Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гонги в музыкальной культуре Евсеев Юрий Юрьевич

Гонги в музыкальной культуре
<
Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре Гонги в музыкальной культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евсеев Юрий Юрьевич. Гонги в музыкальной культуре : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Евсеев Юрий Юрьевич; [Место защиты: Магнитог. гос. консерватория].- Магнитогорск, 2008.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/141

Содержание к диссертации

Введение

ЧАСТЬ I ГОНГ — РЕЛИКТОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДОВ АЗИИ 16

Глава 1 Из истории гонгов и распространения гонговой музыки в странах Азии 16

1.О происхождении гонгов 18

2. Особенности изготовления и звучания гонгов 23

3. Роль гонгов и гонговой культуры в религиозной, государственной и общественной жизни азиатских народов 28

Глава 2 Опыт классификации гонгов 38

1. Дифференциация видов гонгов по конструктивным признакам 38

2. Различия тесситуры гонгов и способов звукообразования как классификационные факторы 48

ЧАСТЬ II ГОНГИ В РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ 64

Глава 1 Гонги в ансамблях народов Азии 64

Глава 2 Место и роль там-тамов и гонгов в европейском оперно-симфоническом оркестре 91

1. К истории использования там-тама в европейском оркестре 91

2. О соотношении терминов «там-там» и «гонг» 97

3.0 специфике использования там-тамов и гонгов в оркестре 100

Глава 3 Художественные функции там-тама и гонга в оперной и симфонической музыке 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

ЛИТЕРАТУРА 148

ПРИЛОЖЕНИЕ 168

Введение к работе

Не для ушей: звон, как глубочайший слух, слушающих нас слушающий. Взрыв пространства, миров разлет, рождения их чертог, кипенья тяжелого тиглъ, растворивший богов гонг! Сумма молчания, чтоб себе рассказать себя, впаденъя в себя крик того, кто в себе нем, замерший всплеск, звезд возвращение ввысь гонг! Утратой рожденная, та, которую не забыть, праздник, что стал далек, хмель на незримых устах, из-под земли гул, странника взгляд вдаль, дверь распахнулась в ночь. Гонг. Райнер Мария Рильке ВВЕДЕНИЕ В современных условиях глобальной интеграции национальных, культурных, художественных, музыкальных традиций в единой мировой культуре возрастает значение исследования отечественной наукой музыкознанием, этнографией, культурологией тех явлений, которые, довольно давно проникнув в европейский музыкально-художественный обиход, до настоящего времени остаются мало изученными. Среди таких явлений одно из наименее исследованных гонг и игра на гонгах, широко распространенное в культуре народов Юго-Восточной Азии и еще с конца XVIII века вошедшее в оркестровую практику исполнения сочинений композиторов многих стран, в том числе и отечественных авторов. Гонг, как известно, представляет собой изготовленный из бронзы и имеющий форму круглого диска ударный инструмент, который ныне прочно вошел в состав группы ударных инструментов современного симфонического оркестра и используется в качестве особого семантического средства для звукового выражения или изображения каких-либо исключительных образно-художественных коллизий. Эти особенные функциональные возможности гонга среди других колористических оркестровых средств нуждаются в глубоком исследовании, затрагивающем, прежде всего, вопросы его происхождения, исторического развития и роли в национальных культурах обширного восточно-азиатского региона. Гонги, принадлежащие к одним из самых древних, наиболее значимых и почитаемых музыкальных инструментов народов Азии, составляют основу их музыкальной инструментальной традиции. Они сформировались в результате длительной эволюции, начавшейся еще в каменном веке, и с того времени считаются сакральными инструментами, в огромной мере воздействующими на мировоззрение людей. Способствуя возвышению священного окружающего пространства бытия, они, в сущности, принадлежат к фундаментальным основам восточно-азиатской культуры. Традиция использования гонгов исторически распространилась на обширной территории от Индонезии до Японии, где в течение многих столетий они видоизменялись согласно представлениям о звуке каждого из многочисленных народов этого региона. В результате гонги составили обширное семейство, отличающееся исключительным многообразием форм и звуковых качеств. Вместе с тем, в основе всех многочисленных конфигураций гонгов лежит бронзовый диск форма, выбранная людьми как символ бесконечности и совершенства божественной сущности [171, 268]. Будучи для западной цивилизации неким звуковым символом ЮгоВосточной Азии, гонги постепенно заняли определенное место и в европейском музыкальном искусстве не только в симфонической, оперной, камерной музыке, но также в джазе и даже в роке. Обладая колоссальными колористическими возможностями, гонг, прозвучав порой всего лишь один раз на протяжении целого произведения, может создать в музыке завораживающую мистическую атмосферу. Эта уникальная способность делает его одним из самых впечатляющих звуковых средств оркестра. Изучение природы его выразительных возможностей представляет большой интерес для современной музыкальной науки, а также ряда смежных с ней научных областей истории культуры, этнографии, лингвистики культурологи и др. Актуальность темы исследования. В настоящее время как в современном отечественном, так и в зарубежном музыкознании отсутствуют труды, всесторонне раскрывающие историю, теорию и практику исполнительства на гонгах. Имеется немало других, не изученных еще вопросов, касающихся истории гонгов и практики их использования. В частности, нет ясности в отношении терминологии, связанной с этим инструментом и его разновидностями. Так, название «гонг» в профессиональном лексиконе часто обозначает целое семейство инструментов самых разнообразных форм, размеров и характеристик звучания, которые

Из истории гонгов и распространения гонговой музыки в странах Азии

В настоящей главе обсуждается имеющаяся в нашем распоряжении информация о происхождения гонгов, времени и месте их появления. Обобщение этих разрозненных материалов и единичных фактов позволит нам подойти к поставленным здесь проблемам с более широких позиций. Но, прежде всего, уточним значение общеизвестных терминов «гонг» и «там-там».

Слово «гонг» — продукт звукоподражательных фонетико-акустических свойств яванского языка, которые создают ассоциативное представление о различных звуковых характеристиках этого музыкального инструмента. И само название инструмента, и издаваемый им звук, акустически похожи, что указывает на ономатопоэтическое происхождение термина «гонг». Слова яванского языка, связанные с этим инструментом, часто заканчиваются слогом «ng». Например, «mung» — «шум гонга»; «ngung» — «резонансный шум».

Как вид музыкального инструмента гонг входит в группу идиофонов. Он представляет собой бронзовый (иногда медный или железный) диск с загнутыми краями (рис. 1, 2). Поверхность, как правило, кованая и имеет множество акустически важных углублений. Она также может быть украшена орнаментом с цветочными мотивами или рисунком, изображающим драконов (рис. 2, 5). Сквозь два отверстия в оправе продевается плотная бечёвка, с помощью которой гонг удерживается в висячем положении. Большинство гонгов имеет центральный купол, придающий звучанию инструмента определенную высоту. Звук гонга длится до десяти секунд. В процессе звучания его тембр меняется: «сначала слышны низкочастотные тоны, затем появляются высокочастотные обертоны, тембр становится более резким; наконец, остаются два октавных обертона и слышен один глухой низкий тон» [2, 368].

В приложении к диссертации (рис. 3) отражены термины, принятые в Индонезии — на яванском (черный цвет) и балийском (красный цвет) языках. Изображена схема гонга с центральным куполом, в которой названия его частей переведены на русский язык (рис. 4). Боковая плоскость или оправа называется в яванском языке «плечом» («bahu»), в то время как на острове Бали оправа называется «губой» («bibih»). Термин, обозначающий плоскую область вокруг купола, звучит на этих двух языках одинаково — «rai», однако на Яве он означает «лицо», а на Бали — «лоб». Внутреннее пространство гонга в яванском языке обозначается как «рот» («lolohan»). Оправа («bibih», «bahu») в форме круга отделяется от «воротника» («гесер») «плечом» («pejungut»). Эта граница, как правило, не острая, а округлая. Оправа играет роль резонатора и имеет конусообразный наклон. Ее глубина всегда различна [199]. В европейской музыкальной терминологии гонг принято обозначать следующим образом: по-немецки, по-французски, по-итальянски, по-английски — Gong, по-русски — Гонг.

Родственный гонгу инструмент — там-там представляет собой массивный, плоский бронзовый диск. Его края, как правило, загнуты, но могут быть ровными и утолщенными. Размеры там-тама в диаметре варьируются приблизительно от 50 см (малый там-там) до 180 см. Есть и экстраординарные экземпляры, диаметр которых достигает двух метров и более (рис. 6). Наиболее распространенный в симфонических оркестрах там-там имеет в диаметре приблизительно один метр. Размеры и вес там-тама нуждаются в применении устойчивой рамы, удерживающей его на прочном шнуре, который, так же, как и на гонге, продевается в два отверстия в верхней части инструмента (рис. 7). Отличительное качество там-тама — отсутствие купола в центре, что придает его звучанию неопределенную высоту.

В европейской терминологии там-там принято обозначать следующим образом: по-немецки, по-французски, по-итальянски — Tamam, по-английски — Gong (реже Tamam), по-русски — Там-там. Из этого следует, что обозначение названия этого инструмента одним словом — «тамтам», принятое во многих литературных источниках, является ошибочным.

Происхождение гонгов теряется в тумане древности. В настоящее время относительно места и времени возникновения гонгов трудно сделать какой-либо однозначный вывод. Однако, воссоздавая картину появления ударных инструментов в целом, можно предположить, что древний человек сначала обратил внимание на особые звуковые свойства окружавших его простых предметов — камня, дерева, раковин, рогов и костей. Именно эти материалы помогали людям в их повседневной жизни — охоте, защите от хищников, общении на большом расстоянии. Постепенно беспорядочные звуки выстраивались людьми в некую систему сигналов, каждый из которых что-либо означал, например, приближение незнакомцев или созыв всех членов общины в единое место. Упорядоченные ударные звуки постепенно стали использоваться и как средство сопровождения ритуальных племенных танцев. Очевидно, именно с ритуалами связано и появление первых на свете организованных ритмов.

В каменном веке древнейшими звуковыми инструментами были камни, каменные кучи, каменные пластины, литофоны {шицин в Китае), каменные колонны (в Индии) и каменные колокола (на Дальнем Востоке). Интересно, что в некоторых источниках подобные инструменты именуются гонгами, даже будучи изготовленными из камня [8]. В дальнейшем, когда человек освоил технологию плавления металлов, священное отношение людей к звукам ударного происхождения постепенно перешло от каменных инструментов к гонгам и бронзовым барабанам.

Считается, что самым ранним металлом, широко используемым в праистории человечества, была медь. Изготовленные из меди инструменты обнаруживали новые качества — они звучали более ярко, чем те, которые были сделаны из природных материалов, в том числе из камня. Однако медь не обладала необходимой пластичностью и способностью резонировать — то есть качествами, необходимыми для создания настоящего музыкального инструмента. Этими свойствами обладал бронзовый сплав, изобретенный позже меди. Поэтому можно предположить, что появление первых гонгов связано с начальной стадией освоения металлов, а их совершенствование -— с появлением технологии бронзового литья.

Дифференциация видов гонгов по конструктивным признакам

Все многообразие внешней формы гонгов можно разделить на три вида (рис. 20):

1) плоские гонги с прямым и жестким корпусом;

2) выпуклые гонги с оправой и гибким корпусом;

3) выпуклые гонги с центральным куполом и жестким корпусом.

Большинство гонгов первого вида в силу своей конструкции не могут воспроизводить звуки определенной высоты. Поэтому данное качество не является для них приоритетным. При изготовлении таких гонгов мастера не настраивают их на определенную высоту звука, поскольку они не используются как мелодические инструменты, а в основном, согласно их символике, применяются в храмовых церемониях. Решающее значение приобретают их форма и тембр. По этой причине такой вид гонга не получил распространения на всей территории Юго-Восточной Азии, а встречается исключительно в Индии, Японии, Китае, Вьетнаме и Мьянме.

К примеру, в Индии можно встретить гонги самых разных форм, но большинство из них имеют плоскую форму и небольшой размер (рис. 21, 22). Они издают высокие звуки и используются в разнообразных индуистских обрядах, а также служат для «отбивания времени» [102, 106]. Среди гонгов этого вида особо выделяются «крутящиеся» гонги (рис. 23—25), называемые kyeezee. После удара по ним они начинают свободно вращаться, создавая уникальный эффект Доплера. Эти гонги широко распространены в Мьянме. В процессе производства они подвергаются продолжительной проковке от краев к центру. Вследствие этого такой мягкий металл как бронза становится твердым. Размеры этих гонгов варьируются от 7 до 27 см, а толщина может достигать двух сантиметров [190]. Все они имеют гравировку с традиционным орнаментом. Гонги похожей формы используются во Вьетнаме, но они более массивны и не вращаются (рис. 26).

Семаккалам (сомангалам) (рис. 22) — индийский гонг из колокольного металла. В наши дни такой гонг распространен среди отшельников и паломников. На нем играют изогнутой палочкой, отбивая каждый такт.

Гонг особой конфигурации существует в Китае. По форме он близок к колоколу и имеет форму эллипса, но, в отличие от колокола, он литой, а не полый внутри (рис. 26). В верхней части гонга находятся четыре квадратных поля. В них, рядами три по три, располагаются девять шипов или округленных выступов (число девять в буддизме считается мистическим и означает обновление). Шипы, часто имеющие форму скрученной змеи или дракона, символизируют солнечные лучи, проливающие через древо познания свет на голову Будды. Они также могут напоминать священных улиток, защищающих голову Будды от солнечных лучей. Однако до обретения символического значения эти шипы всего-навсего выполняли функцию изменения высоты звучания. Нижняя часть гонга, как правило, украшена запутанным, переплетенным геометрическим узором, изображающим животных. Там же может быть выгравировано имя изготовителя или человека, заказавшего или купившего гонг [197].

Судя по изображениям, в ранних образцах ручка с петлей, через которую проходил шнур для подвешивания гонга, могла быть выполнена в виде фигурки тигра или дракона. Позже ручка стала походить на двух переплетающихся драконов или же уродливых животных, которые также образовывали петлю. Таким образом, помимо средства крепления, петля символизировала защиту гонга, считавшегося главным религиозным символом в Китае.

Гонги второго вида также выполняют лишь ритмическую функцию, поскольку не имеют определенной высоты звука. Они используются преимущественно в Китае (рис. 27, 31), Корее (рис. 28), Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Ориссе (штат в Восточной Индии), в некоторых частях Индонезии и на северных Филиппинах (рис. 29).

Характерными представителями этого вида являются китайские гонги. Как известно, группа ударных инструментов является наиболее важной в китайской опере, особенно в батальных сценах [190]. Основными инструментами этой группы считаются два гонга, разные по размеру и высоте звучания. В силу особой конструкции китайские оперные гонги не производят звуки постоянной высоты. Однако больший гонг издает звук, стремящийся после удара к понижению, а меньший — к повышению. В китайской опере больший гонг используется для обозначения выхода солистов и главных действующих лиц, а также для выделения кульминационных драматических моментов. Меньший гонг звучит во время выхода на сцену исполнителей второго плана и женщин. Он также используется в юмористических сценах. Оперные гонги могут иметь размеры от 17 до 30 см, однако разница в диаметре между двумя гонгами составляет всего 3—6 см. Помимо размера, указанные гонги можно различать и по форме: меньший гонг имеет более вытянутый конусообразный купол (рис. 31).

Ко второму виду гонгов относится цилиндрический гонг, когда-то распространенный на территории Северного Вьетнама, Южного Китая и Индонезии (рис. 33). Наиболее популярное название этого инструмента — бронзовый барабан. Но все же к семейству барабанов (гемиидиофонов) он принадлежать не может, так как не имеет гибкой мембраны. Полностью изготовленный из бронзы он может быть отнесен лишь к семейству идиофонов и, следовательно, является гонгом. Его также называют «тунг-ку» (t ung-ku или tunggu), «дождевой барабан», «лягушачий барабан», «барабан Шан», по названию штата в восточной Бирме, где было широко развито ремесло их производства, а также «донгшонский барабан».

Инструменты данного вида являются главным культурным символом донгшонской цивилизации — одной из самых развитых в древности. Традиция их использования тесно связана с посадкой риса. Такие гонги символизируют дождь, ибо население региона находит некое сходство звука «дождевого барабана» со звуками «бычьих» лягушек. Лягушка, как известно, издавна была у многих народов символом воды и влаги, своего рода сторожем рисовых полей, а также считалась важным мифологическим персонажем во всей Юго-Восточной Азии. По данной причине в Жуанге, автономной области Китая, эти инструменты назывались «лягушачьими». Поклоняясь зеленым лягушкам, население этой области считало, что их кваканье вызывает дождь [113]. Лягушачьи барабаны в области Жуанг, по сравнению с другими регионами, были самыми почитаемыми и распространенными музыкальными инструментами. Свидетельством тому является тот факт, что именно в этой области при раскопках было найдено наибольшее их количество. Бронзовые барабаны были также широко распространены среди племен Мьяо и Карен в северной части Таиланда и Бирмы. Однако в этих странах не производились собственные гонги, их приобретали у мастеров штата Шан Восточной Бирмы [179].

Дизайн этого инструмента предполагает наличие орнамента на его верхней плоской поверхности, называемой тимпан, а также фигур лягушек (рис. 34). Орнамент в виде животных и действий, связанных с посадкой риса, отражает уклад донгшонской цивилизации — земледелие (рис. 36). В. Голубев отмечает, что «сцены и композиции в орнаменте донгшонских барабанов отражают магические церемонии и культовые действа, суть которых сводится к поклонению духам предков и тотему-птице» [189]. Как правило, на барабанах изображались лодки или дома на сваях (рис. 37). Орнамент мог содержать изображение и самого бронзового барабана (рис 35).

Высота этих инструментов колеблется от 23 до 76 см. Но по поводу пропорций среди исследователей имеются разногласия. В большинстве источников сказано, что высота инструмента непременно превышает его диаметр. Однако М. Худ в своей книге «Эволюция яванского гамелана» утверждает обратное: «диаметр тимпана каждого барабана больше, чем высота» [179, 76]. Дело в том, что автор дал описание пропорциям бронзовых барабанов острова Явы, куда они проникли приблизительно в 300-м году до н. э. Ремесленники Явы со временем освоили производство таких барабанов и даже экспортировали их в страны, откуда они произошли. Очевидно, при изготовлении этих инструментов яванские мастера разработали свой собственный стиль и пропорции. В настоящее время цилиндрические гонги по 43 прежнему широко используются в различных ритуалах, в том числе и в дождевых обрядах.

Гангса — филиппинский гонг народов Кордильеры (рис. 29, 38). Этот небольшой гонг имеет размеры от 28 до 35 см и применяется исключительно в ансамблях для сопровождения танцев и обрядов [204].

Гонги в ансамблях народов Азии

В ансамблях народов Азии гонги используются широко и многогранно. В рамках единой восточно-азиатской культуры, базирующейся на изустных традициях народного музицирования, можно определить несколько национальных особенностей их бытования. Эти особенности теснейшим образом связаны с общественным укладом жизни людей, их вероисповеданием и особым отношением к окружающей природе. Поэтому функции и роль гонгов в ансамблях различных народов неодинаковы, а сами ансамбли весьма разнообразны как в построении и развитии музыкальных форм, так и с точки зрения их художественной направленности в целом.

Наиболее распространены ансамбли с нечетным количеством инструментов, поскольку именно нечетные числа считаются в восточном мировосприятии наиболее благоприятными и счастливыми. В состав ансамбля помимо гонгов могут входить другие инструменты: духовые (флейта, духовой орган, свирель); струнные (ситар, скрипка, ребаб); многочисленные ударные (барабаны, тарелочки, ксилофоны и металлофоны). Нередко используется вокал, как правило, женский, однако, основными инструментами всех ансамблей остаются гонги и барабаны. Эта традиция восходит к древнейшим временам, когда ансамбли состояли только из этих двух инструментов — гонги создавали выдержанный остинатный тон (гул), а на щелевом барабане, сделанном из бревна (рис. 105), воспроизводились разнообразные импровизированные ритмы [191].

Участники подобных ансамблей, как правило, не являются профессионалами. Они собираются вместе и музицируют для участия в обрядах, народных празднествах или других мероприятиях, а кроме того для репетиций, подготовки к каким-либо предстоящим фестивалям и просто для собственного удовольствия.

Рассмотрим теперь более подробно особенности гонговых ансамблей у существующих различных народов и национально-этнических групп.

Самые ранние упоминания о музыке Кореи обнаружены в книге по китайской истории III столетия н. э., где содержится описание сельскохозяйственных фестивалей (nong-ak), пения и танцев племен северо-западной области страны.

Как известно, в Корее до сих пор сохранилась заимствованная из Китая традиция использования церемониальных оркестров. Время интенсивного использования элементов китайской культуры в Корее в целом приходится на XII век н. э. В этот период один из китайских императоров даровал правителю Кореи все инструменты церемониального оркестра, что имело огромное значение для корейской музыки. В результате к XV столетию здесь сформировалось самобытное и уникальное звучание церемониального оркестра, которое было основано на тех же принципах, что и в Китае, а также наладилось производство музыкальных инструментов, среди которых были и гонги.

Наиболее древним религиозным верованием в Корее является шаманизм. В корейской мифологии говорится о том, что первый правитель Кореи был создан союзом бога и медведя. Эта легенда послужила основанием для появления различных ритуалов, связанных с данной тематикой [115]. С целью музыкального оформления шаманских обрядов в Корее до сих пор существуют разнообразные музыкальные ансамбли, в которых чаще всего используется маленький гонг кваенгвари (рис. 43), роль которого в шаманской музыке рассматривалась выше (с. 43). Чтобы понять, какого рода музыкальные композиции характерны для ансамблей Кореи, достаточно привести в качестве примера нотный фрагмент (приложение 1), где представлен дуэт флейты и гонга в ансамбле корейского шамана с барабаном, ситаром, скрипкой и гобоем в «полифоническом» звучании. Флейта с ее микротональными глиссандо (c-g1) «вне мелодии» и китайскими трубами лу производит весьма специфический звук. Использование в шаманских ансамблях флейты очень показательно, так как ей с древности приписывалась способность воскрешать мертвых. Пунктирные тактовые линии в транскрипции подразумевают своего рода полиметрическое синкопирование, которое распространено в корейской народной музыке. На первый взгляд, кажется, что представленный мелодический фрагмент звучит в размер 4/4. С другой стороны, данную музыку можно воспринимать и в размере 6/4, но если эти части объединить, то можно получить и размер 12/4. Подобные ритмические манипуляции являются «...наиболее действенным средством, помогающим шаману достигнуть состояния транса, ... которое осуществляется с помощью звуковой игры (игры мотивными образованиями, тембровыми клише, метроритмическими формулами и т.п.)» [35, 103]. Таким образом, данный пример из корейской шаманской музыки показывает, насколько важную роль играет в ней гонг и как он отражает «завораживающий» и «таинственный» корейский народный стиль.