Введение к работе
Актуальность. Сегодня существует реальная возможность придать верное направление развитию традиции певческого воспитания и образования мальчиков. Вместе с угасанием духовности в обществе наблюдаются подчас необъяснимые всплески творческой активности. Тому подтверждение - реставрация старых и строительство новых храмов. Совершение богослужения невозможно без его певческого оформления, а для оформления необходимы регент и певчие. Тысячи храмов безмолвствуют или оглашаются "безчинними воплями" во время, когда десятки выпускников дирижерско-хоровых отделов училищ и консерваторий не могут найти работу.
Более тысячи лет богослужебное пение представляет собой важнейшую часть русской национальной певческой культуры. Оно занимало эту часть и последние почти восемьдесят лет, находясь в изоляции, под угрозой полного уничтожения. Поворот общества и школы к церкви необходим для воскрешения и развития богослужебного пения и неразрывно связанной о ним традиции певческого воспитания и образования мальчиков.
Корректное обращение к национальной традиции хорового пения мальчиков требует теоретической базы. Ее должны составить исследование и обобщение опыта древнерусских и российских певческих школ, а также историко-ыетодический анализ организации и функционирования современных хоровых училищ.
Цели и задачи работы. Цель исследования состоит в восполнении недостающего звена в теории российского хорового исполнительства, каковым является певческое воспитания и е<5разование мальчиков.
Этой цели соответствует круг основных задач, которые могут быть сформулированы следующим образом:
систематизация разрозненных сведений о хоровой пении мальчиков в России;
характеристика русских певческих пжол мальчиков с точки зрения их учебно-методической и воспитательной направленности;
обобщение опыта организации и функционирования современных хоровых училищ, определяющих состояние детского хорового исполнительства.
Метод исследования. Теоретическую и методологическую базу работы составили принципы историзма в сочетании с системным подходом к рассмотрению и оценке явлений. В этом отношении исследование опирается на рад наблвдений, изложенных в работах русских философов и богословов, историков и музыковедов. Исторический подход позволил охватить изучаемый предмет в его целостности, определить линию преемственности и перспективу в дальнейшем развитии.
Научная новизна работы. В настоящем исследовании впервые певческое воспитание и образование мальчиков в России подвергается обстоятельному анализу в историческом и методическом аспектах. Научная новизна исследования заключается в следующем:
на основе тщательного изучения литературных первоисточников обоснован новый взгляд на истоки традиции привлечения мальчиков к певческому оформлению богослужения (пение малолетних как важная, неотъемлемая часть древнерусского православного богослужения);
выявлена линия преемственности, сохранения традиции в различных русских певческих школах мальчиков на разных исторических этапах;
освежен опыт создания и деятельности Нижегородской хоровой капеллы мальчиков с точки зрения комплекса проблем, характерных для современных хоровых училищ;
охарактеризованы методические принципы певческого воспитания мальчиков в Нижегородской хоровой капелле;
определена перспектива развития хорового пения мальчиков в России как возвращение к истокам национальной певческой культуры, к традиции певческого оформления православного богослужения.
Практическая ценность работы. Практическая ценность исследования состоит в том, что его выводы могут способствовать возвращению к традиции воспитания и образования мальчиков в России. Работа, безусловно, окажется полезной в качестве исходной методической предпосылки для организации новых детских хоровых коллективов.
Представленные в диссертации материалы по истории становления и развития русской певческой школы, а также информация, связанная с современным состоянием хорового пения мальчиков в России, может быть широко использована в учебных курсах истории русской музыки, методики детского певчеекого воспитания, методики работы с хором, хороведения. научные положения и результаты данного исследования возможно привлекут внимание хоровых дирижеров и музыковедов, зани-мащихся вопросами русской певческой культуры.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре хорового дирижирования Московской государственной консерватории иыени П.И.Чайковского. Материалы исследования легли в основу курса "Богослужебное пение русской православной церкви", прочитанного в регентских классах (1993 г.) и преподаваемого автором в Духовном училище ростовской епархии (с 1994 г.), В классе по специальности под научным руководством автора выполнена дипломная работа, посвященная вопросам становления и деятельности хора мальчиков города Ростова-на-Дону. Основные положения диссертации отражены в статьях, названных в списке опубликованных работ. Автор выступил по теме диссертации на всесоюзной научно-практической конференции "Отечественная куль-
4 тура XX века и духовная музыка" (Ростов-на-Дону, 1990 г.).
Структура диссертации. Избранный аспект и задачи исследования обусловили сгруїлуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения. Она снабжена также списком литературы и приложением.