Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Арутюнов Владимир Даниилович

Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани
<
Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арутюнов Владимир Даниилович. Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани: диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Арутюнов Владимир Даниилович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова], 2017 - 206 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Профессиональная подготовка капельмейстеров кубанского казачьего войска 18

1.1. Развитие дирижерского искусства в России во второй половине XIX – начале XX века и возникновение первых дирижерских классов.

Деятельность столичных дирижеров на Кубани в начале XX века 18

1.2. Коллективное музицирование в ансамблях и оркестрах Черноморского (Кубанского) казачьего войска: музыкальное обучение и капельмейстеры 41

ГЛАВА II. Становление системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера в музыкальных учебных заведениях кубани .55

2.1. Музыкально-общественные объединения и музыкальные учебные заведения Екатеринодара в конце XIX – первой четверти XX века: руководители, педагоги и дирижеры 55

2.2. Развитие музыкального образования на Кубани в советский период. Формирование дирижерско-оркестровых классов .76

ГЛАВА III. Преемственность и образовательные технологии в системе профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани 114

3.1. Преемственность в системе профессиональной подготовки оркестрового дирижера в регионе.. 114

3.2. Динамика развития профессиональной подготовки оркестрового дирижера в системе музыкального образования Краснодарского края 129

3.3. Образовательные технологии в профессиональной подготовке оркестровых дирижеров на современном этапе .145

Заключение .166

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями музыкального пространства Краснодарского края в сохранении традиций оркестрового исполнительства. Современное оркестровое исполнительство на Кубани формируется в условиях развития системы профессиональной подготовки оркестровых дирижеров и взаимодействия музыкальных образовательных систем.

Становление и развитие системы профессионального образования представляет сложный и многоуровневый процесс, который во многом определяется историко-культурным, социально-экономическим контекстом. Современная система профессионального образования включает в себя помимо федеральных и региональных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования и обеспечение образовательной деятельности, также образовательные организации, профессионально-творческие, общественные объединения, работодателей и собственно образовательные стандарты, образовательные программы различных уровней. В свою очередь, реализация стандартов, образовательных программ требует особого внимания к разработке современных методик и технологий обучения профессиональному мастерству. На наш взгляд, одно из первостепенных значений в этой системе занимает деятельность учреждений, осуществляющих образовательный процесс, участниками которого являются педагоги и обучающиеся. Возможность изучения различных сторон этого динамичного процесса с учетом региональных условий представляется весьма существенной для его дальнейшего успешного и качественного развития.

В настоящее время оркестровое и инструментально-ансамблевое исполнительское искусство в Краснодарском крае представлено разными стилями и жанрами: академическое, эстрадное, джазовое, военно-духовое исполнительство и др. Раскрытие феномена формирования дирижерского образования на Кубани обусловлено необходимостью изучения

региональных особенностей становления профессионального музыкального образования, выявлением исторических этапов развития оркестров Кубанского казачьего войска и оркестровых коллективов музыкальных учебных заведений. Использование ценных архивных документов и краеведческих материалов способствует глубокому анализу историко-культурных процессов развития оркестрового исполнительства и становления профессионального музыкального образования в регионе. Для обеспечения качественного уровня развития оркестрового исполнительства на Кубани в системе музыкального образования необходимо раскрыть теоретико-практические основы профессиональной подготовки оркестрового дирижера в исторической ретроспективе и на современном этапе. Поэтому исследовательский анализ образовательной системы подготовки оркестровых дирижеров характеризуется практической и теоретической значимостью. Раскрытие лучших дирижерских и оркестровых традиций, заложенных выдающимися зарубежными и отечественными музыкантами, способствует пониманию особой роли преемственных связей в системе профессиональной подготовки оркестровых дирижеров на Кубани. Так, в Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы1 уделяется большое внимание подготовке профессиональных кадров - преподавателей высшей квалификации в области оркестрового исполнительства, основанной на взаимосвязи трех этапов обучения с целью совершенствования исполнительского мастерства. Принцип преемственности является одним из основополагающих в системе профессионального образования, поэтому весьма существенным моментом представляется изучение особенностей функционирования преемственных связей в профессиональной подготовке оркестровых музыкантов в системе музыкальных учебных заведений края. Таким образом, состояние

1 Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: base.garant.ru/71182808/. – Дата обращения: 14.06.2016 г.

оркестрового исполнительства в Краснодарском крае может выступать в качестве основного критерия развития системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера.

Наряду с развитием оркестрово-исполнительского искусства в сфере профессионального музыкального образования стоит задача подготовки специалиста, знающего традиции дирижерского искусства и владеющего механизмом его передачи. Эта сфера деятельности имеет исторические корни, однако специальных исследований, посвященных историческому, теоретическому и практико-аналитическому аспектам формирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера, не проводилось: 1) в историческом и теоретико-методологическом аспекте не изучалась профессиональная деятельность капельмейстеров казачьего войскового оркестра в контексте формирования профессиональной подготовки оркестрового дирижера в рассматриваемом регионе; 2) не рассматривалась сущность и природа взаимодействия механизмов дирижерского образования и профессиональной деятельности оркестрового дирижера в образовательной системе и оркестровом исполнительстве Краснодарского края; 3) не ставилась также проблема разработки современных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки оркестровых дирижеров на Кубани.

Комплекс мер по модернизации системы музыкального образования в регионе был разработан Министерством культуры Краснодарского края в соответствии с Арт-концепцией развития художественного образования в Краснодарском крае (2008-2020 годы), в которой одной из задач ставится формирование творческой элиты и обращается внимание на наличие «уникальной системы, основанной на высочайших достижениях российской

культуры, подготовки творческих кадров: музыкантов, артистов, дирижеров, <…> преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства»2.

В соответствии с данной концепцией модернизации системы музыкального образования возникла необходимость разработать и внедрить современные образовательные технологии в систему профессиональной подготовки оркестровых дирижеров с целью устойчивого развития профессионального образования дирижера и достижения качественно высокого уровня оркестрово-исполнительского искусства в Краснодарском крае. Поэтому не представляется возможным в отрыве от исторического контекста, во многом обусловливающего особенности функционирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани, решать задачи совершенствования образования в обозначенной области.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани».

Степень изученности. Дирижерская профессия и профессиональная подготовка оркестрового дирижера сегодня является одной из самых малоизученных областей современной искусствоведческой науки и исполнительского искусства. По мнению выдающегося отечественного дирижера К. П. Кондрашина (1914-1981): «Вероятно, нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование. Существующие пособия знакомят, главным образом, с технологией тактирования, с тем, что обычно называют «основами дирижерской техники»3. По его же мнению, «теория должна охарактеризовать и систематизировать все стороны дирижерского искусства…», представляя собой «точное соотношение всех средств,

2 Арт-концепция развития художественного образования в Краснодарском крае (2008-
2020 годы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: izumzum.ru/health/art-koncepciya-
razvitiya. – Дата обращения: 02.08.2016 г.

3 Кондрашин К. П. О дирижерском искусстве. – Л.; М., 1970. – С. 52.

употребляемых дирижером для достижения желаемого результата»4. Многие известные дирижеры-исполнители писали о необходимости создания научных трудов в области дирижерского исполнительства и образования. Выдающийся французский дирижер Игорь Маркевич (1912-1983) отмечал: «Дирижирование – это тоже наука»5.

Теоретические аспекты дирижирования, методы работы дирижера с
партитурой и оркестром освещаются в трудах Г. Берлиоза, Р. Вагнера,
Б. Вальтера, Г. Л. Ержемского, А. П. Иванова-Радкевича, К. П. Кондрашина,
Э. Лайнсдорфа, Л. Н. Маталаева, И. А. Мусина, А. М. Пазовского,
Г. Н. Рождественского, Б. Ф. Смирнова и других. Методика

профессиональной подготовки дирижера разрабатывалась достаточно
интенсивно в трудах зарубежных и отечественных авторов (Г. Шерхен,
В. Айм, Б. Маклерен, О. Еремиаш, С. А. Казачков, Э. Кан,

М. М. Канерштейн, Н. Ф. Колеcса, Н. А. Малько, И. А. Мусин, К. А. Ольхов, Д. В. Свечков и др.). Различным методам развития мануальных навыков, проблемам самоорганизации, релаксации дирижера посвящены работы Н. А. Малько, И. А. Мусина. В исследованиях Б. Ф. Смирнова представлен музыкально-эстетический аспект дирижерского искусства и диалектика творческого взаимодействия дирижера и оркестра. Важные факты из истории возникновения и развития симфонических оркестров и дирижерских классов Петербургской консерватории содержатся в статье А. А. Мурсаловой.

Профессиональная работа с оркестровыми коллективами также получила освещение в области музыкальной психологии: в работах дирижеров-педагогов (Г. Л. Ержемский, Р. И. Кофман) и в исследованиях отечественных музыковедов (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский,

B. Г. Ражников, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др).

В историческом аспекте развития музыкального искусства и профессионального музыкального образования на Кубани большую

4 Цит. по: Ержемский Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. – СПб, 1993. –

C. 7.

5 Там же. С. 10.

ценность представляют исследования краеведов: И. И. Кияшко,
В. А. Жадана, Г. П. Борисова, С. И. Еременко, А. А. Слепова,

В. А. Фролкина, С. В. Аникиенко. К сожалению, вопрос о формировании системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани специально не рассматривался. Этот пробел призвана восполнить предлагаемая диссертация.

Объект исследования – дирижерско-педагогическая и оркестрово-исполнительская практика на Кубани.

Предметом исследования является профессиональная подготовка дирижера оркестра в образовательной системе Краснодарского края в исторической ретроспективе и на современном этапе.

Цель исследования – создать целостное представление о процессах формирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера в исторически сложившихся преемственных связях исполнительской практики и музыкального образования Кубани.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1) изучить состояние дирижерского искусства в России в конце XIX –
начале XX века; выявить исторические факты формирования
капельмейстерских классов и дирижерских отделов в столичных
консерваториях;

2) рассмотреть деятельность столичных дирижеров на Кубани в
контексте оркестрово-исполнительского искусства начала XX века;

  1. осветить становление коллективного музицирования в ансамблях и оркестрах Черноморского казачьего войска и выявить особенности музыкального обучения воспитанников оркестра и профессиональной деятельности капельмейстеров;

  2. представить и обосновать музыкально-просветительскую деятельность и развитие музыкально-общественных объединений на Кубани, как следствие общего подъема культуры России в конце XIX века;

5) охарактеризовать деятельность руководителей, педагогов и
дирижеров в связи с открытием музыкальных учебных заведений в
Екатеринодаре в конце XIX – первой четверти XX века;

6) рассмотреть развитие музыкального образования на Кубани в
советский период, выявить и обосновать специфику формирования
дирижерско-оркестровых классов в Краснодарском музыкальном училище;

7) изучить динамику развития преемственных связей в
профессиональной подготовке оркестровых дирижеров в регионе как
показатель сохранения и развития лучших исполнительских и
педагогических традиций;

8) показать особенности профессиональной подготовки оркестрового
дирижера в системе музыкального образования Краснодарского края на
основе научно-практического анализа и статистических данных;

9) разработать и апробировать образовательные технологии
профессиональной подготовки оркестровых дирижеров в образовательной
системе «колледж-вуз».

Материалом исследования являются: 1) архивные материалы и документы по историко-культурным процессам Екатеринодара и Кубани, искусствоведческие, социологические, музыковедческие работы исследователей по теме работы; 2) программные и репертуарные списки оркестровых коллективов, заявленных в базе исследования; 3) инструментовки и оркестровые переложения, представляющие наибольшую художественную ценность в исполнительстве оркестровых коллективов региона; 4) материалы работы в составе экспертных комиссий краевых фестивалей-конкурсов, творческое участие в краевых фестивалях искусств «Кубанская музыкальная весна»; 5) результаты художественного руководства, репетиционной и концертной работы со сводным симфоническим оркестром преподавателей оркестровых отделений детских школ искусств Краснодарского края; 6) результаты профессиональной работы со сводным ансамблей скрипачей преподавателей и учащихся ДМШ

и ДШИ края; 7) результаты методической, художественно-творческой работы и руководства симфоническим оркестром Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова; 8) результаты художественного руководства и концертной деятельности симфонического оркестра факультета консерватории ФГБОУ ВО «Краснодарского государственного университета культуры и искусств»6; 9) результаты репетиционной и концертной работы в должности дирижера (2001-2009 гг.) Кубанского симфонического оркестра «Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л. Г. Гатова»; 10) шефская, кураторская работа с преподавателями и учащимися оркестровых отделений ДМШ и ДШИ Краснодарского края; 11) статистические данные исследования программных и репертуарных списков учебной дисциплины «Дирижирование» за последних три года в КМК им. Н. А. Римского-Корсакова; 12) статистические данные контингента обучающихся на оркестровых отделениях и кафедрах образовательных учреждений Краснодарского края.

Методология исследования. Для достижения исследовательских целей в работе использован комплекс методов: а) аналитические (анализ теоретических данных из различных областей краеведения, культурологии, искусствоведения, психологии и методики преподавания дирижерско-оркестровых дисциплин с целью определения стратегии исследования, сравнительный анализ образовательных программ и материалов); б) эмпирические (метод наблюдения и сопоставления в профессионально-коммуникативной деятельности оркестровых дирижеров, экспертный опрос руководителей и методистов системы профессионального музыкального образования); в) статистические методы анализа. Кроме того, учитывая многогранность дирижерской профессии, в процессе исследования привлекались разработки и подходы из смежных научных дисциплин: в

6 В соответствии с Приказом министерства культуры РФ № 1910 от 03.07.2015 года Краснодарский государственный университет культуры и искусств переименован в Краснодарский государственный институт культуры.

области психологии (психологии творчества, социальной психологии, психолингвистики); педагогики (общей и специальной, музыкальной и дирижерской); исторической культурологии (развития музыкальной культуры Кубани, развития национальных культур Кубани, сохранения национальных основ и национальной самобытности). В ходе исследования применялся метод анализа архивных материалов и документов, связанных с социально-культурными процессами в регионе в исторической ретроспективе и на современном этапе.

База исследования – профессиональные образовательные центры: оркестровые отделения и кафедры ГБПОУ КК «Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова» и ФГБОУ ВО «Краснодарского государственного института культуры», образовательные учреждения дополнительного образования детей ДМШ и ДШИ Краснодарского края, оркестровые коллективы Государственного академического ордена Дружбы народов «Кубанского казачьего хора» (в ретроспективе), «КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова», ГКБУК КК «Краснодарской филармонии им. Г. Ф. Пономаренко».

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

– изучена и охарактеризована деятельность руководителей, педагогов и дирижеров, повлиявших на становление профессиональной подготовки оркестровых дирижеров в открывшихся музыкальных учебных заведениях Екатеринодара в конце XIX – первой четверти XX века;

– выявлено и обосновано возникновение дирижерско-оркестровых классов в Краснодарском музыкальном училище в русле развития музыкального образования в регионе в советский период;

– рассмотрены этапы формирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани;

– теоретически обоснована и апробирована в практической работе методика профессиональной подготовки дирижера оркестра в системе «колледж-вуз», отражающая целостность исследуемого процесса;

– выявлены и научно обоснованы организационно-методические условия: а) обеспечения преемственности в системе профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани; б) формирования единой образовательной программы подготовки дирижера оркестра в профессиональной системе «колледж-вуз»; в) ориентации в образовательных технологиях подготовки дирижеров на межпредметную интеграцию.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
рассмотренные историко-теоретические основы формирования

профессиональной деятельности капельмейстеров в Черноморском (Кубанском)7 казачьем войске способствуют раскрытию многогранности дирижерской профессии, расширению проблем исследования в смежных научных дисциплинах: в области музыкальной психологии и педагогики, исторической культурологии (развития музыкальной культуры региона). Полученные в результате исследования данные расширяют и углубляют представления о пока что мало изученном дирижерско-оркестровом искусстве Кубани как музыкально-художественном явлении. Данная работа может выступить в качестве исходного пункта для последующих исследований феномена дирижерской педагогической деятельности и способствовать развитию современной образовательной системы профессиональной подготовки оркестровых дирижеров.

Практическая значимость работы определяется возможностью широкого применения ее результатов с целью расширения и углубления содержания профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани. Результаты исследования могут быть использованы: 1) в образовательной системе профессиональной подготовки специалистов среднего и высшего уровней образования; 2) в образовательном процессе для разработок методических подходов, рекомендаций, а также для руководителей и дирижеров оркестров при написании методических и

7 В 1860 году Александр II подписал Указ о создании Кубанской области. В результате объединения в ее состав вошли земли Черноморского казачества, 6 бригад линейного казачьего войска и Закубанье.

хрестоматийных пособий. Результаты исследования влияют на развитие профессионально-коммуникативных качеств дирижера оркестра. Практическая ценность материалов и выводов научно-практической работы заключается в возможности их использования в образовательном процессе вуза, в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей оркестрового дирижирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Деятельность капельмейстеров казачьего войскового оркестра способствовала становлению профессионального образования оркестрового дирижера.

  2. Высокий уровень оркестрового исполнительства, дирижерско-педагогической практики в оркестрах Кубанского казачьего войска послужил причиной для развития профессиональных связей с музыкальными центрами по подготовке оркестровых музыкантов, формирования условий для приглашения на капельмейстерскую службу дирижеров из Западной Европы и создания предпосылок к разделению «Музыкантского хора»8 на два коллектива: духовой и симфонический оркестры.

  3. Влияние зарубежных и отечественных традиций на профессиональную подготовку оркестровых исполнителей и капельмейстеров в Черноморском (Кубанском) казачьем хоре связано с педагогической деятельностью выдающихся музыкантов – представителей Харьковского университета, Пражской, Петербургской и Московской консерваторий.

  4. Высокий уровень исполнительской, педагогической и музыкально-просветительской деятельности дирижеров, педагогов, руководителей музыкальных учебных заведений Кубани определил устойчивое развитие профессиональной подготовки оркестрового дирижера и оркестрового исполнительства в регионе.

8 «Музыкантским хором» в казачьем войске назывался оркестровый коллектив.

  1. Концепция преемственных связей в развитии музыкальных учебных заведений Краснодарского края способствует разработке современных образовательных технологий в профессиональной деятельности оркестрового дирижера в образовательной системе «колледж-вуз».

  2. Разработанные инновационные образовательные технологии профессиональной подготовки оркестрового дирижера (личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные и профессионально-коммуникативные технологии) конкретизируют требования к его профессиональной деятельности и способствуют положительной динамике развития системы подготовки оркестровых дирижеров на Кубани.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2005 по 2017 гг. В ходе первого этапа исследования (2005-2009 гг.) были теоретически осмыслены проблема, тема, цель, объект и предмет исследования. Изучены программы, научно-методическая литература, специальные исследования, архивные материалы и документы, публикации в периодической печати, касающиеся развития дирижерского искусства в России в конце XIX – начале XX века, развития оркестрового исполнительства и музыкального образования на Кубани. Данный этап был завершен разработкой концептуальных основ исследования.

На втором этапе исследования (2009-2013 гг.) осуществлялись: а) корректировка концептуальных основ исследования, изучение специфики становления и развития системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани в историческом аспекте, сравнительный анализ образовательных программ по предметам музыкально-теоретического, дирижерско-оркестрового циклов в колледже и ВУЗе; б) создание образовательных программ по предметам дирижерско-оркестрового цикла в системе «колледж-вуз» с учетом их преемственной связи.

Третий этап исследования (2013-2017 гг.) был связан: а) с изучением государственных образовательных стандартов, организацией и проведением образовательного процесса в системе профессиональной подготовки

оркестровых дирижеров на основе разработанных современных технологий обучения и выявлением преемственных связей; б) с внедрением современных образовательных технологий в методику организации репетиционной и концертно-исполнительской деятельности оркестровых коллективов образовательной системы «колледж-вуз»; в) с обработкой и систематизацией результатов научно-практической работы, статистического анализа развития системы профессиональной подготовки оркестровых дирижеров на Кубани, подготовкой выводов, научно-методических рекомендаций и рукописи диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается формированием исходных теоретико-методологических позиций, она подтверждается сочетанием количественного и качественного анализа. Обоснованность результатов исследования подтверждается опорой на данные разных отраслей современной науки: искусствоведения, музыковедения, педагогики, психологии, социологии, культурологии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах проведения научной работы по нескольким направлениям: диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре истории музыки РГК им. С. В. Рахманинова; помимо публикаций результатов исследовательских материалов (в числе которых – печатные работы в рекомендованных ВАК изданиях), отдельные положения диссертации были изложены в научном докладе на Международной конференции «Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса Краснодарская камерата» (Краснодар, 2013 г.). Также полученные данные использовались в педагогической деятельности автора работы: преподавание дирижерско-оркестровых дисциплин и руководство симфоническим оркестром в Краснодарском музыкальном колледже им. Н. А. Римского-Корсакова; преподавание дирижерско-оркестровых дисциплин и руководство симфоническим оркестром Краснодарского государственного университета культуры и искусств; разработке и внедрении в образовательный процесс

подготовки оркестровых дирижеров авторского лекционного курса «История оркестрового исполнительства на Кубани», рабочих и образовательных программ («Дирижирование», «Оркестровый класс», «Дирижерская практика» для студентов КГУКИ; «Оркестр», «Инструментоведение» для студентов Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова); проведении мастер-классов и открытых занятий.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 247 наименований, списка иллюстративного материала, приложения (в приложении помещены архивные документы, представляющие историческую ценность по представленной проблематике исследования).

Коллективное музицирование в ансамблях и оркестрах Черноморского (Кубанского) казачьего войска: музыкальное обучение и капельмейстеры

Под руководством П. И. Чайковского и Н. А. Римский-Корсакова с огромным успехом проходили авторские концерты и оперные спектакли в России и за границей. В конце XIX – начале XX века активную концертную деятельность вели мастера русского дирижерского искусства, выдающиеся русские композиторы: С. И. Танеев, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов. Их выступления проходили в концертах Русского музыкального общества, основанного в 1859 году А. Г. Рубинштейном и в «Русских симфонических концертах», основанных в 1885 году знаменитым музыкальным деятелем М. П. Беляевым. Так постепенно формируется русская дирижерская школа, которая в свою очередь способствовала подъему оркестрового исполнительства и развитию профессионального музыкального образования в России. Благодаря исполнительской деятельности выдающегося дирижера Э. Ф. Направника в ведущих оперных театрах России, симфонических оркестрах, консерваториях Петербурга и Москвы значительно вырос оркестрово-исполнительский и художественный уровень7. Петербургский оркестр под руководством Направника считался одним из лучших в мире, что признавали многие зарубежные дирижеры-гастролеры, например, Артур Никиш и Феликс Мотль. У Э. Ф. Направника учились дирижерскому ремеслу многие в будущем известные дирижеры и педагоги: Э. А. Крушевский, К. А. Кучера, Ф. М. Блуменфельд, Н. Н. Черепнин, воспитавшие в дальнейшем свою плеяду талантливых дирижеров и педагогов. Исполнительское мастерство Направника высоко ценили все, кто с ним соприкасался в творческой деятельности. В своей «Летописи» Н. А. Римский-Корсаков писал: «Если впоследствии я и достиг известного успеха в дирижерстве … , то это,

В течение почти полувека занимал пост главного дирижера Мариинского театра (1869-1916). Под его управлением прошли все премьеры русских опер того времени, дирижировал симфоническими собраниями РМО в Петербурге. благодаря … моему постоянному изучению приемов Направника при постановках моих опер в Мариинском театре» [161, с. 71].

В конце XIX века в связи с развитием различных форм оркестрового исполнительства в музыкальной жизни России сказывается значительная нехватка профессиональных дирижеров. Системы специальной подготовки оркестровых дирижеров в русских консерваториях еще не существовало, поэтому практика приглашения иностранных дирижеров в России была частым явлением. Однако многие из западных дирижеров принесли огромную пользу в формировании отечественной школы дирижирования8. Как было отмечено, и дирижерское искусство Э. Ф. Направника стало неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. По поводу иностранных долгосрочных гастролеров в музыкальных кругах Москвы и Петербурга существовали разные мнения. Одни склонялись к тому, что их деятельность приносит большую пользу, поднимает авторитет столичных оперных театров и симфонических оркестров. Другая позиция по этому вопросу отражала собственный и перспективный путь развития оркестрового исполнительства и дирижерского образования в России. Так, Николай Иванович Заремба (1821-1879), учитель П. И. Чайковского, будучи директором Петербургской консерватории, занимался оркестровым классом. Покровительство Великой княгини Елены Павловны способствовало претворению в жизнь идеи создания российской оркестровой школы, благодаря ее настойчивым требованиям оркестровый класс официально вошел в число обязательных предметов консерватории. «Устройство при консерватории класса Оркестровой игры и образование способных оркестровых музыкантов должно считать делом государственной пользы, так как до сих пор наши оркестры как императорских, так и большей части провинциальных театров, состоят по преимуществу из музыкантов,

У немецкого дирижера Артура Никиша в 1905-1907 годах учился К. С. Сараджев – основатель дирижерского отдела в Московской консерватории. В эти же годы в Мюнхене у немецкого дирижера Феликса Мотля совершенствовался искусству дирижирования Н. А. Малько – основатель дирижерского отдела в Ленинградской консерватории. приглашенных из-за границы, которым производится значительное жалование и назначаются пенсии. Деньги эти теперь переводятся за границу; с появлением же своих, русских музыкантов, суммы, расходуемые на их вознаграждение, будут оставаться в России», - писала Елена Павловна директору консерватории в 1869 году9. Под непосредственным покровительством Елены Павловны находились Русское музыкальное общество и Петербургская консерватория10, – в соответствии с указом Александра II.

Со временем из среды русских музыкантов начинают все чаще выдвигаться талантливые дирижеры. Выдающимся мастером русского дирижерского искусства предреволюционной поры был Василий Иьич Сафонов (1852-1918), окончивший с золотой медалью Петербургскую консерваторию по классу специального фортепиано (Луи Брассен) и композиции (Н. И. Заремба). С 1891 года он стоял во главе оркестра московского отделения Русского музыкального общества. В. И. Сафонов снискал известность, прежде всего, как великолепный истолкователь русской симфонической музыки, но репертуар его был необычайно широк. Концерты с его участием в Париже, Берлине, Праге, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке и других городах проходили с огромным успехом и принесли ему славу одного из лучших дирижеров того времени.

Музыкально-общественные объединения и музыкальные учебные заведения Екатеринодара в конце XIX – первой четверти XX века: руководители, педагоги и дирижеры

Совместная просветительская деятельность А. Н. Дроздова и М. Ф. Гнесина сегодня воспринимается как мощный двигатель образовательного процесса не только в Екатеринодарском музыкальном училище, но и в целом на Кубани. Концертные залы, большие аудитории превращались в места, где формировались художественно-эстетические вкусы слушателей, воспитывалось новое поколение молодых музыкантов. Замечательная традиция объединения в творческом коллективе местных музыкантов и «миссионеров», начатая А. Г. Жуковским с организации симфонического оркестра, продолженная В. П. Гутором в создании Общества хоровых деятелей и, наконец, широкая музыкально-просветительская деятельность А. Н. Дроздова и М. Ф. Гнесина, способствуют гармоничному равновесию между учебной и творческой работой. Не удивительно, что Екатеринодарское музыкальное училище в это время становится одним из ведущих музыкальных учебных заведений в России.

В своих требованиях к руководителю творческого коллектива, педагогу, музыканту-исполнителю Анатолий Николаевич Дроздов выделял: «…современный деятель музыкального просвещения, помимо чисто профессионального умения, должен удовлетворять целому ряду других существенных условий. Он должен владеть всеми видами художественно-просветительного оружия: полезно ему владеть словом (лекции, доклады), пером (статьи, критика, полемика). Он должен быть сведущ или, по крайней мере, не чужд другим видам искусства, должен иметь широкий эстетический горизонт. Больше же всего должен он быть преисполнен художественной энергии, энтузиазма и веры в необходимость творимого им дела. Только при этих условиях можно удовлетворительно разрешить сложную проблему музыкального просвещения» [10, с. 27]. По свидетельству М. А. Дроздовой, дочери выдающегося музыканта: «История жизни и творческой деятельности Анатолия Николаевича Дроздова неразрывно связана с историей художественной культуры России первой половины ХХ века. Он был одним из тех, кто стоял у истоков нового искусства, вдохновенно и талантливо создавал его и верил, что социальная революция продолжает начатую им и его единомышленниками революцию в искусстве. Главным для него всегда было – служить людям, открывая им бесконечно прекрасный мир…» [там же, с. 15].

Период с 1919 по 1922 гг. в истории Екатеринодарского музыкального училища считается консерваторским. Новое учебное заведение создавалось в сложный период революционных событий и гражданской войны. Город в это время был переполнен музыкантами, «которых волей судьбы занесло в Екатеринодар» [205, с. 75].

В 1918 году вновь созданное Екатеринодарское отделение Всероссийского союза оркестрантов под председательством Павла Андреевича Махровского рассматривает вопрос о преобразовании музыкального училища в консерваторию. Махровский отметил, что самым важным вопросом, по его мнению, является: «…учреждение при консерватории Музыкальной учительской семинарии, которая давала бы оканчивающим курсы в ней следующие права-знания: 1) оркестрового музыканта, б) учителя музыки в учебных заведениях, в) дирижера оркестра малого состава (курсив мой. – В. А.), г) учителя пения в начальных школах, д) церковного регента и хормейстера» (цит.по: [205, с. 72]). Как видно, такая перспектива в преобразовании музыкальных учебных заведений создает условия для формирования дирижерско-оркестрового образования. Смету на преобразование Екатеринодарского музыкального училища в Кубано-Черноморскую консерваторию Народный комиссариат Кубано-Черноморской Советской республики выделяет в июле 1918 года. Для решения организационно-методических вопросов будущей консерватории избирается художественный совет и специальная комиссия. В художественном совете на должность директора будущей консерватории избирается М. В. Сербулов. По сведениям В. А. Фролкина, Михаил Васильевич Сербулов – скрипач и дирижер, окончивший университет и Киевское музыкальное училище ИРМО. Высшее музыкальное образование получил во Франции, в Льежской консерватории, по двум специальностям: скрипка, класс профессора Ц. Томсона и композиции, класс Ж. Дюпона. Сербулов концертировал как скрипач-виртуоз по всей Европе. Работал дирижером симфонических оркестров в Лейпциге и Берлине. Был профессором Пражской консерватории, музыкального института в Петрограде. По семейным соображениям в 1918 году переехал в Екатеринодар [205, с. 195-196].

Открытие Кубанской консерватории откладывается из-за сложившейся военной обстановки на Северном Кавказе – в августе 1918 года армия генерала Деникина занимает Екатеринодар. В ситуации надвигающейся гражданской войны город Екатеринодар был переполнен беженцами из центральной России, - люди искали спасения от голода и разрухи. Среди них было немало высокопрофессиональных музыкантов, стремящихся найти применение своему образованию и таланту. В такой спешке и неспокойной ситуации появляется новый вуз – консерватория Филармонического общества, в котором в октябре 1918 года был организован прием учащихся. «Понятно, что этот скороспелый вуз не имел за собой ничего, кроме громкой вывески, - вспоминал преподаватель класса скрипки музыкального училища М. Д. Кирлиан. Отсутствие материальной базы (помещение, инструменты, библиотека), пестрый состав педагогов и случайно набранный контингент учащихся – все это выглядело жалким и убогим» [205, с. 72-73].

Развитие музыкального образования на Кубани в советский период. Формирование дирижерско-оркестровых классов

В контексте развития оркестрового исполнительства на Кубани следует отметить проведение юбилейного концерта в апреле 2014 года к 100-летию со дня рождения В. Е. Доронкина, директора училища и профессионального композитора. Оркестром музыкального колледжа было исполнено крупное сочинение автора, построенное на украинских и кубанских темах – симфоническая поэма «Кочубей» (дирижер В. Д. Арутюнов).

В 1967 году директором Краснодарского музыкального училища63 им. Н. А. Римского-Корсакова становится Владимир Лазаревич Воронцов (1928-1992), окончивший с отличием факультет военных дирижеров при Московской консерватории. В эти годы особенностью подготовки студентов-дирижеров является приобретение ими дирижерского опыта в оркестровом классе, что в дальнейшем становится для них смыслом профессиональной жизни и естественным выбором профессии. Именно такая связь теории и практики в системе подготовки дирижеров способствовала разностороннему

В 1966 году, в честь 60-летия, Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Николая Андреевича Римского-Корсакова. процветанию талантов: В. К. Петров – дирижер государственного академического русского народного оркестра им. Н. П. Осипова, профессор РАМ им. Гнесиных, заслуженный артист РФ; В. А. Понькин – симфонический и оперный дирижер, профессор Московской консерватории, народный артист РФ; выпускники классов духовых инструментов, окончившие факультет военных дирижеров Московской консерватории – Е. Г. Покровенко, А. Е. и Е. Е. Покровенко, Н. Г. Шаповалов, Н. С. Бертников, И. С. и В. С. Москаленко, Н. И. Соловьев [109, с. 29].

Благодаря административной, педагогической и творческой деятельности директора и дирижера оркестра В. Л. Воронцова в музыкальном училище происходят следующие изменения: 1) обновляется инструментарий на всех исполнительских отделениях; 2) углубляется и расширяется профессионально-ориентационная и концертно-просветительская работа творческих коллективов; 3) расширяется состав учебных оркестровых коллективов за счет привлечения преподавателей специальных классов; 4) в 1967 году в училище открывается класс ударных инструментов; 5) в 1968 году формируется преподавательский состав отделения духовых и ударных инструментов, заведующий – Н. Ф. Дмитриенко [109, с. 15]; 6) приближение теории и практики в процессе подготовки оркестрового дирижера является спецификой педагогической деятельности руководителей оркестров и преподавателей, ведущих дирижерско оркестровые дисциплины (А. Н. Гаврилов, Е. Г. Покровенко, В. Л. Воронцов, Г. М. Карасиков).

Следует напомнить, что в послевоенное время и в течение многих последующих лет в Краснодаре предпринимались неоднократные попытки возродить городской симфонический оркестр. Благодаря усилиям замечательного музыканта В. Л. Воронцова в конце 1960-х годов в городе появился коллектив, состоящий из преподавателей и студентов

Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, а также педагогов музыкальных школ города. В будущем, в 1991 году, этот творческий коллектив стал основой возрожденного Кубанского симфонического оркестра, формирование которого городские власти поручили руководителю творческого объединения «Премьера» Леонарду Григорьевичу Гатову.

Два крупных события в музыкальной культуре Кубани в 1966 году способствовали формированию двухуровневой системы профессиональной подготовки оркестровых дирижеров: открытие Краснодарского государственного института культуры и создание Краснодарской краевой общественной организации – Союза композиторов СССР.

Взаимосвязь в вопросах деятельности Союза композиторов Краснодарского края и развития профессиональной системы подготовки оркестровых дирижеров на Кубани вполне закономерна, т.к. возникновение первых дирижерских классов в России было связано с педагогической и дирижерско-исполнительской деятельностью русских композиторов и их учениками, а учебные и профессиональные оркестры являлись своеобразной лабораторией композиторского творчества. В нашей работе мы отмечали, что формирование профессиональной композиторской организации на Кубани в 1944 году состоялось благодаря организаторской и музыкально-общественной деятельности В. П. Задерацкого. Однако в связи с его отъездом из Краснодара в 1945 году деятельность Организационного бюро ССК в Краснодарском крае временно была прекращена. Вполне естественно, что появление этого Союза, или возрождение его в 1966 году способствовало активизации музыкального искусства в Краснодарском крае: композиторское творчество, музыкальная наука и образование, музыкальное исполнительство – все получило мощный стимул развития. Вначале организация состояла из пяти членов Союза: это – композиторы П. А. Барчунов, Д. Г. Гершфельд, Г. М. Плотниченко, Н. М. Хлопков и музыковед, кандидат искусствоведения В. М. Щеглов. Руководителем Краснодарского отделения Союза композиторов РСФСР был избран Николай Михайлович Хлопков, окончивший в 1941 году Свердловскую консерваторию по классу композиции, педагоги – В. П. Фролов, а затем В. Н. Трамбицкий; в дальнейшем он учился в аспирантуре по классу оперно-симфонического дирижирования у М. И. Павермана. В последующие годы, работая в Свердловской консерватории, Н. М. Хлопков становится секретарем ученого совета, в 1957 году избирается на должность заведующего кафедрой теории музыки и композиции. В его классе обучались такие впоследствии известные композиторы: В. И. Казенин (1937-2014), – председатель Союза композиторов России с 1990 по 2014 годы, народный артист РФ; заслуженные деятели искусств РФ Е. Г. Гудков и С. С. Манжигеев. Как указывают источники Союза композиторов Свердловской области64, в 1964 году Хлопков был приглашен на работу в Краснодарский институт культуры и начинает свою педагогическую деятельность в этом учебном заведении. Однако Краснодарский государственный институт культуры был создан по решению правительства СССР в ноябре 1966 года (постановление Совета Министров СССР от 05.11.1966 г. № 863), ректором вуза с 1966 по 1983 годы был Павел Васильевич Наянов. Следовательно, здесь имеется хронологическая неточность, которая может быть объяснима перспективными планами творческих союзов Кубани по созданию центра музыкального образования и культуры.

Динамика развития профессиональной подготовки оркестрового дирижера в системе музыкального образования Краснодарского края

Термин «технология» происходит от латинского technos и logos: «технос» – искусство, мастерство, ремесло и «логос» – слово, разум, наука. Ученые отмечают, что впервые «термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Другими словами, это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: «случайный опыт – ремесло – технология» [148]. Четкого и однозначного определения данного понятия, на сегодняшний день, в науке еще не сложилось. Можно констатировать тот факт, что данный концепт находится в стадии формирования.

В зависимости от материала, целей и задач исследования ученые выделяют и рассматривают различные аспекты этого феномена. Так, в сфере образования, согласно В. В. Гузееву, «технологией называется комплекс, состоящий: а) из перспективного планирования результатов обучения; б) средств диагностики текущего состояния обучаемых; в) разнообразия образовательных моделей; г) критериев выбора оптимальной модели для конкретного образовательного процесса» [66, с. 57]. По мнению М. А. Ерофеевой, под образовательной технологией следует понимать, прежде всего, «систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» [84, с. 11]. Многие ученые-практики (В. Г. Афанасьева, Н. Г. Алексеева, В. В. Гузеева) доказывают, что образовательные технологии представляют собой комплекс, включающий в себя огромный исторический опыт педагогических инноваций, авторских школ, постоянно требующий обобщения, систематизации и расширения поля действий. Так, образовательные технологии как модель обучения может состоять из двух своеобразных уровней: верхний, относящийся к дидактике, – это методы и формы; нижний – педагогические технологии, педагогическая техника, которая, в свою очередь, является проявлением личного педагогического искусства, основанном на интуиции, опыте и мастерстве его передачи81. Разделяя эту точку зрения, отметим, что основной смысл технологизации образовательного процесса в системе «колледж-вуз» заключается в достижении дидактических целей, способствующих решению основной задачи – формированию и развитию профессионализма студентов-дирижеров, будущих профессионалов своего дела. В нашем исследовании технологический подход к подготовке дирижеров оркестров в образовательной системе «колледж-вуз» является принципиально важным. Поскольку процесс развития профессиональной системы образования предполагает успешную реализацию образовательных программ, что, в свою очередь, предполагает разработку и совершенствование эффективных методик и технологий (на что указывалось ранее). В данном контексте видится необходимым включить в технологию процесса подготовки дирижеров следующие аспекты: создание научно-методических условий по созданию информационной базы в целях развития профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани, которая предполагает разработку учебно-методической литературы в системе «колледж-вуз»; создание инновационных образовательных программ и технологий обучения дирижера оркестра с применением электронных ресурсов в разработке научно-методических материалов.

Директор Департамента науки и образования министерства культуры РФ А. О. Аракелова отметила необходимость «возродить практику так называемых зон методического обеспечения, то есть территориального обеспечения по курированию творческими вузами образовательных организаций среднего звена … Такое зональное курирование в советский период было очень распространенным явлением … Регионы

149 приветствовали этот принцип»82. По нашему мнению, технологическая разработка процесса подготовки дирижера оркестра должна отвечать современным требованиям в области теории и практики дирижирования, а в конкретном случае, – профессиональным задачам образовательной системы «колледж-вуз».

Анализ искусствоведческой, психолого-педагогической научной литературы позволил выделить основные признаки технологии подготовки дирижеров оркестров в системе «колледж-вуз»: - разделение процесса подготовки дирижеров на взаимосвязанные этапы; - координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение поставленной цели, конечного результата;

На основе анализа научных и методических разработок отечественных педагогов-дирижеров сделан вывод, о том, что понятие «технология» в системе профессиональной подготовке оркестрового дирижера не имеет строгого научного обоснования. Выдающийся педагог-дирижер И. А. Мусин разработал систему технических приемов дирижирования [136]; его методы домашних занятий [137] и сейчас весьма востребованы в педагогической практике дирижеров оркестров и применяются в подготовке к репетиционному процессу и концертному выступлению. Вопросы самоорганизации, «технологии самоуправления», развития «внутренней техники и самоконтроля» дирижера рассматривались Г. Л. Ержемским [76, с. 15-28].