Введение к работе
Актуальность темы. На протяжении двух последних столетии фортепианная миниатюра является существенным компонентом музыкальной культуры, образуя специфический пласт концертной и педагогической жизни. Становясь предметом историко-теоретическо-го рассмотрения лишь в качестве части творческого яа^-ЖАД^ того иди иного композитора (в работах Б.Аеафьева о Григе, Д.Іито-мирского и Н.Николаевой - о Шумане, П.Вульфиуса - о Шуберте, Я.Милыптейна - о Листе, Е.Царевой - о Брамсе, А.Алексеева - в многотомной "Истории фортепианного искусства" и др.),она пока еще не подвергалась изучению, во-первых, как целое и,во-вторых, со стороны своей собственной природы. Само понятие "миниатсра", давно вошедшее в лексикон музыкантов - теоретиков и практиков, еще не становилось предметом теоретического анализа. Многообразие и разноплановость явлений, охватываемых этим понятием (в том числе и обилие жанров), составляют особую объективную сложность исследования и увеличивают его актуальность.
Поскольку наивысшего расцвета фортепианная миниатюра достигла в творчестве композиторов-романтиков, то исследование сосредоточено главным образом на романтической эпохе. Представляя историю фортепианной миниатюры как одно из проявлений и о -тории романтизма (вместе с его предысторией ж переходом в последующую эпоху), мы прикасаемся к проблеме, выходящей далеко за рамки музыкознания. Разработка темы апеллирует к общим закономерностям музыкально-исторического и, шире, -историко-культурного процесса.
Цель работы состоит в разрешении двуединой проблемы: создание истории фортепианной миниатюры, в которой запечатлелась история романтизма, и - истории музыкального романтизма в зер-
кале фортепианной миниатюры. Эти два полюса темы становятся "точками схода" для целого ряда пройдем, среди которых выделим:
разработку основных положений теории фортепианной миниатюры, а также выявление ее поэтики, предстащей в единстве эстетического и композиционно-технического аспектов;
исследование жанровой природы фортепианной миниатюры и, в частности, системы составляющих ее жанров, преломление в них "интонационного словаря эпохи", а также осмысление миниатюры в свете соотнесения категорий жанра и формы;
фортепианная миниатюра в историко-стилевой эволюции и,
в особенности, - во внутренней эволюции романтического искусства. В связи с этим осуществляется разработка и уточнение представлений о становлении, зрелости и постепенном угасании романтизма;
- романтическая миниатюра в модусе индивидуальных компози
торских стилей; раскрытие специфики национальных школ и куль
турных традиций.
Постановка и решение подобных проблем обусловили необходимость системного метода исследования, объединящего историке— эстетический и теоретико-аналитический подходы.
диетой комплекс проблем впервые предстает в качестве задачи исследования. Также впервые предпринимается и системно-историческое изучение фортепианной миниатюры как таковой. Разработка поставленных проблем привела к развитию ряда положений теории музыкальных жанров и стилей, представлений о музыкальном времени. Исследование истории романтической музыки на конкретном аналитическом материале соотносится с опорой на общеэстетические и философские представления о романтическом. Литература по проблемам романтизма поистине необъятна, и здесь мы имели
возможность опереться на богатейшую традицию, представленную как музыковедческими, так и искусствоведческими и эстетико-фи-лософскиш трудами от Г.Ф.Гегеля и Э.Т.А.Гофмана до Б.Л.Яворского, А.Ф.Лосева, Ю.Ы.Лотмана, А.В.Михайлова, Н.С.Николаевой в многих других.
Мир романтизма предстает как явление динамичное, проживающее свою жизнь в диалектическом единстве сил утверждения и отрицания. В исследовании производится попытка вскрытая внутренней диалектики романтического, в том числе - анализируются длительные и сложные процессы перерождения романтизма в постромантическую формацию и уточняется его место в истории искусства.
Особое место занимает проблема специфики романтизма в русской музыке. История европейского музыкального романтизма (на материале фортепианной миниатюры) предстает как целое - во временном (от Шуберта до Метнера) и в культурно-пространственном аспектах, поскольку русская музыка второй половины XIX века рассматривается как особая, но неотъемлемая часть европейской романтической культуры. Соотнесение путей русского и западного романтизма составляет одну из особенностей настоящей работы. Структура работы. Работа представляет собой монографию (рукопись книги, подготовленную к печати); она состоит из Введения, двух частей (ч.І: "Фортепианная миниатюра в музыке западно-европейских композиторов", ч.2: "Русская фортепианная миниатюра"), каждая из которых подразделяется на четыре главы, и Заключения. Распределение глав внутри каждой части следует историческому принципу и отражает основные этапы развития музыкального романтизма. Так, первую часть образуют следующие главы: