Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология Мурашова, Наталья Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурашова, Наталья Сергеевна. Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Новосибирск, 2000.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. В последние десятилетия усилился интерес исследователей к старообрядчеству. Важнейшим научным направлением становится изучение старообрядческой культуры, в том числе певческой. Богослужебное пение заняло достаточно весомое положение в изысканиях музыковедов-медиевистов (Т.Владышевская, Н.Денисов, Н.Парфентьев, И.Полозова, М.Рахманова, Т.Федоренко, Б.Шиндин). Вместе с тем традиции внебогослужебного пения по-прежнему остаются на периферии исследовательских интересов. В этой связи в диссертации предпринята попытка обратить внимание на столь важньга для старообрядчества репрезентант певческой культуры, как духовный стих (далее - ДС).

Необходимо отметить, что ДС книжной традиции, "извлеченные" из рукописных и старопечатных памятников, гораздо чаще подвергались изучению, чем ДС устной формы бытования (Н.Герасимова-Персидская, Н.Грузинцева, Ю.Кеддыш, К.Кораблева, ЛКостюковец, А.Кудрявцев, Т.Ливанова, Л.Петрова, М. Рахманова, Н.Серегина, С.Фролов). Что касается фольклорных ДС, то здесь наметилась тенденция изучения отдельных локальных традиций (Н.Данченкова, М.Казанцева, А.Кастров, С.Никитина, Л.Петрова, Л.Солощенко, К.Титова, М.Чернышева, Л.Элиасов). Однако не все заслуживающие внимания регионы находятся в поле зрения ученых. Перспективность же подобного подхода очевидна. Он дает возможность вьіявіггь репертуар, языковые особенности позтіиеского и музыкального текстов и ареал их распространения, спрогнозировать дальнейшую жизнь певческих образцов. В отношении старообрядческой культуры необходимо учитывать ее относительную изолированность, что, безусловно, способствовало развитию самобытного певческого стиля. Вот почему выявление стилистической типологии ДС локальных традиций представляется весьма актуальным.

Предметом исследования послужили ДС старообрядцев Рудного Алтая как синтетическая жанровая система, объединяющая вер-бально-поэтический и музыкальный компоненты, имеющая отличительные особенности функционирования. Выбор Рудного Алтая не случаен. В регионе сложились давние старообрядческие традиции, уходящие корнями в первую половину XVIII в. По современному административно-территориальному делению Рудный Алтай расположен на территории Восточно-Казахстанской области, относящейся в прошлом к юго-западной части Томской губернии - району проживания двух этнографических групп староверов: каменщиков, селившихся в доли-

не р. Бухтармы в ущельях Алтайских гор, и поляков, появившихся на Алтае после "выгонки" Польской ветки в Змеиногорском округе.

Материал исследования. Диссертация базируется на работе с архивными документами, хранящимися в областном краеведческом музее г. Усть-Каменогорска и, главным образом, на материалах экспедиций 1993 г. в составе Н.С. и В.В. Мурашовых, проходивших по территории Восточно-Казахстанской области. В результате обследования 15 населенных пунктов было собрано 136 ДС (52 разносюжетных образца и 84 их варианта), записанных от 16 исполнителей пяти старообрядческих толков: поморского, стариковского, дьяконовского, поляков-ского, белокриницкого. Обнаружено 6 елгхарников (1 печатный крюковой и 5 рукописных, содержащих только поэтические тексты).

Целью исследования является жанрово-стилистическая характеристика ДС старообрядцев Рудного Алтая. Для ее достижения поставлен ряд задач:

введение в музыковедческий обиход нового материала, включающего редкие, в том числе оригинальные сибирские памятники внебого-служебного духовного пения,

выявление особенностей функционирования ДС в старообрядчеокой среде,

характеристика поэтической системы ДС староверов Рудного Алтая,

стилистический анализ музыкального компонента для обнаружения типологических закономерностей ритмической, звуковысотной и композиционной организации ДС.

При решении поставленных задач используются разнообразные методы исследования. В связи с полистилистичностью ДС предпринята попытка адаптировать к ним методы различных музыковедческих отраслей: классической теории музыки и прежде всего той ее части, которая имеет отношение к разработке вопросов анализа вокальных жанров (В.Васина-Гроссман, Л.Дьячкова, Е.Ручьевская), этномузыко-ведения врвязи с изучением ритмических и ладовых свойств (А.Банин, С.Галицкая, Е.Гиппиус, В.Гошовский, Т.Дигун, Б.Ефименкова, И.Земцовский, Ю.Кац, К.Квитка, МКондратьев, Х.Кушнарев, С.Коптев, А.Руднева, МХарлап, А.Юсфин), музыкальной медиевистики для семиографического исследования крюковых оригиналов с целью их текстологического сравнения с устной версией. При рассмотрении поэтической организации применяются методы стиховедческого анализа (МХаспаров, А.Илюпшн, А.Квятковский, М.Штокмар). Важность исторического и культурологического контекстов обусловила

основополагающее значение концепций Э.Алексеева, Д.Лихачева, А.Панченко, В.Проппа, Б.Путилова в определении статуса ДС.

Научная новизна диссертации связана, во-первых, с введением неизвестного до настоящего времени музыкально-этнографического материала, расширяющего представления о ДС; во-вторых, с определением статуса ДС как автономной жанровой системы, имеющей иерархическое строение; в-третьих, с обоснованием вторичности музыкальной стилистики по отношению к поэтическому тексту и функциональному контексту; в-четвертых, с выявлением полистилистичіїости как основного типологического пргонака стиля ДС. Впервые достаточно всесторонне описана региональная традиция внебогослужебиого духовного пения старообрядцев. Предлагается собственная содержательно-тематическая классификация поэтических текстов ДС. Применяются разнообразные аналитические методы к нетраддционному для них материалу. Разработан метод выведения суммарной композиции, позволяющий свести воедино различные компоненты музыкально-поэтического комплекса. Обнаружено ареальное распространение стилистігческих свойств внутри исследуемого региона и конфессгас

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории музыки Новосибирской консерватории. Результаты исследования докладывались на межрегиональной конференции "Духовная и светская культура как фактор социального развития региона" (Кемерово, 1996), научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность" (Москва, 1996, 1997), международном научно-практическом семинаре по фольклору "Народная культура" (Новосибирск, 1997), научно-практической конференции, посвященной 60-летию Новосибирской области (Новосибирск, 1997), всероссийской научной конференции "Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества" (Новосибирск, 1999). Материалы диссертации опубликованы в работах, список которых приведен в конце автореферата.

Практическая значимость диссертации. Материал диссертации может применяться в курсах Истории отечественной музыки, Музыкальной палеографіш, Музыкального фольклора. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях, посвященных традициям внебогослужебиого духовного пения, а также различным объектам изучения старообрядческой культуры. Образцы духовных стихов алтайской коллекции включены в' репертуар

хора прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы Русской православной старообрядческой церкви г. Новосибирска.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и двух приложений.