Введение к работе
I&-*f'
Актуальность темы исследования. Современное искусство -сложно и многогранно, отмечено резкими сдвигами в эстетической ориентации и стилистике. Непрерывное развитие художественных идей и способов их воплощения, стимулируемое прежде всего общественно-историческими процессами, опирается вместе с тем и на внутренние механизмы самообновления музыкальной культуры. Несомненно, что к числу последних относятся разнообразные искания в сфере жанровых взаимодействий,-которые можно назвать тент денцией неумирающей, оставляющей след в каждой эпохе. Таким образом, проблема взаимодействия жанров является одной из вечных, поскольку и сама специфика любого жанра во все времена вырастала из сопоставления с другими жанрами. Художественная практика постоянно нацелена на обобщение жанрово-разнородного материала, его подчинение новым художественным задачам. Отсюда проистекает и потребность в непрерывном обновлении и совершенствовании теоретических воззрений на природу, жанров и жанровых взаимоотношений. Таковы объективные закономерности развития искусства, сообщающие актуальность избранной теме исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить совокупность разнообразных жанровых взаимовлияний, обозначенных в диссертации термином "диффузия жанров", по двум направлениям: как самостоятельную теоретическую проблему и одновременно как существенную особенность творческого метода Р.Щедрина. В соответствии с этим главная теоретическая задача работы заключается в том, чтобы выявить и проанализировать совокупность жанровых взаимодействий на материале симфонических произведений Р.Щедрина, рассмотрев жанровые взаимовлияния и внутри отдельных
2 сочинений, и в масштабах его симфонического творчества 50-х -80-х годов. Исследование музыки композитора в таком ракурсе до сих пор не проводилось.
Решение поставленной задачи подразумевает ряд этапов:
-
обоснование принципов анализа музыкального материала с общеэстетических и музыковедческих представлений о природе жанра;
-
анализ симфонических сочинений Р.Щедрина в соответствии с избранным подходом; 3) выяснение места и роли явлений жанровой диффузии в формировании и эволюции стиля композитора; 4) исследование изменений характера жанровой диффузии в контексте общестилевых процессов в советской музыке 50-х - 80-х годов. Исходя из этого, предметом исследования служит система жанровых взаимодействий как на уровне произведения, так и на менее масштабных уровнях: вплоть до интонационных структур.
Специального обоснования требует ограничение в диссертации рамками инструментально-симфонического творчества Р.Щедрина, хотя и с учетом других линий. В целом оно освещено в литературе меньше, чем произведения для музыкального театра, ощутима также неравномерность степени изученности различных симфонических опусов. В то же время процессы жанровой диффузии в них весьма оригинальны и интенсивны. Поэтому предпочтение было отдано именно симфоническим жанрам.
Системность подхода к явлениям жанровой диффузии в диссертации обеспечивается, с одной стороны, подробным морфологическим анализом симфонизма Р.Щедрина. С другой стороны, исследуемые произведения рассматриваются в контексте иных жанров творчества композитора и более широко - в контексте советской музыкальной культуры.
В теории прочно утвердилось представление о жанре как целостной! исторически сложившейся системе художественных смыслов и ценностей. Нами сделан упор на исследовании именно жанровых взаимодействий, а не на феномене жанра как такового; раскрыты принципы формирования полижанровых концепций композитора.
В соответствии с задачей работы использован прием последовательной реконструкции жанровых архетипов, который помогает уточнить содержание симфоний и концертов через семантическую значимость разнообразного жанрового состава тематизма. Дальнейшие аналитические операции проводятся согласно сравнительному методу и стадиальному восхождение, начиная от мелких интонационных структур. Показано, как изменяются коммуникативные возможности музыкального языка Р.Щедрина, каким образом жанрово-узнаваемые элементы формируют устойчивые ассоциативные и понятийно-логические представления в сознании слушателя.
Практическая ценность работы. Результаты ее могут быть использованы в курсе анализа музыкальных произведений. В диссертации получил дальнейшее развитие подход к теме как репрезентанту композиции (Е.Ручьевская). Исследование содержательных аспектов репрезентации, а также способов ее структурного и семантического оформления выдвигает на первый план проблему художественного смысла. Изучение смысловых возможностей музыкального высказывания, критериев адекватности прочтения, есть один из важнейших аспектов интерпретации музыки.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора музыки народов СССР ВНИИ искусствознания и кафедры теории музыки Новосибирской консерватории. Материалы и отдельные выводы исследования получили освещение в докла-
4 дах на межвузовской конференции в г.Горьком и теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Новосибирской консерватории. Основные идеи диссертации изложены в публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, приложения и списка литературы на русском, английском и польском языках. Введение намечает общие установки работы. В I главе явления жанровой диффузии рассматриваются на уровне тематических структур и языковых конструкций, складывающих тематизм сочинений 50-х - 70-х годов. Во II главе жанровые взаимодействия в этих же произведениях проанализированы в масштабе целых композиций. Ш глава характеризует сочинения 80-х годов, суммирует наблюдения над эволюцией процессов жанровой диффузии, вскрывая принципиально новый.подход композитора к жанровым взаимодействиям, обозначившийся в 80-е годы.