Введение к работе
XX век ознаменован пристальным и закономерным интересом к категории времени: философское, естественно-научное и гуманитарное исследование "материка времени" (Хлебников) было подготовлено всем ходом процесса познания мира и человека. В результате время стали относить к структуре самого бытия как мира, так и человека.
Возросший интерес к качественному своеобразию свойств времени сказался и в осмыслении музыки, где временные координаты имеют принципиальное значение: музыкальное произведение обладает художественной структурой, в которой время является ее внуденним управляющим фактором; время музыкального процесса непосредственно "накладывается" на внутреннее психологическое время человека; процессуальная специфика музыкальной формы предопределяет наличие двух материальных состояний музыки - в нотной записи и в виде акустического процесса, что придает особое значение исполнителю, .посредством которого музыкальное произведение дано слушателю. Параллельно с исследованием структурных и выразительных функций временных координат (темпа, метра, ритма), процессуальных свойств музыкальной формы и ее восприятия, реально интонируемого произведения и процедуры интерпретации его нотной записи на философс-ко-эстетическом уровне осмысления формировалось понятие "музыкальное время". К середине столетия оно прочно вошло в научный оборот и аккумулировало всю полноту проявления феномена времени в музыке.
Предлагаемое исследование входит в круг актуальных для музыкознания проблем: оно находится в русле одного из важнейших направлений музыкальной науки, связанного с изучением звучащего музыкального произведения, и захватывает малоизученную область музыкального произведения как произведения исполнительского искусства. В нем рассматривается временная сторона как наиболее сущ-' ностная сфера проявления интерпретации: сложность и противоречивость сил. формирующих временную структуру музыки, определяют вероятностный порядок развертывания произведения и. как следствие, его особую открытость для художественного истолкования,.
Цель работы - теоретическое осмысление исполнительской организации музыкального времени как одной из важнейших сторон исполнительского уровня формообразования.
Основные задачи исследования:
анализ темповой координаты исполнения с позиций двуединой сути музыкального времени (измеряемого и переживаемого);
показ специфики и логики исполнительского осмысления проблем "живого ритма";
теоретическое описание единства процессуальной и конструктивной сторон в исполнительском формообразовании;
выявление сущности метрической иерархии музыкального времени:
- раскрытие особенностей исполнительского операционного опы-
та времени в реализации музыкального произведения как органичной
живой целостности;
рассмотрение принципиальных основ техники исполнительского развертывания музыкального времени;
анализ исполнительской организации музыкального времени, представленной в двух редакторских трудах (А.Шнабеля и Б.Бартока).
Научная новизна работы обусловлена самой постановкой вопро- са: исполнительская организация музыкального времени впервые стала предметом самостоятельного исследования. Принципиально новыми для исполнительского музыкознания в данной диссертации являются: анализ формирующей реакции исполнителя; рассмотрение функциональных значений делительного (дивизивного) и суммирующего (аддитивного) типов слышания музыкального времени; исследование технологических основ его исполнительской организации; показ некоторых-особенностей развертывания музыкального времени в различных исполнительских стилях.
Методологическую основу диссертации составляет комплексный подход, объединяющий ряд фундаментальных идей теоретического и исполнительского музыкознания с диалогическим вариантом герменевтики, поскольку в предлагаемой работе с заявленных позиций рассматривается процедура интерпретации, связанная с проблемами понимания, истолкования текста музыкального произведения.
Практическая значимость работы: теоретические положения, наблюдения и выводы диссертации используются в курсе истории фортепианного исполнительского искусства и в классе специального фортепиано Новосибирской консерватории, а также в специальном курсе "Интерпретация музыкального произведения" в Новосибирском музыкальном колледже. Выдвинутые в диссертации научные идеи могут
способствовать дальнейшему исследованию звучащего музыкального произведения.
Апробация работы: диссертация обсуждалась на кафедрах специального фортепиано и теории музыки Новосибирской консерватории. По теме диссертации состоялись выступления на конференциях различных уровней, проходивших в Новосибирске (межвузовская конференция 1986 г.; международная конференция 1993 г.; сибирская конференция 1993 г.). Основные положения работы отражены в ряде опубликованных статей, список которых прилагается.
Объем и структура работы: диссертация, общий объем которой 8
печатных листов, состоит из Введения, пяти глав. Заключения и
списка литературы. ;-