Введение к работе
Актуальность избранной темы
Народное музыкальное творчество - одна из важных сфер художественной Культуры Вьетнама, требующая научного осмысления с современных позиций. На протяжении веков оно активно воздействовало на общественную жизнь, служило опорой в периоды исторических испытаний, стало неотъемлемой частью быта и трудовой деятельности народа.
Изучение национального наследия, в частности (Традиционной музыки, актуально сегодня не только для достижения истоков художественного творчества народов Вьетнама, его специфики и "своеобразия, но и для дальнейшего развития музыкальной культуры страны.
Наиболее специфическим и почитаемым во Вьетнаме и Юго-Восточной Азии музыкальным инструментом являются гонги. Гонговая музыка - самая распространенная форма инструментальной традиции, тесно связанная и с материальной и с духовной жизнью народа.
Однако во Вьетнаме до сих пор нет систематического и всестороннего исследования, посвященного гонгам и их музыкальным характеристикам. Эта проблема остается актуальной для деятелей вьетнамского музыкального искусства.
Поэтому не случайно, что за последние годы Министерство культуры Вьетнама и Институт по изучению музыки организо-
вали три фестиваля и конференции по гонгам; в 1987 году для Севера, в 1989 году для Юга и в 1992 году для всей страны. В фестивалях принимало участие большое количество гонговых ансамблей из разных регионов страны. На конференциях обсуждался вопрос о необходимости и формах изучения гонгов. Участники их пришли к выводу, что в настоящее время важен не только анализ особенностей самого инструмента или гонговых пьес, но и обоснование факта формирования в ЮВА оригинальной музыкальной культуры, не зависимой от внешних источников влияния, в частности китайской и индийской культур.
Высказанными соображениями обусловлен выбор темы настоящей диссертации. Автор ставил своей целью сбор, систематизацию, описание и анализ материалов, относящихся к музыке гонговых ансамблей. В работе рассматриваются следующие вопросы: социальная среда распространенных гонгов в регионах Мыонг и Тэйнгуен; значение гонгов в традиционной социально-общественной жизни; характеристики инструментов; традиционные виды гонговых ансамблей и анализ художественных особенностей гонговой музыки.
Научная новизна работы. Предпринятое автором исследование - первая монография о гонговом искусстве во Вьетнаме, которая дает о нем целостное представление. До сих пор гонтовым ансамблям посвящены лишь немногочисленные статьи, опубликованные во Вьетнаме и за рубежом.
В виду отсутствия достаточного количес, da музыкально-этнографического материала диссерпнту пришлось провести ряд экспедиций в провинциях Лайтяу. Тханьхоа, Хоабинь. Жа-лай, Контум, Нгиабинь с 1981 по 1983 год, присутствуя на национальных праздниках при отправлении различных народных обрядов. Это позволило подкрепить свои выводы ссылками на конкретные факты функционирования гонговых ансамблей и их особенностей. Записи гонговой музыки, приведенные в диссертации, сделаны автором.
Материалом диссертации послужили также запись гонгогзой музыки народности Еаны в кинофильмах "Жертвоприношение буйвола" и "Самок - праздник урожая", созданных авторами То Нгок Тхянем и Зыонг Хоанг Луаном, записи на радио гонговых ансамблей привинций Хоабинь, Жалай, Контум, Даклэк; сборник материалов конференции по гонгам и статья о гонгах Тэйнгуен Лыонг Хонга ("Советская музыка", 12/1990).
В диссертации использованы труды вьетнамских ученых по истории, литературе и этнографии.
Большую ценность для автора представили труды по общей теории музыки и проблемам музыкального искусства стран Азии и ЮВА на русском и иностранных языках. Среди них - работы В.Виноградова, В.Беляева, И.Р.Еолян, Чан Ван Хе, Ж.Маседы и других. Они составили теоретическую основу и методологию представленного исследования.
Диссертация Тонговые ансамбли во Вьетнаме* имеет практическое значение для осмысления подлинной ценности оригинального вида искусства - гонговой музыки - в культурной жизни народностей Вьетнама. Фактический материал, приведенный в ней, поможет в усовершенствовании процесса преподавания вьетнамской традиционной музыки в Ханойской консерватории. Он представляет интерес и для композиторов, опирающихся в своем творчестве на национальную традицию, что будет способствовать процессу создания целостной современной и национальной музыки Вьетнама. Кроме того, изучение гомгового искусства поможет руководству Министерства культуры в выработке решений и мероприятий, способствующих развитию массовой культуры в горных районах Вьетнама.
Апробация: результаты исследования были обсуждены в Институте кульутры и искусства Вьетнама (1984),в Институте по изучению музыки Вьетнама (1987), доложены в докладах на научных конференциях "Ударные инструменты стран Индокитая" (1905); Тонги" (1985,1987) в СРВ, а также опубликованы в ряде статей.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите Отделом искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.
В настоящее время материалы исследования используются при преподавании вьетнамской традиционной музыки з Ханойской консерватории.