Введение к работе
Актуальность исследования. История оркестровки - одно из іажньїх направлений исследований, касающихся тембровой стороны іузьїки. Фундамент современных представлений об истории симфо-іического оркестра, принципах и приемах инструментовки, сформи-ювавшихся на различных этапах развития симфонической музыки, оставляют «История оркестровки» А.Карса и «История симфониче-кого оркестра» Г.Благодатова.
Имеющиеся работы по инструментовке для духового оркестра свешают лишь отдельные периоды его развития и раскрывают раз-іичньїе аспекты эволюции техники оркестрового письма примерно с юследней четверти XIX века по настоящее время. Более ранний пе-)иод истории духовой музыки и духового оркестра остается все еще іалоизученньїм, хотя истоки многих достижений отечественной иколы инструментовки имеют давние традиции и уходят своими :орнями вглубь веков.
Теоретическая и практическая значимость изучения эволюции інструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX іека явилась основной причиной выбора темы данного исследова-шя.
Степень разработанности проблемы. Непосредственное от-юшение к избранной теме имеют лишь несколько исследований.
Партитуры оригинальных сочинений, переложений и инструмен-овок для духового оркестра, выполненные Н.А.Римским-Сорсаковым, анализирует Г.Калинкович и находит в них реальные [ерты групповой трактовки оркестра.1
Особенности инструментовки в сочинениях, созданных отечест-ієнньши композиторами в 20-40-е годы выявляет Е.Макаров.2 В за-тсимости от роли оркестровых групп в становлении музыкальной [юрмы он выделяет три типа трактовки оркестра и высказывает сужение о формировании в рамках духовой музыки отечественной шко-[ы инструментовки.
Калинкович Г. Н.А.Римский-Корсаков - инспектор военно-морских хоров Морского ведомства. // Труды института. Вып. 1. - М., ИВД, 1952.
2 Макаров Е. Концертные сочинения советских композиторов для духово-о оркестра. // Труды института. Вып.1. - М., ИВД, 1952.
Вопросы, касающиеся эволюции жанра марша, принципов і приемов инструментовки, раскрывает Е.Аксенов в работе «Новое і инструментовке советского военного марша».1 Новое в инструментовке связывается с обновлением формы и фактуры, а также с отходом от принявшего нормативный характер принципа устойчивое функционально-тембровой дифференциации.
В исследовании, посвященном творчеству Н.П.Иванова-Радкевича, Л.Дунаев делает вывод о том, что в творчестве композитора впервые в сфере отечественной духовой музыки определились индивидуальные черты в трактовке тембра и использовании средств оркестра.2
Качественные изменения во взаимодействии функций тембра е рамках оркестрового целого, характерные особенности трактовки тембра как драматургического средства в современной духовой музыке выявляются В.Емельяновым в работе «Трактовка тембра в увертюрах советских композиторов для духового оркестра».3
Особенности оркестрового почерка Б.Т.Кожевникова, Е.П.Макарова, М.Д.Готлиба, Г.М.Калинковича и Г.И.Сальникова раскрывает В.Худолей.4 Формирование индивидуальной манеры письма трактуется как новый этап в эволюции инструментовки для духового оркестра.
Кроме того, в работах Б.Кожевникова, Х.Хаханяна, Б.Ноздрунова, В.Тутунова, В.Матвеева и др. освещаются различные стороны истории отечественной духовой музыки - сфера бытования духовых ансамблей и оркестров, их штаты и составы, репертуар, а вопросы инструментовки в них затрагиваются весьма обобщенно.
Аксенов Е. Новое в инструментовке советского военного марша. // Труды факультета, вып. 10. - М., ВДФ, 1970.
2 Дунаев Л. Творческое наследие Н. П. Иванова-Радкевича - новый этап в
развитии инструментовки для духового оркестра // В помощь военному дири
жеру. Вып. XIV. - М., ВДФ, 1974.
3 Емельянов В. Эволюция трактовки тембра в увертюрах для духового орке
стра // В помощь военному дирижеру. Вып. XXII. - М., ВДФ, 1983.
4 Худолей В. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра
в творчестве советских композиторов 40-х — 80-х годов // В помощь военному
дирижеру. Вып. XXV. - М., ВДФ, 1987.
Целью исследования является обобщение опыта отечественных композиторов в области инструментовки для духовых ансамблей и оркестров до 70-х годов XIX века.
Данная цель достигается решением следующих задач:
систематизировать музыкально-исторический материал о ду
ховой музыке в России до 70-х годов XIX века;
а раскрыть особенности структуры музыкально-тембровой ткани на разных этапах истории отечественной духовой музыки;
а определить характерные приемы изложения отдельных фактурных элементов;
а выявить типичные приемы трактовки оркестровых групп и отдельных инструментов;
проследить связь инструментовки с исполнительскими воз
можностями духовых инструментов, жанром произведения, предпо
лагаемыми условиями исполнения, а также с особенностями народ
ного музыкального искусства.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, А.Карса, Б.Асафьева, Ю.Тюлина, В.Цуккермана, В.Холоповой, М.Скребковой-Филатовой, Г.Благодатова, С.Василенко, А.Веприка, Ф.Витачека, Г.Дмитриева, И.Барсовой, Н.Ксенофонтовой и др.
С целью выявления особенностей структуры музыкально-тембровой ткани в работе практикуется дифференцированный анализ фактуры и тембра, «тембра и нетембровой стороны фактуры», а при анализе взаимодействия фактуры и тембра автор опирается на введенное В.Цуккерманом понятие о тембро-фактурной функциональности - системе закономерных связей, при которой «тембр содействует прояснению каждой фактурной функции».1
Новизна исследования. На основе анализа оригинальных партитур для духовых ансамблей и оркестра, в том числе и обнаруженных автором исследования, впервые определяются основные тенденции эволюции инструментовки в отечественной духовой музыке на наименее изученном этапе ее истории.
1 Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова. // В.Цуккерман. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып.2. - М., 1975. С.343.
Для более подробной характеристики структуры музыкальной ткани вне тембра вводятся понятия тесситурной и транстесситур-ной функциональности, исходя из того, что музыкальная ткань, построенная по принципу тесситурной функциональности, четко членится на ряд тесситурно обособленных «этажей», за каждым из которых закреплена определенная фактурная функция. Транстесситурная функциональность, напротив, предполагает изложение фактурных элементов в виде многооктавных (трансрегистровых) перекрещивающихся между собой комплексов без устойчивого закрепления функции за тесситурным участком.
В соответствии с типом концертирования духового оркестра инструментовка разделяется на «пленэрную», предназначенную для открытого пространства и «камерную» - для закрытых помещений. Определяющей чертой «пленэрной» инструментовки является стремление создать плотную и насыщенную звучность, а отсюда - доминирующее значение тутти. «Камерный» тип характеризуется гораздо более активным применением «ансамблевых» приемов изложения музыкального материала.
В диссертации выделяются три характерных для духовой музыки разновидности мелодии: «фанфарная», рассчитанная на особенности натуральных медных инструментов, «фигурационная», предназначенная для исполнения на деревянных духовых инструментах, а также «комбинированная», в которой сочетаются фанфарные и фигура-ционные элементы.
Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе на Военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории и других музыкальных учебных заведениях как в курсе инструментовки и чтения партитур, так и для формирования курса истории инструментовки для духового оркестра. Исследование может привлечь внимание композиторов и музыковедов, занимающихся вопросами инструментовки.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры инструментовки и чтения партитур Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка источников и нотных примеров.