Введение к работе
Актуальность теш исследования. Творчество Комитаса (1869-[935) - крупнейшего армянского музыканта, классика национальной композиторской школы, автора хоровых, вокальных, фортепианных обработок народных песен, инструментальных мелодий и других сочинений, уже давно и заслуженно признано одной из непревзойденных вершин в истории армянской музыки. Его деятельность охватила многие, а точнее все области музыкального искусства - композицию, музыкознание, исполнительство, педагогику, музыкально-общественную деятельность.
Творчество Комитаса обобщило важнейшие историко-стилистичес-кие тендеции армянской профессиональной музыки второй половины ПХ века, в то же время указало многие пути ее развития в дальней-пем.
Одной из тенденций развития армянского музыкального искусства конца XIX века является главенствующее значение многоголосной эбработки армянской народной песни. Именно на этой области творчества сосредоточил свое внимание Комитас.
Комитасоведение - историческое и теоретическое стало одним зз наиболее значительных и традиционных областей армянского музыкознания. И это - закономерно. Ведь творчество Комитаса является Злагодатнейшей почвой для исследования. Оно проблематично, будит 'лысль. В нем содержится множество разнообразных и интереснейших явлений.
Комитаоу посвящены монографии, сборники статей и т.д. В них подробно прослеживаются жизнь и творческий путь композитора, осве-цается его разносторонняя музыкальная деятельность.
В ряде трудов специально рассматриваются также композиционные приемы произведений Комитаса. Следует отметить, что пока на-
иболее разработанными являются вопросы, связанные с гармонической структурой музыки Комитаса, ее'самобытной вертикалью, "вспоенной" ладами армянских монодий. В то же время некоторые другие аспекты многоголосия, не менее значительные и самобытные, еще мало изучены. К числу таковых относятся, в частности, имитации -область, которая имеет свой круг вопросов, требующих разностороннего и глубокого рассмотрения, с детальным анализом музыкального текста.
Имитационность является типичной особенностью комитасовской музыки - обстоятельство, которое обнаруживается уже при первом ее слуховом восприятии.
Актуальность данного исследования состоит в том, что оно -позволит ввести в научный обиход, в частности, орбиту комитасо-ведения данные, которые значительно восполнят наши представления о творчестве композитора;
осветит ряд преемственных связей между Комитасом и представителями предыдущих и последующих поколений национальной композиторской школы;
- выявит некоторые возможности познания приемов органического синтеза норм и форм европейского многогблосия и особенностей монодической музыки.
Цель настоящего исследования заключается в определении места и значения имитаций в творчестве,Комитаса.
Задачи работы можно представить в двух планах.
I. Проследить, какова роль имитаций в моделировании Комитасом многоголосных структур, мелодической основой которых я^ыет-ся армянская монодия.
2. Определить, способствуют ли^ имитации созданию национально-самобытного по звучанию многоголосия.
Методологической основой исследования явились принципы полифонического анализа, разработанные в трудах С.И.Танеева, С.С. Скребкова, А.Н.Дмитриева, Х.С.Кушнарева.
Научная новизна и практическая ценность работы заключаются в том, что это первое монографическое исследование об имитациях и имитационных структурах в произведениях Комитаса. Анализ имитационных структур, созданных композитором, предпринимается впервые. В исследование введен ряд новых терминов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела музыки Института искусств АН Армянской ССР ( февраль 1990 года) и объединенном заседании сектора музыки и сектора искусства стран Азии и Африки ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР (июнь 1990 года). Некоторые материалы исследования включены автором в лекции и практические занятия по курсу полифонии в Ереванской консерватории игл. Комитаса. Основное содержание работы освещено в публикациях.
Структура работы. Исследование состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка использованной литературы. Работа имеет приложение, в которое вошли: сборник нотных примеров, схемы, список терминов, предложенных автором в работе, список кратких обозначений, список наименований приведенных в работе нотных примеров та русском и армянском языках. Материалом исследования стали вокальные, вокально-инструментальные, инструментальные образцы армянской монодической музыки, произведения предшественников Комитаса - Т.Чухаддяна, Г.Корганова, X.Кара-Мурзы, Н.Тиграняна, М.Ек-/іаляна, хоровые, вокальные и фортепианные произведения Комитаса. )бщая структура работы продиктована следующими тремя соображения-ш:
I. наиболее полное и многостороннее рассмотрение имитацион-
них явлений в музыке Комитаса;
-
определение преемственных связей в аспекте имитаций между произведениями Комитаса и его предшественников;
-
имитации в армянской монодической музыке, как основа имитационных средств в творчестве Комитаса.
Главы имеют дробную внутреннюю структуру. Такой принцип представляется целесообразным, поскольку позволяет более система-тизированно изложить обильнейший материал об имитациях в музыке Комисата.