Введение к работе
Актуальность темы
Настоящая реферируемая работа посвяшена особой стилистической песенной форме гьыбзз, получившей широкое распространение в фольклоре этнически родственных народов (кабардинцев, адыгейцев, черкесов, шапсугов), называющих себя адыгами. Адыгское народное музыкальное творчество до настоящего времени изучено недостаточно. Существующие отдельные работы носят обзорно-описательный характер основных песенных жанров, где не ставятся задачи всестороннего аналитического метода исследования закономерностей адыгского народного мелоса. Более детальная разработка специфики адыгского музыкального фольклора дается в кандидатских диссертациях Л. Г. Канчавели "Архаические песни адыгов и особенности их ладомелодического развития" (Ленинград, 1974), А. Н. Соколовой "Народная инструментальная культура адыгов" (Санкт-Петербург, 1993) и в автореферате на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Т. А. Блаевой 'Традиционное песенное искусство адыгов" (Москва, 1990 -диссертация не была защищена).
Социально-политическая иерархия адыгского общественного устройства, воздействие внешних факторов из сопредельных государств на жизненные процессы народа на протяжении нескольких веков, междоусобные распри, Кавказская война 1817-1864 годов не могли не оказать влияния на содержание народного песнетворчества, на обший строй песни. Начиная с XV века постепенно внедряется в практику народных певцов особая стилистическая форма, где поэтическое содержание новых песен в плачевом характере раскрывает зачастую героизм народа или отдельных его представителей, оказывавших активное сопротивление иноземным захватчикам, выражавших недовольство произволу местной знати. На рубеже XVII-XVIII веков возникают величальные лирико-эпические и лирические песни с характерной "женской" тематикой (смерть мужа, трагическая судьба девушки, мотивы несчастной любви и т. д.), куда проникают экспрессивные элементы, вызывающие сочувствие, сопереживание, субъективное восприятие.
Таким образом, в адыгском музыкальном фольклоре складывается новая певческая традиция, основной доминантой которой становит-
ся передача глубоких душевных переживаний в текстах песен, а в композиции напевов усиливается роль и значение интонационных признаков ламентации. Объединяюшим фактором песен различных жанровых образований является общее терминологическое обозначение "гъыбзэ", что в дословном переводе означает "язык плача". В адыгской фольклористике существует и другая трактовка этого понятия как "песня-ялгач". В настоящее время данный термин приобрел устойчивое семантическое значение и в научно-исследовательских работах^ транскрибируется именно как гъыбзэ.
Актуальность выбора темы предлагаемого исследования усиливается отсутствием системного изучения гьыбзового стиля песен и неточность ее классификации в системе жанров. "В адыгской фольклористике плохо разработана жанровая дифференциация песни. Например, в большой общности, определяемой термином "гъыбзэ" ..., трудно еше вычленить все составляющие ее жанры - не исследована их жанровая поэтика, не хватает и терминов"1.
Цепь и задачи исследования
Цель исследования реферируемой диссертации - выявление типологического явления в различных жанрах адыгского музыкального фольклора гъыбзэ как формы конкретно-исторического мышления. В связи с этим определяются и основные задачи: J. Установление генетических истоков стилистической формы гъыбзэ, лежащие в недрах похоронных обрядовых действий.
-
Выявление особенностей поэтики гъыбзы. Характерность сюжетов, способы организаиші поэтического текста, композиционная роль дополнительных словесных образований и ассонансов в контексте специфичности фольклорного мышления.
-
Многосторонний анализ песен с точки зрения корреляции поэтического текста и напева, раскрывающего типичные признаки ритмической организации, ладоинтонационной основы, закономерности формообразования, особую семантику внутрислоговой распевности, функциональную дифференциацию основных пластов песенной дЪактуры.
* Налоев 3. М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1078. С. 140.
-4- ... "
Объект и материал исследсшаннл
Объектом изучения в диссертации является адыгский музыкальный фольклор, существующий в более чем пяти устойчивых диалектных версиях и даюший большие возможности для выявления обших тенденций в народно-песенном процессе, типологии жанров и музыкально-поэтических средствах выразительности.
Материалом комплексного исследования послужили полевые звукозаписи, осуществленные диссертантом в Кабардино-Балкарии (Терском, Баксанском, Чегемском, Зольском районах), Адыгее, Краснодарском крае (Туапсинском и Лазаревском районах), у моздокских кабардинцев (Республика Северная Осетия-Алания). Обобщения, представленные автором, сделаны на основе собственных расшифровок народных песен (см. нотное приложение к диссертации). Кроме того часть песенного материала заимствована из других опубликованных источников'.
Методолопіческой основой исследования является системный типологический метод анализа, позволяющий раскрытию определенных структурных единиц в исторической эволюции музыкального фольклора. Во взаимодействии и взаимообусловленности различных сторон единого фольклорного пространства на отдельных стадиях формирования и развития песен могут доминировать один или несколько совокупных признаков. В этом процессе возможны межжанровые или наджанровые образования. Сложные проблемные вопросы жанровой систематики могут быть разрешены комплексным методом анализа, соответствующего современным требованиям фольклористики.
Диссертант опирается на сравнительно-исторический аспект анализа, разработанный в трудах ученых А. Н. Веселовского, В'. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова. Автор придерживается системного подхода в классификации, жанровом определении, методов структурного анализа текста и напева, принципов аналитической научной нотации, изложенные в работах крупнейших отечественных музыковедов-фольклористов и зтномуэы-
1 Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов // Под редакцией Є-В. Гиппиуса. М., Советский композитор, 198S. Т. 3, ч. 1. М., 1990. Т. 3, ч. 2.
кологов К. В. Квитки, Е. В. Гиппиуса, Ф. А. Рубцова, А. В. Рудневой, И. И. Земцовского.
В разработке принципиального вопроса настоящего исследования нам помог опыт И. И. Земцовского. Основная идея его монографии "Русская протяжная песня" перекликается с исследуемой нами темой-. "Форма протяжной песни, одна из многих в русском фольклоре, используется в той или иной степени в песнях различных жанров... Но в своем чистом виде, если угодно, классическом виде, она встречается чаше всего в собственно лирических песнях, или частично там, где есть хоть некоторое лирическое содержание"'.
Автор работы также основывается на теоретических положениях, изложенных в работах В. Е. Гусева, Э. Е. Алексеева, Е. А. Ручьевской, А. Б. Кунанбаевой, А. Г. Юсфина.
Научная новизна работы заключается:
-
Впервые в адыгской музыкальной фольклористике ставится проблема комплексного исследования традиционных песен, имеющих собственное терминологическое название "гьыбзэ". Для этого в диссертации автор критически сопоставляет широкий спектр мнений и теоретических суждений филологов, этнографов, литературоведов, музыковедов-фольклористов и композиторов с XLX века и до настоящего времени. Результаты исследования базируются на статистическом методе анализа более 500 песенных образцов, имеющих стилистику гъыбзы. Итоги всестороннего анализа позволяют диссертанту сделать вывод, что гьыбзэ явпяется именно особой стилистической формой адыгского фольклора, но не оригинальным жанром или особой группой внутри конкретного жанра.
-
Сложная система ритмической основы исследуемых традиционных песенных жанров складывается из закономерностей поэтического текста и напева песни, где принцип стереотипного национального мышления строится на сочетании пиррихических и триольных ритмоформул с преобладанием триольных группировок различного уровня. Диссертант выдвигает новый тезис в адыгской музыкальной фольклористике - наличие характерных ритмоформул и их нолификаипи коренятся в специфике национального языка.
1 ЗвмцовскийИ. И. Русская протяжная песня. Л., 1967.0,8. 8
3. Прием внутрислогового распева в адыгском песнетворчестве, гегемонией которого является песенная силлабика, рассматривается как один из важнейших принципов мелодического развития напева, выдержанного в "гъыбзовом ключе". Учитывая то, что распеванию подвергаются преимущественно ассонансные лексемы, а также принимая во внимание композиционную роль мелодических "разводов", автор работы впервые в качестве рабочего термина вводит в адыгскую фольклористику понятие распевности высшего порядка.
Практическая значимость работы
Результаты научного анализа, выполненные диссертантом, окажутся полезными для типологического исследования аналогичной стилистической формы в фольклоре многих народов, в первую очередь северокавказских, близких социо-этническими параллелями. Основные выводы реферируемой работы могут быть использованы для разработки проблемных вопросов межжанровой интеграции, функциональной переменности отдельных народно-песенных категорий.
Отдельные положения работы могут заинтересовать специалистов в области филологии, эстетики, истории и теории культуры. Кроме того, материал данной диссертации может послужить основой лекционного курса по народному творчеству в средних специальных и высших учебных заведениях региона. Нотный материал, данный в приложении, пополнит нотографию адыгского музыкального фольклора для практического использования этномузыколагами, композиторами, исполнителями народных песен.
Апробация работы
.Диссертация обсуждалась и была рекомендована к зашите на заседаниях кафедры истории и теории музыки Северо-Кавказского государственного института искусств, сектора фольклора Всероссийского института истории искусств.
Основные положения исследования легли в основу авторской программы "Адыгское народное музыкальное творчество", в соответствии с которой диссертант на протяжении 17 лет читает курс лекций в Кабардино-Балкарском училише культуры и искусств и Северо-Кавказском государственном институте искусств. ' По теме и материалам диссертации сделаны научные доклады:
-
Межвузовская конференция молодых фольклористов (Астрахань, 1977 год). .-'.
-
Всесоюзная фольклорная конференция (Тбилиси, 1978 год);
-
Международная конференция "160 лет окончания Кавказской войны" (Нальчик, 1993 год).
-
Всероссийская научная конференция (Санкт-Петербург, 1996 год).
-
Научная конференция "Искусство устной традиции. Историческая морфология" (Санкт-Петербург, 1996 год).
Структура работы
Реферируемая работа состоит из введения, двух глав, заключе
ния, библиографии и нотного приложения. Главы разделены на
специальные подглавы, посвященные различным аспектам исследо
вания. -