Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция принципов формообразования в творчестве азербайджанских композиторов к проблеме взаимодействия национальных и общеевропейских традиций Абдуллаева, Лейла Вейсаловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдуллаева, Лейла Вейсаловна. Эволюция принципов формообразования в творчестве азербайджанских композиторов к проблеме взаимодействия национальных и общеевропейских традиций : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1992.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблеми формообразования, Еыделекиой в работе е качестве центральной, обусловлена следующими причинами

  1. Традиции азербайджанской музыка, представленные как в многочисленных фольклорных жанрах, так и в мугаме, принадлежат целиком монодийной культуре. Становление лада, интонации, формы представляет здесь єдиний, труднорвсчленишЯ процесс.Например, опевание является не только спосоосм интонационного становления, ко я Е85ГЛЄЙШИМ фактором синтаксического в кошозищиоинсго членения. Учитывая эти особенности, можно утверждать, что в условиях обращения к традициям монодии именно отношение к принципам формообразования становится своеобразным индикатором композиторского подхода к фольклору.

  2. С формообразованием связана и такая важная проблема, нал импроЕизационность, идущая от национального искусства. При этом В8.ІНО подчеркнуть следугхцее: специфические для мугама процессы, которые с точки зрения европейского слуха кажутся чистой импровизацией, на самом деле подчинены своим закономерностям.

  3. Именно этот глубинный, формообразующий уровень оставался вплоть до 60-х годов наименее, изученным з азербайджанском музыко-

2ЭДЙПИИ* 20ЛГОЄ ВрвУЯ ОбК&руЖЄНйЄ ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОКОЕ ИДЄНТИфІ1-

цировалось о констатацией того ьли иного азербайджанского лада. Что касается формообразования, ю аналогии о мугамжш рззвёрты-Евіодм не сопровождались, как правило,- разъяснением того, что же составляет основу последнего. Поворот а сторону изучения вопросов формообразования наметился 80-е годы.8.ато время появились, с одной стороны, 'специальные труда, посвященные формообразованию в азербайджанском мугамеч( диспертэши СБагировой, Т.Джаяи-заде, В.Садыкогой ) , с другой стороїм - фундаментальный труд й.В.Абез-гауз "Опера. "Кёрогяи" Узеира Гадздо'екопа", где творчество исто-эиторв рассматривается в аспекте закономерностей аоиодиЯаого мышления.

Делі.» данной P8CQTH является обобщение основных направлений е развитии азербайджанского композиторского творчества, связан-шю преемственностью їяугашо-ізднодяйиой традиции.

Посісіновка проблема потребовала изучения и разработка некоторых вопросов» связанных с закономерностями мугамиого формообразования. Методологической основой исследования явились труда Е.В.Асафьева, В.П.Бобровского, Л.А.Мззєля, посвященные проблемам формообразования, а такие специальные работы, затрагивавшие попроси монодии, С.П.ГаляцкоЗ, Т.С.Бершедекой,С.С.Скребкова, Н.Г. Шахназаровой, А.ЕіСоф.на и др.

Как известно, мугам представляет собой канонизированную композицию, основанную на чередовании самостоятельных, композиционно завершённых разделов, связанных единым худохестЕенним аааыо-лсм.Кос лн композиции составляет части, организованные по законам свободного от метра, декламационного интонирования,которые перемежаются с песенными к танцевальными интермедиями.

В связи с особенностям монодийных тенденций в сонатной форме Уаеира Гадаибекова в работе анализвруотся дадопереиеняне процессы'в иугама. Так, формообразование в азербайджанском муга-mt визызащеэ ассоциацию о"вмпровьлацивй на лад"{тершн Т.Дяа-ни-заде) , по сути представляет собой чётко скоординированную организацию различиях подсистем, возникающих в процессе ддитель-аого саморазвития исходного лада. Анализ основных азербайджанских, чугамо» показывает, что двилущей силой процессуального ионо-дийного-разЕёртывяиая Еыстуаает ладовая перамешюсть, которая организует фориу на всех уровнях. Вели на уровне одного раздела -

- шо'бэ - последняя воплощается в противодействии переменно, возникающих, опор ладоЕому устою ъ рамках одной лздоинтонацион-ной oTpvKTypbi, го в соотношении разделов цикла имеет место вза-йкодействае различных ладоинтонашонных систем с исходной ладовой структурой.

Известные трудности при написании работы возникли в связи о отсутствием .уотояЕпвйся терминологии по теории мугама.В результата основним методологическим приёмом стеле использование европейских терминов типа каденция, аопевка с оговоркой несовпадения их по тек или иным параметрам с рассматриваемыми явлениями.Весьма подходящим для характеристики мугамясі'о интонационного становления явился термин М.Г.Арянозского центрирование: имен но это слово ограназт метод группирования ладовых студеней вокруг опорного тона»

В работе анализируется некоторые принципы организации му-гамного тематизма, поскольку проблема ота является одной из ключевых? отнесение к музыкальной теме фокусирует ип композиторского подхода к формо. 3 отличие от тематизм европейских форм, мо-нодийяое развёртывание предполагает относительно ровное в скисло интонационной плотности протекание мелоса, названное л.Г. Юси-ннм Ёзсседоточенным_текатязшм. Структура мугемной интонации . диктует отличяие от европейских способа мелодического развития, и простое указание на вариантность , искони присущую устному творчеству, мало что объясняет в специфике .последних. В работе вводится и аргументируется термин лэдоиятснациошшя вариантность.

Проблема теизтизиа, выросшего на мугашой основе, воплотилась э океозяоЖ линии исследования, направленной на выявление основных тенденций кошозиторского подхода к традициям национальной монодии.. С этой точки зрения требует корректировки термин мугам-янй , применяемый как по отношении к тема, так я форме, прочно вошедший в азербайджанское музыковедение,, но имеющий различные, толкования. Если на первых этапах исследования национальной культури важно было подчеркнуть прежде всего сам факт её коренного отличия от европейской и термин"мугамносгь"по аналогия отнесенностью? введённый Э.Абасоьой, указнвы- :іа осразно-стилевой уро- еєяь этого отличия, то теперь речь должна идти о всей полноте му-гамяых признаков. Ведь можно говорить о мугамном тематизме узеира

Гадкибенова, но есть тзкчсе і/угзшшР, тематизм Фикрета Амирова, ірздставлявдкіі качественно иное явление, есть кзраеЕС,;ие теш--лании, вызывающие ассоциации с бесконечным мугамным ^итшаци-зн.чим обновлением, й есть, наконец, тематизм композиторов "норо:* фольклорной волны','* воспроизводящий самое мпнеру кугамкого речевого интснироЕання. Иными словам, на разных этапах развития гомпозиторсу.сй школы определённые качества национальной ко— rto.nov оказывались е центре, внимания, а другие отступали на второй план. Именно такой исторыо-стидеЕОй ракурс, связанный о избирательность» композиторского подхода к традициям национальной монодии, составляет научную новизну данного исследования.

3 работа предлагается такая компоновка .материала, которая отражает явления в их исторической преемственности. Вопросы ке, возникающие е связи с особенностями мугамного формообразования, затрагиваются в той мерс, какой они касаются поставленных проблем. Отсюда - деление работы на три главы, посвященные соотьет-ственве трём этапам разватяя азербайджанского композиторского ТЕорчества,Вопросц образного развития, стиля, жанра затрагиваются е контекста связи с формообразованием; при атом учитывается и степень осЕещённостй их в литературе.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её результаты могут бать.использованы в консерваторском курсе "История азербайджанской музыки ", в также для дальнейших исследований эволюции национального стиля.

Апробация работы .Диссертация была обсужд'.на в отделе музыкального искусстве Института архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджанской Республики.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения. К диссертации, прилагается список использованной литературы.