Введение к работе
Актуальность темы и ее обоонование. Разработка проблем музыкального исполнительства в советском иокуоствоэедении имеет прочные традиции. В иооледованиях, посвященных исполнительским средствам музыкальной выразительности (далее - IE) преобладают два направления - музыковедческо-эотетическое и методи-ко-технологичеокое. Музыковедчеоко-эстетичеокая сторона исследований в большинстве случаев подразумевает "выведение за скобки" исполнительских технологических проблем. Могоцичеакая офера зачаотую ограничивается технологическими-рамками. Подобное расхождение обусловливает актуальность исследования ИС, включающем оба этих аопекта; раосмотрение 1С как интонашюнной оиотемы IV (далее - СИС), выявление ее отруктуры, функциональных особенностей, иоторичеаких закономерностей.
Назрела также необходимость системного иооледования род-ременных ИС, оообан.чо в "традишонных" исполнптольоких облаотях (куда входит и скрипичное исполнительство). Вое это подводит к необходимости создания развернутой интонационной теория музы- кального исполнитэльотва, актуальность которой обосновывается в данной работе.
Целью работы является изучение ИС как СИС в современной окрипичной музыке. В задачи исследования входит: установление интонационной отруктуры современной СИС и основных тенденций ее развития; анализ современных скрипичных ИС в аопекге интонационного своеобразия современной СИС и интонационных закономерностей европейского профессионального инотрументализма, детерминирующих ряд оообенноотэй тембра, звуковысотнооти, ритма в современной окрипичной музыке. Объектом иооледования олужит советокая, преимущественно украинокая окрипичная музыка.
Научная новизна работы определяется уже самим направлением иооледования: впервые иополнительокие орецства музыкальной выразительности рассматриваются как целоотная интонационная система о имманентной структурой, функциями, в историческом и онтологическом аопектах. Это определяет извеотную новизну ракурса в исследовании инструментализма, исполнительского ритма, фольклоризма как метода обобщения элементов и принципов фольклора в профессиональной музыке ("иополнигельокий фольклоризм").
Методологической основой диооерташи послужили маркоиот-око-ленинокие положения о культуре и искуостве, о единотве исторического и логического методов познания. В методике иооле-дования иопользованы работы советских философов и эстетиков -Ю.Давыдова, Е.Гуренко, А.Спиркина. Основополагающей в работе являетая интонашонная теория Б.Аоафьева, а такие принципы,обоснованные в трудах Б.Яворского, Л.Мазеля. В.Цуккермана, М,Па- ' пуша, И.Земшвокого. Г.Головинского, В.Холоповой и др. В диссертации нашли отражение положения теории и методики советского окрипичного исполнительского искуоства, разработанные в трудах К.Мостраоа, И.Лесмана, А.Ямпольского и многих других. Ис-пользуютоя структурный и интонационно-слуховой принципы анализа.
Практическая ценность работы обусловливается тем, что оо-мыоление закономерностей СИЗ в современной скрипичной музыке в извеатной мере обогашает некоторые другие направления исследования музыкального исполнительства. К примеру, в музыковедении, . выявление интонационных особенностей скрипичных ИЗ существенно дополняет проблему исполнительского ритма; в методике и педагогике - обоснование творческого метода исполнительского фольклоризме остро ставит вопрос дальнейшей качественной эволюции национальных исполнительских школ (в частности, украинской окрипичной школы); в исполнительской практике осмысление исполнителем овоего индивидуального отиля в контексте закономерностей СИС дает дополнительный импульо качественного развития этого стиля, а подобное осмысление в рамках исполнительских школ определяет пути совершенствования общей культуры исполнительской интерпретации в современной окрипичной музыке.
Апробация работы. Работа была обсуждена на кафедре скрипки КГК им. П.И.Чайковокого. Орновные теоретические положения диооерташш неоднократно обсуждались на кафедре теории музыки КГК, а также Республиканских теоретических конференциях в Одеоое (1987), Николаеве (1988). '
Объем и структура"работа. Работа ооотоит из трех глав. Введения и Заключения общим объемом в 170 страниц. Кроме это-гоі прилагаются спиоок литераторы и нотные примеры.