роли
традиций, ныне выступающих как одна из форм исторического сознания. Художественная практика последней трети нашего столетия еще раз доказала: именно традиции способствуют не только приалечению, тем самым делению жизни, устойчивых отстоявшихся внутренних структур искусства, но и стимулируют активный процесс обновления. "Вернемся к старому и это будет прогресс" - образно говорил по этому поводу Верди.
Выбор в качестве основного объекта исследования камерной вокальной музыки, созданной в 1970-1980-е годы, обусловлен тем, что именно эти десятилетия, на наш взгляд, характеризуются интенсивным и достаточно разнообразным бытованием названного жанра в отечественной музыкальной культуре. При этом автор ориентировался на сочинения, которые либо уже изданы, либо получили достаточный резонанс в современной исполнительской практике.
Жанры отечественной камерно-вокальной музыки выдвигают перед исследователем определенные трудности. Разнообразие поэтических источников, соседство отдельных романсов или сборников с симфонизированными вокальными циклами, неравноценная художественная значимость некоторых из них, осложняют анализ стилевого развития.
В этой связи в работе четко проведен принцип избирательности: и в отборе объектов исследований, и в расположении самого музыкального материала. Полнота аналитического представления того или иного романса или цикла будет зависеть от степени его изученности в других источниках.
Предметом исследования стало творчество московских композиторов, представляющих достаточно полярные зоны стилевой ориентации. Внимание уделяется С.Баласаняну и Д.Кривицкому, каждый из которых обрел свои пути обновления академической линии отечественного романса.
В качестве показательного примера сочетания классических традиций с экспериментальным подходом, с достижениями современной композиторской техники проанализированы камерные вокальные сочинения Э.Денисова, пронизанные особым складом интеллектуализированной лирики.
Среди большого числа композиторов 70-80-х годов, связанных с неофольклорной ориентацией, мы обратились к вокальным сочинениям Т.Чудовой.
Вокальная сфера массовой культуры давно стала той притягательной силой, на которую опираются многие современные композиторы. Свободное владение всем жанровым многообразием сегодняшней неакадемической музыки, включающей огромный арсенал таких стилей, как джаз, рок, авторская песня, жанры популярной музыки, характеризует искусство композиторов "третьего направления". Здесь аналитическое внимание сосредоточено на романсах М.Минкова и И.Егикова.
Методологической базой диссертации послужили фундаментальные работы, изучающие специфику вокальной музыки. В частности труды В.Васиной-Гроссман, М.Овчинникова, Г.Григорьевой, И.Лаврентьевой. Также учитывались данные, обращенные к общей разработке проблем вокальной музыки, как в индивидуальной версии (Т.Курышева), так и в коллективных изданиях (например, "Музыка XX века", "История современной отечественной музыки").
Особое внимание для работы имели труды, представляющие музыкальный историко-стилевой контекст жанра, раскрывающийся в исследованиях М.Сабининой, И.Барсовой, М.Тараканова.
Цели и задачи исследования группировались вокруг следующих проблем:
дополнить серию трудов, рассматривающих стилевые тенденции :чественной вокальной музыки. Не отказываясь от сложившихся принципов шиза камерной вокальной музыки, мы видим свою задачу в хронологическом :ширении аналитического поля (подчеркнем, что в большинстве источников іершающей границей обозначались 70-е годы, ставшие для нашей работы в ічительной мере стартовыми);
исследовать избранные образцы вокальных произведений как явления, комплексно выражающие глубинные основы и стилистические устремления современной музыки;
выявить типологически устойчивые жанровые разновидности вокальной музыки;
определить направляющие линии в стилевом плюрализме явлений современного вокального творчества;
описать ведущие принципы драматургии, рассмотреть основополагающие образно-смысловые и мелодико-тематические стороны современного романса, а также его языковую суть;
рассмотреть соотношение понятий: вокальный цикл и вокальный сборник;
обозначить пути проникновения в вокальную музыку законов и принципов театральной и кинодраматургии;
проследить механизмы взаимосвязи вокальной партии и инструментального сопровождения.
Обозначенный круг проблем определил и структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и гного приложения.
Центральные аналитические главы (2-я и 3-я) подразделены на ряд
нографических очерков, главными героями которых предстают столь несхожие
стилю композиторы, как С. Баласанян и Э. Денисов, Т.Чудова и Д.
ивицкий, М. Минков и Е. Егиков. Словом, в этих главах нашла отражение хотя
малая часть той обширной панорамы вокального творчества, которая в конце
века предстает особенно многоцветной.
В первой исторической главе представлялось необходимым кратко обозначить [ущие, "стилеобразующие" сочинения, которым выпала особая роль в летописи іерного вокального жанра. Теперь, когда наше столетие движется к своему ершению, это возможно сделать с большей степенью ответственности. Специфике индивидуального преломления типологических черт современного .іанса посвящено объемное Заключение.
Само же осуществление поставленных задач проводилось в трех разных гурсах: историко-стилевом (1-я глава), детальноаналитическом (2-я и 3-я вы), суммирующем, обобщающем ( заключение).
Практическое значение. Материалы данного исследования могут быть юльзованы в вузовских курсах современной отечественной музыкальной [ьтуры, истории и теории исполнительского искусства. Положения работы гут представить интерес для специалистов в области исследования жанров верной вокальной музыки.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории іременной отечественной культуры Московской государственной юерватории им.П.И.Чайковского 9 апреля 1996 года. Основные положения диссертации отражены в нескольких публикациях.