Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис и эволюция монгольского вокально-поэтического жанра уртын-дуу Оюунцэцэг, Дорволжингийн

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Оюунцэцэг, Дорволжингийн. Генезис и эволюция монгольского вокально-поэтического жанра уртын-дуу : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1990.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования уртын-дуу определяется необходи-юстью показать его место и роль в системе музыкальной культуры

Центральной Азии.

К исследованию данного жанра неоднократно обращались ученые - представители различных научных дисциплин. Так, по целому ряду объективных причин, наиболее детально уртын-дуу.рассматривался специалистами в области словесного творчества. Однако поскольку уртын-дуу не является всецело литературным феноменом, то и исследование его лишь с одной стороны не может дать полную картину. С музыкальной стороны этот жанр практически никогда специально не изучался, хотя всегда включался во всеобщие работы по монгольской музыке. В наши дни, когда перед монголами особенно остро встают проблемы национальной самобытности родной культуры, а учеными и общественностью всего мира все более осознается необходимость досконального изучения и сохранения всех явлений культуры, составляющих сокровищницу мировой творческой практики, потребность в специальном, многостороннем исследованиі уртын-дуу становится особенно актуальной.

Цель исследования. В данной работе автор ставит своей целы по возможности всестороннее рассмотрение феномена уртын-дуу с точки зрения его генезиса и эволюции, социокультурного функционирования, места в системе духовных ценностей монголоязычных на родов. Одной из важнейших культурологических, теоретических задач является коренное переосмысление уртын-дуу как явления, поскольку до сих пор сохранилась тенденция отнесения этого жанра к области фольклора. Об этом можно судить уже хотя бы по названиям книг: "Народная песенная поэзия монголов" П.Хорлоо, "Hapoj ные песни монголов" К.Н.Яцковской и др. Такой неверный культуро логический подход к монгольскому музыкальному наследию основан, по нашему мнению, на забвении того факта, что на протяжении веков в Монголии складывалась и развивалась сфера высокого музы-

кального искусства, в которую входит и уртын-дуу. Даже такие видные специалисты как С.А.Кондратьев, Б.Ф.Смирнов, называя уртын-дуу .действительно уникальным, неповторимым, феноменальным явлением в музыкальном искусстве Монголии, включали этот жанр в разряд народного творчества. Такое отношение к уртын-дуу может быть объяснено действительно широким распространением этого жанра практически во всех слоях монгольского общества. Даже в пору наивысшего расцвета придворной жизни в Монголии такие празднества, как, например, наадамы, проводились при участии всех членов общества, что являлось прямой предпосылкой для свободного циркулирования музыкальной информации (в том числе уртын-дуу) по всем ярусам вертикальной структуры социума. Автор, стремясь к максимально точному определении места жанра уртын-дуу в структуре монгольской музыкальной культуры, дает анализ основных ее составляющих для того, чтобы, во-первых, показать "многоярус-ность" этого жанра, во-вторых, принадлежность его наиболее развитых образцов к слою высокой, классической музыки.

Методологическая основа исследования. Для решения задачи контекстуального описания уртын-дуу и определения его места в системе культуры монгольских народов и, в конечном итоге, в мировой музыкальной практике, посчитали необходимым сочетание в исследовании нескольких научно-методологических принципов, среди которых определяющее значение имеют системный, историко-типоло-гический и регионально-цивилизационный подходы, разработанные" Дж.К.Михайловым в курсе "Музыкальные культуры мира", читаемом в Московской консерваторий.

Поскольку история и культура монгольских народов органично вписаны в развитие цивилизации Центральной Азии, то вряд ли возможно составить представление и об эволюции отдельного жанра вне

связей с другими сторонами и явлениями этого сложнейшего социокультурного организма, вне ясного представления об основных закономерностях многовекового исторического процесса в данном регионе. С одной стороны, мы рассматриваем уртын-дуу в .качестве элемента определенной цивилизации, обусловленного всем комплексом прочих ее составляющих (экологических, антропологических, психологических, религиозных, социальных и других факторов). При этом ориентация на максимально выявленный контекст обеспечивает, по мнению автора, наиболее адекватное видение той шкалы ценностей, которая сложилась внутри данной цивилизации. С другой стороны, такого рода подход универсализирует рассмотрение типологически сходных явлений, относящихся к разным культурам, сопоставление которых позволяет наиболее рельефно выявить специфику каждого из них.

Рассмотрение уртын-дуу в качестве чрезвычайно важного элемента общекультурного процесса в названном регионе, естественно, предполагает использование не только музыковедческого аппарата, но и данных целого ряда смежных с музыкознанием наук: археологии лингвистики, этнографии, истории, религиоведения и т.д., в связи с чем в работе проанализирован солидный объем разнообразной литературы. Так, например, найденные археологами наскальные рисунки, оленные камни и другие продукты культуры первобытных людей дали возможность выявить генетический код художественного мышления представителей тех эпох, что в свою очередь помогло объяснить ментальные основы создания уртын-дуу.

В написании данной диссертации автору пришлось опираться также на такие источники, как литературные памятники монгольское средневековья "Тайная история монголов", "Алтай тобчи" и др. Кроме этого в нашем распоряжении имелись интереснейшие путевые за-

- 5 -метки, описания исторических событий и литературные произведения иностранных миссионеров, торговцев, дипломатических посланников -Гильома де Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло, персидского путешественника и летописца Рашид ад Дина, в разное время посетивших Монголию и описавших те или иные памятники культуры, встретившиеся у них на пути, многообразные детали из жизни монгольского общества, в условиях которого формировался жанр уртын-дуу.

Что касается исследований, посвященных собственно музыкаль;-
ной стороне видов и жанров вокально-поэтического искусства мон
голов, то их очень мало. Большинство работ посвящены или герои
ческому эпосу монголов (Б.Я.Владимирцов, С.А.Кондратьев, А.Д.Руд
нев, П.М.Берлинский и др.), или словесному тексту (П.Хорлоо,
Х.Сампилдэндэв, К.Н.Яцковская и др.). Помимо филологических ра
бот существуют и такие, где есть попытка осветить музыкальную
культуру монголов в ее историческом и функциональном планах
(Г.Бадрах, Б.Содном, Ж.Бадраа, Д.Дащдорж и С.Цоодол и др.). Счи
танные работы существуют в области музыковедения (Б.Ф.Смирнов,
Н.Жанцанноров и др.). —

Хочется отметить, что в вышеуказанных работах отсутствует системный подход к музыкальной культуре Монголии, также как не сложился и системный подход к изучению уртын-дуу. А это в конечном итоге не дает того обширного глубокого и контекстуального охвата какого-либо явления, который всегда бы желателен в научных исследованиях. Только "системная выстроенность отражает пбл-ноту осознанности той или иной культуры - как изнутри, так и извне..'. Системный подход'- это основа музыкального мировоззрения, своеобразная картина мира, выраженная в звуках, в музыке .

Михайлов Дж.К. Музыкальная культура Индии и ее место в современном мире: опыт системной типологизации // Традиции и современность в индийской музыке,- М.,1988.-С.41,46. (Сб.науч.трудов /Моск.консерватория).

- б -

Материалом для данной работы послужили не только нотные публикации уртын-дуу^-, магнитофонные и граммофонные фиксации некоторых образцов уртын-дуу, образцы записей, осуществленных автором в центральных и восточных районах Монголии, но .и плодотворное общение с самими носителями живой традиции. Благодаря встречам с исполнителями уртын-дуу, нам удалось не только выяснить многообразные детали процесса формирования уртын-дуу, системы сохранения и передачи от поколения к поколению генетического кода этого жанра, но и сделать более ста расшифровок образцов уртын-дуу, часть из которых приводится в нотном изложении к диссертации.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней' впервые:

а) история музыкальной культуры Монголии рассматривается систем
но, во всей многогранности и противоречивости взаимодействия раз
нообразных жанров, .стилей, художественных тенденций и т.д.;

б) научно обосновывается причастность к слою классического ис
кусства; в) уртын-дуу рассматривается как воплощенная в звуках
"модель мира", в которой представления человека об универсуме
упорядочены в определенной системе координат, выраженных в зву
чании; г) последовательно обнаруживается система основных, жиз
ненно важных компонентов, входящих в состав" музыкально—культур-

2 ной традиции , д) анализируется специфика структуры музыкальной

ткани уртын-дуу.

Практическое значение работы состоит в возможности ее применения в курсе "Музыкальная культура Монголии", читаемых в Институте культуры и Музыкально-хореографическом училище Улан-Бато-

Сборник, составленный Ж.Дорждагвой и содержащий свыше ста образцов.

Термин Дж.К.Михайлова.

pa. Отдельные материалы диссертации могут быть использованы и в курсах по музыкальным культурам мира, читаемых в Московской государственной консерватории, а также некоторых других консерваториях Советского Союза.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой Истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Основные положения работы были изложены автором в работах, опубликованных на , русском языке.

Структура работы обусловлена поставленными задачами и сос
тоит из Введения, пяти глав, Заключения, библиографии и приложе
ния. Объем исследовательского текста составляет машинопис
ные страницы. В приложении даны нотные образцы, анализируемые
в диссертации; схемы; рисунки.