Введение к работе
Актуальность темы. Жанр фортепианного концерта занимает одно из самых значительных мест в творчестве композиторов Азербайджана XX столетия. Начиная с Узеира Гаджибекова, все видные композиторе республики в той или иной мере уделяли внимание концертному жанру: Ф.Амиров, А.Бабаев, А.Аббасов, Э.Назирова, Ф.Кулиева, В.Адигезалов, Н.Мамедов, А.Рзаев, З.Багиров, С.Алескеров, С.йбрагимова, В.Муста-фа-заде, Ф.Караев, Э.Дадашева... Интерес к сочинению для фортепиано с оркестром обнаружился с конца тридцатых годов, а к началу девяностых можно констатировать, что азербайджанская музыка располагает обширным репертуаром концертных произведений для фортепиано с оркестром.
Развитие концертного жанра стимулировалось формированием высокопрофессиональной национальной школы фортепианного искусства (ее основы заложили русские пианисты), которая поставила перед азербайджанскими композиторами задачу создания национального виртуозно-концертного репертуара. Центральное положение в нем занял фортепианный концерт.
Б настоящее время можно говорить не только о количественном росте произведений для фортепиано с оркестром, но и о художественных достижениях в этой области. Концерты звучат на эстрадах, в учебных заведениях, опубликованы в СССР и зарубежных странах.
Успехи в развитии жанра, а также широкая исполнительская практика выдвигают актуальную задачу искусствоведческого освещения, осмысливания процессов, происходящих в развитии данного жанра в Азербайджане. Есть необходимость в изучении проблем интерпретации азербайджанских концертов, в число методической помощи педагогам и студентам, соприкасащимся в своей работе с произведениями концертного жанра. Анализ стилистических особенностей концертов, исследование их национальных и художественных истоков, исполнительских проблем является актуальными задачами современного исполнительского музыковедения.
Целью диссертации является изучение проблемы выявления национального своеобразия фортепианных концертов азербайджанских композиторов в исполнительской интерпретации.
Исследование поставленной проблема в данной диссертации целесообразно ограничить несколькими конкретными задачами, направленными к изучению тех важных, сущностных элементов музыкального стиля азербайджанских концертов, которые наиболее близко связаны
4 с его национальной природой. Это прежде всего мелодические, метре ритмические, фактурные закономерности музыки, ярко отражающие характерные особенности определенных народных песенных и танцевальных жанров азербайджанского фольклора. Не менее значительным щ>ер ставляется и круг задач, встакщих перед исполнителем, определение и изучение которых также в большой мере связывается с национальнс спецификой концертов.
Материалом для исследования явились изданные концертные соч нения для фортепиано, а также рукописные нотные материалы (конце ты Д.Зульфугарова, В.Мустафа-заде, Ф.Кулиевой, Э.Дадашевой и друг композиторов), дискографические и литературные источники.
В диссертации использованы литературные материалы несколькк направлений.
К первому относятся труды, посвященные фортепианной культур Азербайджана, прежде всего монография Т.Сеидова, диссертационная работа Н.Багирова, диссертации и статьи, посвященные истории a3ej байджанской музыки, ее различным жанрам, композиторам Азербайджан Э.Мирзоевой, С.Алиевой, А.Касимсвой, Р.Фархадовой, Н.Алиевой,Э.АС совой, З.Адигезал-заде, З.Бакихановой, В.Виноградова, Г.Хубова, Ф.Халиловой. Большая часть источников связана с народным искусством Азербайджана. Это диссертации, монографические очерки, статы Г.Абдулла-заде, У.Гаджибекова, В.Кривоносова, В.Беляева, Г.Хубовг Н.Шахназаровой, Ф.Щушинского, Э.Эльдаровой, Б.іусейшш, Т.Мамедої Э.Бабаева и других авторов. Использованы материалы Союза композит ров Азербайджана и СССР, изданные учебными заведениями республик! методические рекомендации по работе над концертами, написанные ж дагогами-практиками С.Сулеймановой, Н.Багировым и другими авторал Важной частью явились труды по проблемам развития национальной щ зыки в русле профессиональной традиции И.Земповского, И.Вызго-Ивс новой, В.Конен. Изучение фортепианных концертов Азербайджана былс бы невозможно без знания круга работ о концертном жанре как таковом. В диссертации использованы и материалы устных бесед с компої торами, фортепианные концерты которых рассматриваются в работе. С зор имеющихся материалов позволяет сделать вывод, что в литератуї об азербайджанской музыке до сих пор не создано специального тру; в котором бы изучение стилистики фортепианных концертов переплет? лось с исследованием исполнительских проблем, а также постановко! задач исполнителя.
Методология исследования. В анализе произведений, изучаемых в диссертации, автор прежде всего ориентировался на нотный текст как объективную материальную основу. Исполнительский анализ произведений проводился в непосредственной связи с результатами музыкально-теоретического и исторического анализа. Автор опирался также на разборы индивидуальных интерпретаций.
Фундаментальной основой изучения стилевых особенностей фортепианных концертов явились методы и теоретические положения советского музыковедения. В исполнительском анализе исследование опиралось на методологические принципы советской пианистической школы.
Научную новизну исследования определяет предпринятая впервые попытка исследования азербайджанских фортепианных концертов как единого стилевого образования, в комплексе вопросов существенных особенностей жанра, претворения национальных традиций, интерпретации и методологии работы исполнителя.
Азербайджанские фортепианные концерты впервые исследуются с точки зрения интерпретации и методики работы исполнителя над музыкальным произведением.
Практическое значение диссертации видится в привлечении внимания к интересному явлению современной советской фортепианной культуры, в знакомстве с его национальными художественными особен- . ностями. Работа может оказаться полезной для педагогов, исполнителей и студентов, исполняющих и изучащих фортепианные концерты азербайджанских композиторов, использоваться в учебных курсах истории и теории фортепианного искусства и методики обучения игре на фортепиано, истории музыки народов СССР.
Апробация работы. Диссертация и ее отдельные главы обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Основное содержание работы опубликовано.
Структура диссертации определяется логикой движения от исследования стилевых национальных особенностей к постановке проблем интерпретации и задач исполнителя. Диссертация состоит из введения, вступления, четырех глав и заключения.'Объем работы страниц машинописного текста. Список литературы и нотные примеры помещены в приложении.