Введение к работе
Актуальность темы исследования. Инструментгзльнші речитатив является малоизученным типом мелодики. Краеугольный камень в его теоретическое осмысление заложил Пауль Мис своей монографией "Инструментальный речитатив. К его истории и форма?/" /Бонн, 1968, на нем. яз./. Невнимание теоретиков к инструментальному речитативу объясняется, вероятно, представлением о нем как явлении несамостоятельном, производном от вокального речитатива. Даже П.Мис, глубокий знаток предмета, придерживается ограничительного взгляда, согласно которому инструментальним речитативом можно считать только воспроизведение инструментами трех форм вокального речитатива: псалмодии, сухого и аккомланированкого. Однако, возможен другой, более широкий подход, предлагаемой в настоящей диссертации. Инструментальный речитатив отражает не только три своих вокальных аналога. Его формы обусловлены интонационными прототипами, которые он находит непосредственно среди видов устной и внутренней речи, минуя промежуточные вокальные звенья.
Цель настоящей диссертации состоит в том, чтобы, во-нервнх, выяснить отличительные признаки и основные разновидности инструментального речитатива, во-вторых, определить функции речитативного тематизма в инструментальных произведениях европейских композиторов ХУ11 - XX веков, в-третьих, рассмотреть вопросы, связанные со смыслообразоЕателышми возможностями инструментального речитатива.
Методологическая основа работы. Эвристическое значение для наработки методологии диссертации имела книга С.Григорьева "О мелодике Римского-Корсакова" Лі.,1961/, где обосновано понятие "мелодический тип". Основополагающими для исследования стали мысли Б.Асафьева, В.Васиной-Гроссман, Е.Ручьевсісой - об отражении речевой интонации в музыке, Л.Выготского, П.Кяонского, А.Соколова -о внутренней речи, Б.Асафьева, К.Назайкинского - о музыкальном
4 формообразовании, Б.Асафьева, М.Харлапа, В.Холоповой - о музыкаль ной ритмике, М.Скребковой-Филатовой - о фактуре в музыке, С.СкреС кова, В.Цуккермана, А.Сохора, М.Арановского - о музыкальном жанре М.Бахтина - о речевом жанре, С.Беляевой-Экземплярской - о музыка* ной герменевтике.
В настоящей диссртация инструментальный речитатив рассматривается с трех: точек зрения: в аспекте его типизированной формы, со стороны функции в музыкальной форме произведения, в содержательном аспекте. Триада аналитических подходов - форма, функция семантика - позволяет говорить о системности как основном методе данного исследования.
Научная новизна работы может быть сформулирована в следующи положениях. 1/ Впервые инструментальный речитатив представлен ка самостоятельный мелодический тип, конституируемый динамичной сие темой музыкальных факторов. 2/ Выявлены его разновидности, обусл вленные интонационно-речевыми прототипами. 3/ Описаны возникавши в музыке XX века новые фактурные формы инструментального речита тива. 4/ Исследованы некоторые типичные функции речитативного те тизма в сонатной и сонатно-циклической форме. 5/ Показано ивдив» ально-стилевое своеобразие инструментального речитатива на приш произведений Н.Мясковского и Д.Шостаковича. 6/ Проанализированы элементы преемственности и новизны в приемах использования речи: тивного тематизма Мясковским и Шостаковичем в сравнении с компо: ционными решениями ряда композиторов ХУ111 - XIX веков. 7/ Инте] претация содержательной стороны инструментального речитатива пр; вела к пониманию его как музыкального жанра. 8/ Для истедковани. внемузыкальных смыслов, возникающих в произведении, включающем струментальные речитативы, использованы фрагментарные литератур модели и аналоги в русле музыкальной герменевтики.
Перспективы использования. Материал диссертации может найт
5 применение в курсах анализа музыкальных произведений.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедри теории музики Белорусской академии музыки. По теме диссертации имеется ряд публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из предисловия, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Приложение содержит 145 нотных примеров.