Введение к работе
І. .
Актуальності, темы. Наблюдаемый в мировом масштабе ренессанс старой музыки поставил перед музыкознанием задачу детального и как можно более аутентичного изучения композиционной техники и исполнительской практики эпохи средневековья її Возрождения. Одной из важнейших областей является подробное исследование теории музыки того времени, концентрирующееся, в отличие от проявляемого ранее интереса прежде всего к музыкально-эстетическим вопросам, на конкретных деталях звуковысотной и метро-ритмической организации. Перевод и изучение музыкально-теоретических источнпкоз является сегодня актуальной научной задачей.
Одно из центральных событий истории музыки в 16 в.-появление лвенал-цатплаловой теории Глареана ("Додекахорд", 1547) -до сих пор недостаточно изучено. При этом наблюдается парадоксальная ситуация необходимости возрождения отнюдь не забытого, но большей частью неизвестного в деталях и не вполне -верно понимаемого источника. Во многом это объясняется чрезвычайно большим объёмом "Додекахорда" (почти 500 страниц фолио), а также трудностью языка и терминологии латинского музыкально-теоретического памятника 16 в.
Модальная структура полифонического репертуара 16-17 вв. до сих пор остаётся предметом музыковедческого спора, одним из результатов чего является беспомощность музыкантов-исполнителей при анализе старой музыки. Изучение ладовой теории Глареана связано в первую очередь с выяснением функционирования ладов в мензуральном многоголосии в свете теоретических концепций лада, существовавших в 16 в.
Всё это делает перевод "Додекахорда" и исследование ладовой теории Гла
реана чрезвычайно актуальным. '
Цель работы н основные задачи исследования. Целью диссертации является введение в научный обиход полного текста "Додекахорда", что представляет собой специализированную музыковедческую работу, и изучение содержащейся в нём лвенадцатиладовой теории в связи с новейшими представлениями о модальной организации музыки 16 в. Задачами исследования являются: выяснение сущности произведенной Глареаном модальной реформы, изучение критериев лада в теории Глареана, а также вопроса о том, возможно ли применение его теории для анализа музыки 16 в.
Научная новизна. Полный перевод и комментарий текста "Додекахорда" произведены вперсые в отечественном музыкознании. В диссертации излагаются основные принципы модального анализа мензуральной полифонии 16 в. и прнво-
дя гея образцы подобного анализа. Впервые детально изучены критерии лада в теории Глареана, в частности, выяснено значение употребляемого им термина "фрачне". При этом применены новые методы исследования текста музыкально-теоретического памятника. В работе оспорено господствующее мнение о критериях лада у Глареана и сделан вывод о невозможности применения двенадцатпладовой теории "Додекахорда" для анализа музыки первой половины 16 в., что может иметь последствия для современного музыкознания, до сих пор некритически пользующегося терминологией Глареана по отношению к музыке Ренессанса.
Практическая ценность работы. Материал работы может быть использован в курсах полифонии, гармонии, анализа, истории музыки, музыкальной палеографии и истории музыкально-теоретических систем. Диссертация может быть использована при создании нового курса исторической теории музыки, необходимость которого становится всё более очевидной.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского 22«06»1990Г. и рекомендована к защите.
06а" м и структура работы. Первая часть работы (исследование), объемом в 179 машинописных страниц, состоит из Введения, трёх глав, библиографии и нотных примеров. Вторая часть работы (Приложение), объёмом в 325 машинописных страниц, представляет собой комментированный перевод "Додекахорда".