Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуго Вольф Коннов, Владимир Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коннов, Владимир Петрович. Гуго Вольф : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Моск. консерватория.- Москва, 1993.- 32 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/2182-0

Введение к работе

Представленная к заїдків рукопись обьвиом-20 пзч. листов является первой на русском языкз широкомасштабно!: .монографией, посвященной аизни и творчеству Гуго Водвфа (1850 - I9Q3). Проблематика диссертации актуальна преиде всего потону, что позволяет ввести в русскоязычный-научный обиход творческое наследие Вольфа в полной объеме. Творчество Вольфа дает обильный материал и для исторических-обобщений развития кап pa немецкой романтической песни, а также стилевых эволюционных,процессов австро-нэмэцкой музыкальной культуры в целом на нехода позднего романтизма, накануне зарождения псстроиангическшс теиденвдіі зиііадное'зропемояо» музики» у истоков которых, наряду с Малером, Дебюсси, Нуччини, Рихардом Штраусом и 15аксо« Регером стоял и Вольф.

Несравненное по утонченности и совершенству песенное творчество, на которой зиждется слава Вольфа в истории музыки XIX века, опирается на претворение опыта его непосредственных предшественников Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Мендельсона, К.Лева, Р.Франца, П.Кор-нелиуса. Среди целей и задач, поставленных в работе - выявление всего спектра исторической преемственности творчества Вольфа как завершителя развития канра романтической неони, фиксация спонтанно возникающих параллелей nsceu Вольфа и русском камерно-вокальной цинкагюры XIX - XX вз. (Даргомьдакиіі, Мусоргский, Прокофьев, С!о-стакович), исследование процессов ассимиляции Вольфо:і звуковых идей европейского симфонизма XIX века (Бетховен, Берлиоз, Лист, Брукнер). Новизна исследования заключается м в гон, <*то оно но ограничивается одной вокально:! лирикой Вольфа, но впервые вводит в обиход отечественного музыкознания произведения Вольфа для музикального театра, его хоровую музику, сіімЛпіпїчєспио ігкаиерно-инвгруменгальныа опуси.

Отечественная музыкальная наука имеет свои традиции пониманий и интерпретации творчества Вольфа, на которые опирается автор данной работіі. Это, прежде всего, обобщающая концепцпонная книга В.А.Васиноії-Гроссман "Романтическая песня XIX вб.:а (-.І., I96S), а такхе труды автора первой монографии о творчество Вольфа на русской языке П.А.Вуяьфиуса ("Гуго Вольф и ого .Стихотворения Эй-хеядоріа1'1', ;L, 1974). Здесь заложен научный фундамент поникания творчества композитора в контексте шогообразиых и противоречивых стилевых процессов, происходивших в недрах позднвроиантичаского направления аватро-нэцецкой адзыки конца XIX века. Вышла тюэе-т-

и первая биография Вольфа на русском языке (Лобанов М.А. Гуго Вольф. Популярная монография. - Л., 1989).

Предлагаемая работа опирается на опыт пе только отечественного, по и зарубежного музыкознания* Однако автор не ставил оебе задачей обобщить все достижения впечатляющей по своим масштабам, современной западноевропейской и американской "вольфианы" - этому препятствует пока еще недостаточно полный объем информации (хотя основные зарубежные музыковедческие исследования начиная с классической четырехтомной монографии Э.Дечея (1903 - 1906) или наит более авторитетной до сегодняшнего дня книги Ф.Уолкера (1953) до зравнителыш недавних монографических исследований Ы.Саари (1984) и К.Хонолки (1990), а также ценные в научно-текстологическом плане комментарии ко вновь издаваемым томам Критического полного собрания сочинений Вольфа, принадлежащие перу Х.Янчика и Л.Шпитцера, постоянно находятся в поле зрения автора). Исчерпывающей полнотой информации мы сегодня располагаем лишь в отношении нотного материала. Известные трудности для осуществления полномасштабной монографии о творчестве Вольфа создает и то, что его творчество в нашей стране не пользуется достаточной известностью. Приходится признать, что вольфовская музыка не стала постоянно звучащей в наших концертных залах, что издания вольфовских произведений в их подлинном и полном виде .продолжают, оставаться раритетами даже в.наших, крупных музыкальных библиотеках. В.этих условиях актуальность исследования связана еще и со стремлением автора пропагандировать, вольфовскую музыку, оценивать по достоинству вклад Вольфа-в исторг.,:, музыки как одного из заверителей романтической эпохи, но одної!, .іонно а как одного.из "первооткрывателей" ключевых сфер образні" ти музика XX века.

В центре внимания работы - Гуго Вольф как целостное творческое явление. С этим связано выдвимике жанров.творческого наследия Вольфа в качестве главного объекта, исследования; но этим ке продиктовано и внимание к реалиям его крайне тернистого жизненного пути. Структура работы состоит из введения, девяти глав и заключения. Введение посвящено постановко проблем.работы, далее чередуются главы, посвященные жизнеописанию композитора и аналитические. В последних материал огруппирован по жанрам, причем временные границы выделенных«периодов жизнй-и творческой активности в разных-жанрах у Вольфа не всегда точно совпадают. Работа завераа-этея заключением, подводящий итоги и обрисовывающим исторические

перспективы творчества Вольфа (с упороц на вокальну:: лири-'у).

..На га риалы :: оспоэино идеи работы пспользуягеи л разЕлнаутсл автором при чтении курсов истории «тузики для студентов музыкальных специализации Санкт-Петербургского государственного института культуры. Диссертация и автореферат прошли апробацию на кафедри теории музики л хоропедоііня Санкт-Петербургского государственного инотиїуіа культуры, а таїс-е на кафедре истории гарубзию'л -узчкп Московской государственной консерватории и были рекомендованы к задягз. Список онуоликоьишш: :і допонмрованны* pa бої по іаиа диссертации прилагается.