Введение к работе
Актуальность темы исследования. Античные авторы касаются главным образом музыки архаической и классической эпохи, традиционно, идеализируя достижения древних музыкантов и лишь изредка, обычно с неодобрением, отзываясь о последующих нововведениях. Между тем, развитие музыкального искусства в период после походов Александра Македонского приобретает новые черты; концертная жизнь (мы имеем в виду проведение агонов) в это время даже активизируется; капитально меняется концепция художественного идеала, на первое место выходит дух профессионализма. Все это делает историю музыки позднего периода не менее интересным предметом исследования. Эпиграфические же памятники документальны, отбор и осмысление фактов не подчиняется в них каким-либо концепциям и художественным задачам. Поэтому они охватывают и периоды существования музыкальной практики, недостаточно освещенные свидетельствами античных авторов. Кроме того, в поле зрения эпиграфики попадают не одни лишь знаменитые музыканты, как это происходит с литературными памятниками. А ведь любой художественный процесс включает в себя не только произведете «первого ряда», но и фон, подчас не имеющий большого самостоятельного значения, однако без знания его невозможно составить исчерпывающее представление о развитии искусства в целом. Рождение нового этапа музыкальной практики подготавливается всей совокупностью деятельности артистов, и в ней же отражаются его характерные черты. Проявления типического, не менее важные для историка, чем высшие взлеты творческого гения, позволяет исследовать эпиграфический материал.
Источппковая база исследования. Число так или иначе связанных с музыкой надписей, опубликованных в многочисленных многотомных собраниях эпиграфических памятников и в научных журналах, достаточно велико, и значителен объем информации, которую можно из них почерпнуть.
В первую очередь можно выделить группу надписей, имеющих отношение к проведению мусических агонов. Это декреты об учреждении или возобновлении регулярных игр, о проведении однократных состязаний в честь того или иного события, о придании древним играм нового статуса - например, общегреческих. Помимо самой информации о том, где и какие происходили агоны, эти надписи дают представление о значимости в жизни античных полисов таких событий как игры с мусическими состязаниями, об их роли в религиозной дипломатии и для поднятия престижа города.
С этой группой тесно смыкаются надписи, касающиеся приглашения учредителями артистов для проведения праздников. В документах оговаривается количество и профессии исполнителей, их права и обязанности, меры в случае нарушения договора и т.п. По ним можно судить также о программе агонов, о социальном положении артистов и о функциях их объединений.
Особую ценность при изучении агонистики представляют каталоги игр. В них могут фиксироваться либо только победители, либо все участники агонов; в последнем случае мы можем судить о том, сколько агонистов принимало участие в каждом виде состязаний. Каталоги показывают, в каком порядке происходили выступления артистов разных жанров, какие награды предусматривались для победителей, а в связи с этим можно сделать вывод, какие жанры особенно ценились публикой. Ту же информацию несут документы, содержащие денежные сметы для праздников.
Специального изучения заслуживают посвятительные надписи хорегов. Прослеживая изменяющуюся с годами форму посвятительных надписей, можно отметить определенные изменения в общественном отношении как к самим состязаниям хоров, так и к отдельным их участникам, а именно проследить процесс эволюции функций руководителя хора и авлета-аккомпаниатора, что существенно для истории инструментальной музыки в античности.
Особую группу составляют надписи, восхваляющие отдельных артистов. Они могли высекаться, в частности, на пьедесталах статуй, которые ставились в их честь, либо в городах, где они отличились, либо на родине артистов. Хвалебная надпись могла включать список побед агониста, иногда даже с указанием его репертуара. Благодарственные декреты выносились также в случае, если артист за рамками официальной программы празднеств выступал безвозмездно и посвящал свое искусство богам, или если он оказывал городу иные услуги: например, обучал детей игре на музыкальных инструментах или готовил хоры к состязаниям. Надписи этой группы проливают свет на музыкально-концертную жизнь, частоту вьіступлеїшй, маршруты путешествий;
особенно интересны сообщения о том, какие именно произведения исполнялись.
О заслугах артиста, его победах, степени популярности, положении в обществе говорят также надгробия.
Много документов связано с деятельностью союзов артисов Диониса. Часть их издана самими союзами и касается вігутренней жизіга этих объединений: отчеты о деятельности должностных лиц, награды и порицания им, штрафные санкции, а также постановления о проведении совместных трапез, съездов, собственных празднеств. Обращенные во внешнее окружение документы затрагивают в первую очередь отношения с заказчиками: артисты принимают приглашения участвовать в играх (причем иногда в дипломатических целях делают это безвозмездно), в процессиях, в священных посольствах. Дипломатия составляла немаловажную часть деятельности союзов: артисты благодарят высокопоставленных благодетелей, учреждают праздники в честь царей, просят о покровительстве и получают его. Поэтому следующая группа надписей касается взаимоотношений дионисийских объединений с различными «политическими силами» античного мира.
Помимо агонов, музыка звучала в школе и на сакральных церемониях. Историю музыкальной педагогики отражают документы об устройстве школы, найме учителей музыки, плате за их труд, а также каталоги учебных состязаний. О музыке на процессиях и при совершении обрядов упоминают документы чиновников, составляющих сметы празднеств, и хвалебные декреты в честь должностных лиц, ответственных за их проведение.
Степень разработанности темы. Хотя античной музыке посвящено множество исследований, в абсолютном большинстве случаев в их основе лежат только произведешь античных авторов; памятники с нотными знаками, наконец, материальные источники. Традиционные аспекты изучения музыкального искусства античности - музыкальная теория, тщательно разработанная и дошедшая до нас в большом количестве трактатов древних ученых; нотация; музыкальные инструменты; философское освещение музыки, ее место в жизни античного общества, представление о ее способности к этическому воздействию и, в связи с этим, ее роль в образовании и воспитании молодежи. Что касается собственно истории музыки, практического музицирования, то сложившаяся традиция обрисовывает в первую очередь сюжеты греческой мифологии, связанные с музыкой, а затем изложение либо совпадает с историей античной литературы (поскольку искусство слова зародилось и получило свое развитие в синкретизме с музыкой и танцем), либо ограничивается перечнем имен и фактов, содержащихся в литературных источниках. Таким образом, целый пласт истории античной музыки до сих пор упускается из виду музыковедами. С другой стороны, ученые-антиковеды неоднократно обращались к музыкальной эпиграфике, но труды, претендующие на обобщение ее данных, в основном создавались около века тому назад, а впоследствии появлялись работы, посвященные отдельным вопросам, как-то:
история античного театра, профессиональных объединений античных артистов, интерпретация отдельных надписей, встречающихся в них терминов, описание праздников тех или иных мест и т.д.
Научная новизна работы определяется тем, что данные музыкальной эпиграфики еще не становились предметом монографического исследования, а также привлечением к решению рассматриваемых проблем вновь найденных эпиграфических памятников, число которых постоянно возрастает.
Целью исследования является извлечение и систематизация максимального количества сведений об античной музыке, артистах и мусической агонистике из эпиграфических источников. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю профессиональных артистов античности; исследовать терминологию надписей; составить представление о мусических играх и их программах; проследить эволюцию мусических агонов во времени, выявить их специфику в римскую, особенно в императорскую эпоху, по сравнению с эллинистической.
Использованный метод. Исходный методический принцип при разработке музыкальной эпиграфики - привлечение по возможности большего числа источников. Интерпретация того или иного выражения данной надписи основывается в первую очередь на поиске параллелей в других памятниках. Во многих случаях только комплексное рассмотрение эпиграфических, литературных и материальных источников может привести к решению проблемы. Каждая группа документов, подобранных по темам, должна подвергнуться предварительному анализу, а затем, после корелляции и взаимопроверки полученных результатов, синтезу с целью воссоздания целостной картины.
Структура работы. Диссертация состит из введения, трех глав, заключения, краткого словаря употребляемых греческих и латинских терминов, перечня научной литературы, использованной в работе, и списка сокращений.