Введение к работе
Актуальность темы. Проблема формообразования принадлежит к числу важнейших и по существу - стержневих проблем современной теории и практики. Характерное для современной музыки обновление языка, освоеіше нетрадиционного звукового материала, по-ітлеігае новых композиторских техшік, усиление драматургического фактора, - все это обусловило не только кардинальное преобразо-занио традиционных: форм, "но и распространение новых, нетиповых сомпозициошшх структур. Выдвинутая реалиями творческого процесса потребность их теоретического рассмотрения очевидна, ибо вне юнимания закономерностей музыкальной формы, представляющей обой целостную организацию всех сторон музыкальной речи, невозможно постижение ни конструктивного, 1ш содержательного слоев узыкалыюго произведения.
Проблема современного формообразования і.шогогранна, охва-ывает целый комплекс теоретических вопросов и предполагает мно-эобразио подходов к ее решению. Об этом свидетельствует значл-элыюе количество работ советских музыковедов, отражающих, ре з-зе возрасташю .научного интереса к данной проблематико в )-80-е годы, Вместе с тем обзор музыковедческой литературы подзывает, что один из аспектов данной проблемы - форма крупно-I инструментального произведения, рассматриваемая как единое «позиционное целое, как определенный композиционный тип, -о нуждается в дальнейшем, более специальном исследовании.
Процессы обновления, охватившие советскую музыку во второй ловино XX века, пе обошли стороной я форму крупного инстру-итального произведения. Сонаты, симфонии, коїщертц, сюиты, здающиеся в течение последішх десятилетий, свидетельствуют го?;, что преобразование крупной формы не ограничивается ло-
кальними изменениями, но направлено на самые ее основы. Пожалуй, наиболее показательна в этом отношении ситуация в жанре силфонии. Симфония лишается ряда специфических структурно-семантических признаков, закрепленных за ней на протяжении полутора с лишним столетий, на смену лежащей в ее основе типовой комдози ционной модели приходит множество нових, индивидуальных, непохожих друг на друга форм; появляются композиционно-драматургические решения, отмечешше печатью национального своеобразия; вместе с тем и освященный традицией сонатне—симфонический цикл не сдает полностью свои позиции: его узнаваемые черты проступаю-порой в самых неожиданных и новаторских симфонических концепция: Таким образом изучение новых принципов построения и организации целостной формы современной симфонии представляет не только научный, но-и практический интерес, отвечая насущным потребностям музыкальной критики.!! эстетики.
Актуальной представляется также разработка этих вопросов на материале белорусской советской музыки: белорусская симфония 1960-1980-х годов, отмеченная активными творческими поисками, развивающаяся в русле общих тенденций эволюции жанра, проломленных сквозь призму национальных традиций, является достаточно репрезентативним материалом для постановки теоретических проблеї современного формообразования. Вместе с тем, хотя в работах музыковедов республики, посвященных современному национальному симфонизму, наряду с общими выводами и наблюдениями над стилем отдельных композиторов рассматриваются также некоторые вопроси формы, специального исследования они пока не получили.
Целью исследования является установление важнейших закономерностей крупной инструментальной формы в современно!: белорусской симфонии.
Исходя из этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
наметить основино структурно-ссмантичоские критерии крупной инструментальной формы я охарактеризовать важнейшие тепденции ео развития в современной симфонии;
определить музшсялъно-историчоскио и музыкально-эстетические предпосылки, вследствие которых период'60-80-х годов стал одним из наиболее значительных в эволюции белорусской симфонии, и дать целостную картину достаточно разнообразных композиционно-драматургических процессов, характеризующих разнио этапы развития яанра в указанный период;
представить систематизацию нетиповых крупных форм в зовромопной белорусекоіі симфонии;
выявить черты национального своеобразия новых, нетрадиционных композиционно-драїлатургичєских принципов крупной симфо-шчоской формы, обусловлешшо творческим претворением нації0-гальных культурных традиций.
Новизна работы заключается в том, что она является первым теоретическим исследованием композиционно-драматургических эсобенностей крупной формы з белорусской симфонии 1960-1980-х 'одов, В ней определяются типологические параметры семантичо-:кого и структурного планов крупной инструментальной формы; вдвигается идея рассмотрения крупной фортлы как композиционно-драматургического целого, что позволяет представить системати-іацию нетипових композиций в современной белорусской симфонии; иявляется национальное своеобразие нетиповых крупных форм в овременной белорусской симфонии.
Методологической и теоретической основой исследования полужили идеи и положения, сформулированные в трудах Б.Асафьева, .Бобровского, Е.Назайкпнского, С .Раппопорта, Л.!,1азеля, Н.Ара-овского, М.Тараканова, Е.Ручьевской, Т.Кгарогян, В.Вальковой,
Н.Рыжковой. Рассмотрение проблемы крупной симфонической формы в контексте явлений национальной культури и искусства потребовало привлечения данных, почерпнутых из исследований белорусских ученых В.Антонович, Г.Барышникова, Т.Дубковой, А.Саниико-ва, Л.Соловей, К.Степанцевич, а также введения в теоретический аппарат отдельных положений, выдвинутых в искусствоведении и литературоведении.
Материалом исследования послужили- симфонии белорусских композиторов 1960-1980-х годов. В центре внимания находятся сочинения, получившие общественное признание, неоднократно исполнявшиеся на концертной эстраде в республике и за ее пределами /симфонии Е.Глебова, Л.Абелиовича, Н.Аладова, Г.Вагнера,. Д.Смольского, А.І/дивани, Ф.Пыталева, В.Помозова, В.Дорохина, О.Залетнева/. Важншли критериями, обусловившими их выбор, являются индивидуальность и. новизна симфонической концепции в ее структурно-семантическом воплощении, технологическая характерность и четкая выраженность признаков определенного композиционно-драматургического типа. При этом использованы как опубликованные, так и рукописные партитуры.
Практическая ценность работы. Некоторые теоретические положения настоящей диссертации могут быть использованы при дальнейшем специальном исследовании проблем крупной инструментальной формы. Материалы работы могут найти применение в вузовском курсе анализа музыкальных произведений, частично - в курсе гармонии и истории белорусской- музыки, а также в области музыкальной критики.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории музики Го.торусской государственной консерватории, про'ліа апробанрю на заседании каЛед-ры теории музшг.5 Литовской консерваторі!!!. По то::п диссертации
прочитаны доклады на научко-тооретичоских конференциях /іАшюк, 1977-1909; Москва, 1983/. Материалы исследования включены автором в -курс анализа музыкальных производешій, использовались в курсе лекций по теории музыки на ФПК преподавателей музучплищ при Болгосконсорватории. Основное содержание работы отражено в публикациях.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения-, трех глав, которые отра-:гагат движение современной белорусской симфония от модифицированных типовых циклических композиций к нетиповым крупшаї формами и формированию черт их национального своеобразия, заключе-іп!я, списка литературы п приложения.
В первой главе рассматриваются пути обновления традиционной сонатно-симфонической цикличоской формы в симфониях 60 - пер.пол. 70-х годов. Вторая глава посвящена нетиповым симфоническим формам втор.пол. 70-80-х годов. В третьей раскрывается значение национальных культурных традиций в становлении новых композиционно-драматургических принципов крупной симфонической формы.
Приложение'содержит нотные'примеры из симфонических партитур, а также схемы и таблицы.