Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Неъматов Икромидин

Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.)
<
Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.) Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Неъматов Икромидин . Исламский фактор во взаимоотношениях республики Таджикистан и исламской республики Иран (конец ХХ – начало ХХI вв.): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.15 / Неъматов Икромидин ;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Роль и место исламского фактора в современных международных отношениях

1.1 Возрастание роли ислама в международных

1.2 Исламский фактор в контексте внешней политики Исламской Республики Иран .

1.3 Исламский мир во внешнеполитической стратегии

Республики Таджикистан

ГЛАВА II. Формирование и основные направления межгосударственных отношений республики таджикистан и исламской республики иран: особенности проявления исламского фактора 79- 92

2.1 Историко-цивилизационные и этнокультурные основы взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран .

2.2 Особенности взаимоотношений Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран в рамках международных организаций 92 - 105

ГЛАВА III. Развитие двусторонних межгосударственных отношений между республикой таджикистан и исламской Республикой Иран

3.1 Эволюция внешней политики Исламской Республики Иран и изменение характера взаимоотношений с Республикой Таджикистан

3.2 Перспективы развития таджикско-иранского сотрудничества .

Заключение

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема роли и места исламского фактора в международных отношениях в нынешних геополитических условиях приобрела глобальный характер. Она оказывает влияние не только на отношения между отдельными государствами, на политические процессы современного мира, но и на внутригосударственную политику. Исходя из этой реальности, изучение отдельных аспектов проблемы влияния исламского фактора на международные отношения приобретает особую актуальность. Особенно это касается тех стран, в которых ислам исповедуется большинством их населения.

История развития взаимоотношений Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран после 1991 г. свидетельствует о том, что исламский фактор оказывал и продолжает оказывать существенное влияние на характер и содержание этих связей не только в культурно-гуманитарной сфере, но и на весь комплекс межгосударственных отношений двух стран. Изучение указанного фактора, его проявлений актуально и с научно-теоретической точки зрения, и практической. Как известно, Республику Таджикистан и Исламскую Республику Иран объединяют общая историческая судьба, единые культура и язык. При этом на взаимоотношения двух стран оказывают определяющее влияние два фактора: исламский и этнокультурный. При этом второй фактор превалирует над первым. Таким образом, во взаимоотношениях Таджикистана и Ирана преобладает культурная общность их народов. Между тем население этих стран принадлежит к разным течениям ислама, и отношения здесь определяются такими факторами, как исламская ориентация ИРИ, рост влияния ислама в международных отношениях, стремление Ирана к лидерству в исламском мире, развитие интеграционных процессов в мусульманских странах, нестабильная международная обстановка, наличие общих религиозных ценностей и т.д.

Исламский фактор во взаимосвязях между государствами проявляется достаточно противоречиво, ибо связан с различными установками – как внутренними, так и внешними, тесно переплетающимися с условиями экономического и социального развития стран. Так, в мусульманском мире существуют и экономически развитые государства, и бедные, и зависимые страны. Проявление исламского фактора в политических процессах последних во многом зависит от политики экономически сильных государств. Оказание помощи бедным странам также может сопровождаться усилением исламского фактора во взаимоотношениях и негативно повлиять на процессы внутренней модернизации и вовлечение этих стран в процессы глобализации.

Усиление влияния религии на правовые нормы и институты общества в целом оказывает воздействие и на международные связи страны. Следует отметить, что когда речь идет о влиянии исламского фактора на международные отношения, то здесь подразумевается многоаспектность воздействия: это влияние на двусторонние и многосторонние отношения и влияние на международные транснациональные отношения.

Активность исламского фактора связана с несколькими условиями, главным из которых является активизация политического ислама, играющего наиважнейшую роль в политических процессах исламских стран. Именно на идейной основе политического ислама разработаны и осуществляются транснациональные исламские проекты. В этом контексте изучение исторических аспектов исламского фактора, несомненно, приобретает особую научную актуальность.

Представленное исследование отличается тем, что в нм глубоко
проанализированы вопросы проявления исламского фактора во

взаимоотношениях светского Таджикистана и Исламской Республики Иран, т.е. между теми странами, народы которых имеют общие этнические корни, общую культуру и общий язык. В связи с этим, в диссертационной работе рассматриваются вопросы влияния этнокультурного фактора, с одной стороны, и религиозного фактора с другой, на все процессы, протекающие в этих государствах. Во взаимоотношениях РТ и ИРИ, порой весьма противоречивых, преобладает все же этнокультурный фактор. К определению степени влияния исламского фактора автор старался подойти с более конструктивных позиций, учитывая светский характер Таджикского государства и религиозный (исламский) Ирана.

Актуальность исследования влияния исламского фактора на

взаимоотношения Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран определяется следующими положениями:

– во-первых, Республика Таджикистан на международной арене
проводит независимую внешнюю политику, направленную на развитие и
углубление взаимовыгодных торгово-экономических, политико-

дипломатических и культурно-гуманитарных отношений с внешним миром, в частности с исламскими странами, в том числе и с Исламской Республикой Иран. Не учитывать влияние исламского фактора во всех этих отношениях невозможно, потому что оно может иметь разную направленность – как положительную, так и отрицательную;

– во-вторых, осуществляя политику «открытых дверей», Республика Таджикистан в целом ориентируется на светские модели развития, а вовлеченность страны в исламские транснациональные отношения характеризует ее и как мусульманскую страну. В данном случае

игнорирование исламского фактора может привести к непредсказуемым последствиям;

– в-третьих, внешняя политика Республики Таджикистан учитывает светский характер государства, но при этом развитие отношений с Западом никак не отодвигает на второй план активизацию связей с мусульманскими странами и организациями. Равнозначность и тех, и других неоспорима, и здесь влияние исламского фактора приобретает многовекторный характер, поскольку это влияние дает знать о себе не только в исламских странах, но и странах Запада;

– в-четвертых, конструктивный внешнеполитический курс Республики Таджикистан подразумевает проведение внешней политики по отношению к отдельной исламской стране в зависимости именно от степени влияния и активизации исламского фактора в ней;

– в-пятых, конструктивная позиция Исламской Республики Иран в
разрешении межтаджикского конфликта и активное участие в

постконфликтном восстановлении экономики Таджикистана способствовали сближению позиций двух стран по многим аспектам внутренней и внешней политики;

– в-шестых, после приобретения Таджикистаном независимости одним из приоритетных направлений его внешнеполитической деятельности является развитие отношений с Исламской Республикой Иран.

В целом анализ проблемы влияния исламского фактора на международные отношения любой страны, в том числе Республики Таджикистан, – это сложная и многогранная задача. Основой же для оценки уровня и особенностей влияния фактора ислама на международные связи может стать разработка общеметодологических критериев, которые помогут оценить степень этого влияния. В то же время подходы к изучению исламского фактора могут быть разными, но все они должны быть научно обоснованными. Большое значение имеет и раскрытие внутренних механизмов использования религиозного фактора светскими государствами.

Таким образом, неразработанность различных аспектов влияния исламского фактора на характер, содержание и динамику развития взаимоотношений Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран весьма актуализирует изучение данной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Исламскому фактору, как многогранному понятию, как явлению, активно влияющему на решение проблем современности, в частности на сложение отношений между Ираном и РТ, на внутриполитические, внешнеполитические и международные отношения в целом, посвящено значительное количество исследований

отечественных и зарубежных ученых1. Например, о воздействии религиозного фактора и особенностях его проявления в отношениях между странами Запада и Востока писали российские ученые и исследователи других стран – В.Е.Донцов, Н.В.Жданов, Н.А.Игнатенко, А. Малашенко, Д.Б.Малышев, В.В.Наумкин, Т.Б.Султанов и др.2

В их работах особое внимание уделяется определению исламского фактора, содержанию этого понятия, особенностям его проявления в отношениях разных стран и его влиянию на их социально-экономическую, культурную и политическую жизнь. При этом понятие исламский фактор и его структура в работах авторов определяются по-разному. Например, В.В. Наумкин и В.Е. Донцов рассматривают исламский фактор достаточно широко и включают в него всю систему хозяйствования, политику и международные отношения. Другие же ученые под понятием «исламский фактор» рассматривают влияние религиозных институтов страны и международных исламских организаций на современные политические и социально-экономические процессы. Оба подхода имеют место в странах мусульманского региона. Тем не менее следует отличать особенности проявления этого фактора в странах, ориентированных на ислам, от стран со светской системой. При этом необходимо учитывать специфику религии ислама в каждой стране. Исходя из этого, позиция Н.В.Жданова, Н.А.Игнатенко, В.Е.Донцова3 по данной проблеме является более обоснованной.

В исследовании фундаментальных проблем современного положения религии и специфики исламского религиозного сознания, в определении

1 См.: Эсенаманова Н. С. Ислам в Центральной Азии в условиях глобализации: Автореф. дисс. …
канд.полит.наук. – Бишкек, 2004; Даирова А. М. Исламский фактор в политических процессах
Казахстана: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2006; Ушаков В.Н. Политический ислам в
Центральной Азии: основные факторы и перспективы: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2009;
Хукмишоев З. Роль ислама в политических процессах общества (на материалах Таджикистана). Дисс.
… канд.полит.наук. – Душанбе, 2007; Нанаева А. Движение исламских фундаменталистов в южном
регионе Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан): Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М.,
2009; Усмон Давлат. Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана
(сравнительный анализ): Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2008.

2 См.: Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика// В.В. Наумкин – М., 2009; Его же.
Ислам как коллективный игрок. – Научно-образовательный форум по международным отношениям
2003-2011; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М., 1991; Малышева Ф.Б. Религиозный
фактор в вооруженных конфликтах современности. – М., 1991; Попов В. К власти в исламском мире
приходит поколение «Аль Джазиры и интернет». – 2009, 4 мая; Донцов В.Е. Ислам в международных
отношениях// Дипломатический ежегодник. – М., 1997. Бжезинский Збигнев. Выбор. Мировое
господство или глобальное лидерство// Збигнев Б. – М.: Международные отношения, 2005;
Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации
мировой системы международных отношений /Под ред. А.А. Князева, А.А. Мигранян. – Бишкек, 2009;
Жиль К. Джихад. Экспансия и закат исламизма/ К.Жиль. – М., Ладомир, 2003; Ислам и общественное
развитие в начале XXI века /Отв. ред. Белокриницкий В.Я., Егорин А.З., Уличенко Н.Ю. – М., 2005;
Султанов Т.Б. Роль ислама в мировой политике и международных отношениях. – Махачкала, 2007.

3 См.: Жданов Н.В. Ислам на пороге ХХI века / Н.В. Жданов, А.А. Игнатенко – М.: Политиздат, 1989;
Игнатенко А.А. Ислам и политика – М.: Ин-т религии и права, 2004; Донцов В.Е. Ислам в
международных отношениях// Дипломатический ежегодник. – М., 1997. Малашенко, А. Исламская
альтернатива и исламский проект. — М.: Весь Мир, 2006.

исламского фактора, его структуры, места и влияния на социально-политическую жизнь таджикского общества и других центральноазиатских стран значительный вклад внесли таджикские ученые и политики С.И. Шарипов, А.Н. Махмадов, С.С. Сафаров, А.А. Шамолов, С.С. Ятимов, Г.Н. Зокиров, А. Мухаббатов, З. Хукмишоев, М. Давлатов, К. Олимов, И.К. Усмонов, Ш. Абдуллоев, А. Рахнамо, М. Олимов, С. Олимова, Д. Усмон, Д. Назиров, Г. Мирзоев, Ф. Умаров, З. Сайидзода, Х.С. Саидов и др. В их работах содержится развернутый анализ степени влияния исламского фактора на социально-политическую жизнь Таджикистана в конце ХХ – начале ХХI вв., в том числе на отношения независимого Таджикистана с государствами исламского мира, в том числе Исламской Республикой Иран.

Вопросы определения исламского фактора и его структуры
анализируются и в статьях Ш.Ш. Саидова1. В работах З.Ш.Саидзода,
А.Сатторзода, Ф.Умарова рассмотрены связи Таджикистана с исламским
миром, в том числе роль исламского фактора в решении проблем
межгосударственных отношений. В частности, Ф. Умаров, анализируя

позитивные и негативные тенденции сотрудничества Республики

Таджикистан с мусульманским миром, дает оценку их последствий для социально-экономического развития Таджикистана и его безопасности, что, по мнению автора, способствует пониманию проблем межгосударственных отношений Таджикистана с исламским миром.2 С.С. Ятимов в своем исследовании отмечает, что «политический ислам остается одним из основных орудий формирования и осуществления внешней политики ряда мусульманских стран»3. В книге таджикского политолога Абдулло Рахнамо затрагивается проблема соотношения ислама и национальной безопасности и рассматриваются конструктивные и деструктивные аспекты влияния религиозного фактора на национальную безопасность Таджикистана как

светского государства.4

Особое значение при этом придавалось изучению подходов суннитской
и шиитской теологии к вопросам характера государственности и форм
власти. Это дало автору возможность решить многие вопросы
взаимоотношений Таджикистана и Ирана, народы которых придерживаются
разных направлений ислама. В нынешних условиях, когда суннитско-
шиитские противоречия особенно обострились, этот аспект

1 См.: Саидов Ш.Ш. Исламский фактор в политических процессах Центральной Азии // Вестник Тадж.
гос. ун-та права, бизн. и полит. – 2013. - №1. – С 197 – 205; Его же. Место и роль исламского фактора в
международных отношениях // Вестник Тадж. нац. ун-та. – 2014. - №3/6. – С. 92-95.

2 См.: Сайидзода З.Ш. Таджикистан и проблематика исламского мира / З. Сайидзода, Ф. Саидов. –
Душанбе: Иттилоот ва муошират, 2008; Сатторзода А. Актуальные проблемы внешней политики
Таджикистана. (Многовекторность в действии). – Душанбе, 2014; Умаров Ф. Республика Таджикистан
и мусульманский мир: особенности сотрудничества. – Душанбе, 2011.

3 См.: Ятимов С.С. Идеологический фактор в геополитике Исламской Республики Иран. – Душанбе:
Деваштич, 2002. – С.15

4 См.: Рахнамо А. Ислам и национальная безопасность в Таджикистане. – Душанбе: Ирфон, 2011.

диссертационного исследования оказывается весьма актуальным со всех точек зрения. Учет особенностей суннитских и шиитских представлений о власти помогает лучше ориентироваться в осуществлении тех или иных аспектов сотрудничества между государствами. Поэтому при изучении различных аспектов отношений ИРИ и Таджикистана диссертант обратился к работам известных средневековых богословов-суннитов – аль-Маварди, Ибн Таймия, а также современных суннитских теологов Абу А’ла ал-Маудуди, Ю.Карзави и др., и шиитских – Р.М. Хомейни, М. Мутаххари и др.1 Анализу концепций о государстве – халифате и имамате – посвящены работы таких исламоведов, как Л.Р. Сюкияйнен, М.Т. Степанянц, В.В.Наумкин, Л.Р.Полонская, А.Х.Вафа, С.М.Прозоров, С.И.Жигалина, М.С.Лари и др.2

Вопросы концепции власти в шиизме и исламе в целом, характер власти в шиитском Иране, сущность концепции «велайате факих», современная интерпретация теократического государства в ИРИ, суннитская концепция халифата, анализ позиций современных идейных течений, особенно фундаменталистского характера по этим вопросам, их отношение к светским государствам нашли сво освещение в работах П.А.Грязневича, Л.Р.Сюкияйнена, С.М.Прозорова, В.Бартольда, Н.В Жданова.3 и др.

В ряде работ духовных лидеров Ирана проблемы, связанные с предпосылками возрастания религиозного фактора, сравнение современных концепций о роли религии в жизни государства рассматривались на основе Корана, а также сочинений Ибн Таймийа, Ибн Ханбала, ал-Маварди.4 В частности, к таким работам можно отнести труд Р.Хомейни «Хокумате ислами йа велайате факих» («Исламское правление») и др.5

1 См.: Абу А’ля ал-Маудуди. Политическая теория ислама// Отечественные записки. – 2003 - №5 – С. 332 – 341; Карзави Ю. Кудс мечта каждого мусульманина. – Душанбе, 2008; Ал-Маварди. Ал-ахкам ас-султанийа ва-л-вилайат ал-диния (Законы власти и религиозное правление). – Каир, 1973; С.Кутб Ал-адала ал-иджтимаийа фи-л-ислам (Социальная справедливость в исламе). – Каир, 1961; Мухиддин ал-Навави. Сады праведных/Перевод с араб., примеч. и указ. В.М. Нирша. – М., 2002; Хомейни Р.М.. Хокумате ислами йа велайате факих (Исламское правление). – Тегеран, 2000; Икбол М. Возрождение религиозного мышления в исламе. – Душанбе: Эр-граф, 2010 (на тадж. яз.); Мутаххари М. Иран и ислам. История взаимоотношений. – СПб: Петербургское востоковедение, 2008.

2См.: Сюкияйнен Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока// Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М., 1985; Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. – М., 1982; Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки и доклады разных лет / В.В. Наумкин. – М., 2009; Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. – М., 1983; Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти// Ислам, религия и государство. – М., 1984; Жигалина С.И. Этносоциальная эволюция иранского общества. – М., 1996; Его же. Столпы исламского государства//Отечественные записки. – 2008. - №5; Иран: эволюция исламского правления. Сб.ст. – М., 1998; Лари М.С. Имамат – верховная власть мусульманской общины. – Баку, 1994; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М., 1991.

3См.: Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата/Под ред. Винникова И.Н. – М., 2002; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М., 1991.

4 См.: Ибн Таймийа. Сийасат аш-шариа (Политика на основе шариата). – Каир, 1952; Ибн Ханбал.
Муснад. Каир, 1973 (на араб.яз.); Ал-Маварди. Ал-ахкам ас-султанийа ва-л-вилайат ал-диния (Законы
власти и религиозное правление). – Каир, 1973.

5 См.: Хомейни Р.М. Хокумате ислами йа велайате факих (Исламское правление). – Тегеран, 2000.

Благодаря сопоставительному анализу этих работ, можно проследить, что объединяет и разделяет суннитские и шиитские представления об исламской власти на современном этапе. В целом эти представления совершенно разные и во многом противоречивые. Изучение работ Р.М.Хомейни и его последователей показывает, что концепция «велайате факих» (верховная власть) – это новая интерпретация шиитской концепции государственной власти и места духовенства в ней. Не вдаваясь в подробности теологических положений о власти, автор отмечает специфические особенности этой концепции, влияющей на сотрудничество двух разных по содержанию и характеру властей: светского Таджикистана и шиитского Ирана. При этом диссертант конкретизирует те аспекты, которые препятствуют или способствуют развитию отношений между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран.

При анализе основных этапов эволюции отношений Таджикистана с Ираном, истории развития их сотрудничества в различных сферах с приобретением Таджикским государством независимости, автор опирался на работы, в которых отдельные аспекты темы диссертации исследовались особенно основательно. В этом плане особого внимания заслуживают исследования академика Т.Н. Назарова, Л.Ю. Гусева, В.В. Дубовицкого, А. Сатторзода, В.И.Месамеда, Санаи Мехди, С.С.Ятимова, С.Б.Дружилевского, З.Ш.Сайидова, Х.Зарифи, Ф.Умарова и др.1, которые оказали значительную помощь в раскрытии многих положений исследуемой темы.

Много сведений было почерпнуто из материалов текущих архивов Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистана, Академии наук республики, Министерства иностранных дел и Министерства культуры РТ, а также из некоторых материалов Посольства Республики Таджикистан в Тегеране. Эти сведения в основном носят информационно-аналитический характер и помогают наиболее полному освещению некоторых аспектов

1См.: Назаров Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество. – Душанбе: УИ МИД РТ, 2004; Гусев Л.Ю. Современные направления сотрудничества между Ираном и Таджикистаном// Международные отношения. – 2012. – 21 ноября; Дубовицкий В.В. Геополитические константы Республики Таджикистан // Интеграция Таджикистана в мировое сообщество: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 21–22 мая 1997 г. – Душанбе, 1997. – С. 141 – 143; Его же. Национальные интересы Таджикистана в рамках персоязычного мира // Таджикистан и современный мир. – 2003. – №2. – С. 65-67; Месамед В.И. Иран в Центральной Азии: два десятилетия диалога. – М., Институт Ближнего Востока, 2010; Санаи Мехди. Отношения Ирана с Центральноазиатскими странами СНГ: Социально-политические и экономические аспекты. – М., 2002; Санаи Мехди. Исламская революция и диалог цивилизаций // Наука и религия. – 2000. – №11. -C. 8-9; Саидов З.Ш. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе. – Душанбе, 2006; Умаров Ф. Таджикистан: сотрудничество с ведущими международными исламскими организациями. //Россия и мусульманский мир. Научно-информационный бюлеттень, 2008. – №10; Назаров Т.Н. Современная таджикская дипломатия / Т. Назаров, А. Сатторзода. – Душанбе: Ирфон, 2006 (на тадж. яз.); Сатторзода А. Актуальные проблемы внешней политики Таджикистана. (Многовекторность в действии). – Душанбе, 2014; Зарифи Х. Многовекторная дипломатия Таджикистана. – Душанбе, 2010; Ятимов С.С. Хомейнизм и внешнеполитическая идеология Исламской Республики Иран в новой системе международных отношений. – Душанбе, 2002; Зарифи Х. Многовекторная дипломатия Таджикистана. – Душанбе, 2010;

влияния исламского фактора на межгосударственные двусторонние отношения Таджикистана и ИРИ.

После приобретения Таджикистаном независимости истории

становления межгосударственных отношений Республики Таджикистан и
ИРИ посвятили свои научные труды таджикские ученые Н. Мирзоев, К.
Расулов, было написано несколько диссертационных исследований, в том
числе и иранскими учеными1. В частности, истории становления таджикско-
иранских отношений в 1992-2010 гг. были посвящены исследования Х.
Аббасиан и М. Махмуди; проблемы взаимоотношений двух стран в сфере
культуры изучал М. Малекиан, Б. Раиси проанализировал в основном
политические аспекты развития отношений Республики Таджикистан и
Исламской Республики Иран. Все эти работы позволили диссертанту
проследить динамику и основные исторические этапы развития

двусторонних отношений.

При всей значимости упомянутых выше работ все же приходится
констатировать, что до настоящего времени в историографии Таджикистана
и Ирана отсутствует комплексное научное исследование, посвященное
определению места и роли исламского фактора во взаимоотношениях двух
стран. Диссертант своей работой попытался заполнить этот пробел, тем
более, что в ней решаются очень сложные и достаточно специфические
проблемы, присущие взаимоотношениям Таджикистана и Ирана.

Исламскому фактору в этой работе уделяется самое серьзное внимание.

Источниковедческую базу исследования составили

межгосударственные акты, законы и нормативные документы, положения и нормы религиозных книг, выступления и речи глав Таджикистана и Ирана, международные договора и акты, подписанные между государствами, материалы архивов министерств и ведомств, а также периодической печати, освещающие различные аспекты влияния исламского фактора на межгосударственные отношения Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран.

Использованные в диссертации источники условно можно разделить на следующие группы:

1См.: Мирзоев Н.М. Таджикистан-Иран: магистраль сотрудничества. - Душанбе: Ирфон, 1998; Он же. Таджикистан и страны Востока. - Душанбе, 2010; Расулин К. Взгляд на культурные связи Исламской Республики Иран и Республики Таджикистан. - Душанбе, 2010 (на тадж. яз.); Аббасиан Х. Иран и Таджикистан: пятнадцать лет взаимовыгодного сотрудничества. - Душанбе: Ирфон, 2016; Махмуди М. Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг. - Душанбе, 2010; Мохаммедсадег М.М. Культурные связи Республики Таджикистан с Исламской Республикой Иран (1991-2011гг.). - Душанбе, 2012; Раиси Б.А. Политические процессы и вопросы взаимоотношений между ИРИ и Республикой Таджикистан. Дисс. … канд. полит. наук. - Душанбе, 2011.

1) Конституции Республики Таджикистан и Исламской Республики
Иран, законы и нормативные акты, в которых отражены концепции внешней
политики;1

2) Священный Коран, хадисы и работы средневековых ученых-
богословов Ибн Таймийа, Ибн Ханбала, ал-Маварди и др., содержащие
основные положения и нормы исламского правления и организации
деятельности органов власти на основе положений ислама;2

3) труды современных идеологов различных политико-религиозных
течений и движений, составляющих не только идейную основу
фундаменталистских движений в мусульманских странах, в том числе в
Исламской Республике Иран, но и оказывающих влияние на ирано-
таджикские отношения;3

  1. выступления и речи глав государств Таджикистана и Ирана, руководителей министерств и ведомств, в которых нашли отражение различные вопросы двусторонних и многосторонних связей между этими странами, проблемы и перспективы развития сотрудничества между государствами в торгово-экономической, политико-дипломатической и культурно-гуманитарной сферах;4

  2. материалы текущих архивов Министерства иностранных дел, Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, Министерства науки и образования, Министерства культуры и других государственных органов, отражающих динамику развития межгосударственных связей Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран;5

1 Конституция Республики Таджикистан. – Душанбе, 2013; Конституция Исламской Республики Иран
(неофициальный перевод) // Приложение к бюллетеню «Третий взгляд» / Пресс-отдел Посольства ИРИ
в РФ.-М., 1994.-С. 63-100; Концепция внешней политики Республики Таджикистан. Министерство
иностранных дел РТ: официальный сайт. URL

2 Священный Коран. Смысловой перевод на русский язык. – Медина: Комплекс Короля Фахда по
изданию Корана, 1430 (2008); Ал-Маварди. Ал-ахкам ас-султанийа ва-л-вилайат ал-диния (Законы
власти и религиозное правление). – Каир, 1973; Ибн Ханбал. Муснад. – Каир, 1973 (на араб.яз.); Ибн
Таймийа. Сийасат аш-шариа (Политика на основе шариата). – Каир, 1952.

3 Хомейни Р.М. Хокумате ислами йа велайате факих (Исламское правление). – Тегеран, 2000; Кутб
Сайид. Будущее принадлежит исламу. – М.,1993; Кутб Сайид. Ал-адала ал-иджтимаийа фил-ислам
(Социальная справедливость в исламе). – Каир, 1961 (на араб. яз.); Абу А’ля ал-Маудуди.
Политическая теория ислама// Отечественные записки. – 2003. - №5 – С. 332-341; Хомейни Р. И.
Столпы исламского государства//Отечественные записки. – 2003. - № 5. – С. 323-327; Сайид Абуль Аля
Маудуди. Политическая теория ислама //Отечественные записки. – 2003. - № 5. – С. 332-341.

4См.: Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. – Душанбе: Ирфон, – Т. 5, 6, 2006 – 2010; Рахмон Э. О религии / Э. Рахмон. – Душанбе: Шарки озод, 2006 (на тадж. яз.); Ахмадинежад Махмуд. Избранное /Под ред. Б.М. Ягудина. – Казань: Intelpress+, 2010; Аятолла Хаменеи. Свет исламской революции. Речи и выступления руководителя Исламской Республики Иран/Серия «Вожди народов XX век». – М.: Палея-Мишин, 2000; Дорога мира: Документы межтаджикских переговоров. - Душанбе: ИА Президента Республики Таджикистан, 1997; Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание / Серия «Вожди народов -XX век». М.: Палея-Мишин, 1999.

5Текущий архив Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан. Отчеты о деятельности МИД Республики Таджикистан за 1993–2015 гг. – Душанбе, 1993 – 2015; Текущий архив

6) материалы периодической печати Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран, освещающие широкий спектр развивающихся отношений государств в различных сферах1.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1992-2015 гг. Однако при рассмотрении отдельных концептуальных вопросов автор обращается к истории их возникновения. В указанные годы происходили становление и развитие внешней политики суверенной Республики Таджикистан. Это время было насыщено событиями национального, регионального и международного значения. В этот период особое развитие получило сотрудничество РТ с ИРИ, оказавшее заметное влияние на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь двух персоязычных государств.

Объектом исследования является исламский фактор в межгосударственных отношениях Таджикистана и ИРИ, оказывающий влияние не только на эти отношения, но и на иные стороны сотрудничества между Таджикистаном и Ираном - торгово-экономическую, политико-дипломатическую и культурно-гуманитарную.

Предметом настоящего исследования является характер влияния исламского фактора на международные связи применительно к таджикско-иранским отношениям в конце XX - начале XXI вв.

Цель исследования - изучение влияния исламского фактора и определение его роли в международной жизни на примере таджикско-иранских отношений. Исходя из цели работы, в ней ставятся следующие задачи:

определить понятие и содержание исламского фактора;

проанализировать проявление этого фактора во взаимоотношениях государств с различными формами государственного устройства - светского и религиозного;

дать научно обоснованную характеристику концепции «исламская солидарность» в е различных интерпретациях, в том числе в шиитской и фундаменталистской;

- научно обосновать причины активизации исламского фактора в
контексте развития процессов глобализации в современном мире;

МИД РТ за 1993-2015 гг. Папка «Межправительственная Комиссия по торговому, экономическому, техническому и культурному сотрудничеству РТ и ИРИ». – Душанбе, 1994 – 2015; Текущий архив Академии наук РТ. Документы за 1991 - 2015 гг. Папки №1 - №2, «Иран». - Душанбе, 1993 – 2015; Текущий архив Министерства культуры РТ. Документы за 1991-2015 гг. Папка «Иран». – Душанбе, 1993 -2015.

1 Интернет-сайт Президента Республики Таджикистан: 2008 URL: 2008
URL: , 2010. URL: prezident.tj/node/489; 2013. URL

2014. URL: «Народная газета» за 19912015гг.; Iran.ru; Эттелаат.

- раскрыть содержание таджикско-иранского сотрудничества с учетом
влияния исламского фактора на общие национальные, этнические и
культурно-исторические корни таджиков и иранцев;

рассмотреть таджикско-иранское сотрудничество в контексте суннитско-шиитских различий;

дать обоснованную оценку перспективам развития таджикско-иранского сотрудничества в свете влияния исламского фактора.

Методологические и теоретические основы исследования. В работе использованы системный, историко-культурологический, сравнительный и бихевиористский методы исследования применительно к влиянию исламского фактора на международные отношения на примере таджикско-иранских отношений. Исламский фактор, характеризующийся как комплекс элементов, общественных институтов, влияющих на отношения как внутри страны, так и за е пределами, может рассматриваться и весьма узко, и достаточно широко. Поэтому методика исследования исламского фактора, в силу его сложной структуры и многоаспектности, может быть разной. При выборе же определенной методики для решения тех или иных научных проблем автор руководствовался концептуальными идеями таджикских, российских и других зарубежных ученых - историков, востоковедов, исламоведов, государственных деятелей по проблемам международных отношений.

Научная новизна исследования заключается:

во всесторонней и обстоятельной характеристике политических, экономических и международных проявлений исламского фактора, в попытке дать развернутое определение понятия «исламский фактор», раскрыть его историко-философское содержание, показать его роль в многосторонних таджикско-иранских отношениях и в развитии двустороннего экономического и культурного сотрудничества;

на конкретном материале двух государств, - Таджикистана и ИРИ, или светского и теократического - раскрыты особенности их взаимоотношений, строящихся на этнической, религиозной и культурной общности;

определена роль международных исламских организаций в контексте развития сотрудничества между РТ и ИРИ;

показаны роль суннитско-шиитских противоречий в двусторонних отношениях РТ и ИРИ с учетом того, как они в перспективе могут отразиться на сотрудничестве двух стран;

выявлены особенности взаимоотношений Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран с учтом влияния исламского фактора, сделана попытка прогнозирования перспектив развития этих взаимоотношений.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В период коренных социально-политических изменений в исламском мире исламский фактор не только активизируется, но и проявляет себя в разных формах и во всех сферах жизни современных государств. Политические процессы, происходящие в мире, так или иначе испытывают на себе воздействие исламского фактора, содержание которого далеко не однозначно. Под влиянием процесса глобализации этот фактор приобрел особую остроту и значимость.

  2. Несомненно, исламский мир не представляет из себя что-то целое и единое. Многообразен и сам ислам. Противостояние между приверженцами исламских течений и движений порой имеют характер затяжного конфликта. Например, суннитско-шиитские противоречия, оказывают очень сильное влияние на политику исламских государств, тем более что они с каждым годом обостряются. Это наблюдается, в частности, в политике ИРИ в отношении светского Таджикистана. Но на таджикско-иранское сотрудничество позитивно влияет фактор общности языка и культуры, что способствует сохранению стабильности во взаимоотношениях этих двух государств.

  3. Хомейнизм, как активная политика по переустройству современного общества по исламским (шиитским) законам, не может быть приемлемым для светского Таджикистана.

Исламская Республика Иран является теократическим государством, деятельность его основана на концепции «велайате факих» и одновременно республиканском строем с президентской формой правления. При этом в современном Иране наряду с сохранением в государственной и общественной жизни высокого положения духовного лидера прослеживается растущий авторитет президентской власти. Каждый из двух институтов – власть духовного лидера и президентская власть, оказывает огромное влияние на внешнюю политику, в том числе во взаимоотношениях с Таджикистаном.

4. Неограниченная и неконтролируемая власть духовного лидера,
обоснованная в концепции Р.Хомейни, была установлена в Иране в период
жизни самого Хомейни. Власть религиозного лидера при сохранении
основных атрибутов практически ограничивалась президентской властью,
свидетельствующей о росте влияния внешних факторов и условий реальной
политики, особенно под влиянием процесса глобализации современного
мира.

5. Сотрудничество Таджикистана с Ираном связано с влиянием двух
факторов: этнически-культурного и исламского. С постепенным ростом и
усилением президентской власти ожидаются укрепление отношений между
РТ и Ираном, а в перспективе и ослабление исламского фактора во
взаимоотношениях между ними.

Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенный научный анализ может служить основанием для выработки внешней политики Таджикистана в исламском мире, в частности в его отношениях с ИРИ.

Диссертационная работа может быть использована соответствующими ведомствами для разработки внешней политики обеих стран, а также историками, философами и политологами при решении актуальных проблем международной политики в условиях активизации исламского фактора, в преподавании таких университетских курсов, как теория международных отношений, политология, дипломатия.

Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена на
расширенном совместном заседании кафедр международных отношений
Таджикского национального университета, истории и теории межународных
отношений Российско-Таджикского (Славянского) университета и

философии и истории предпринимательства Института предпринимательства и сервиса и рекомендована к защите (протокол №11 от 09 апреля 2016 г.). Результаты диссертационного исследования были представлены соискателем на научно-практических республиканских и международных конференциях и изложены в 8 статьях, 5 из которых опубликованы в изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Исламский фактор в контексте внешней политики Исламской Республики Иран

К таким общим спецификам относятся слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти, идея предопределения, сильная обрядовая сторона ислама. Ислам не отличает религиозную жизнь от светской. Они слиты воедино. Если что-либо не соответствует принципам ислама и канонам шариата, осуждается и не воспринимается исламской общиной или считается дозволенным, хотя возможно, что ряд этих норм являются неисламскими»1. Есть распространенное мнение, хотя не совсем верное, о том, что ислам определяет и освещает все события и обстоятельства жизни. Несмотря на это, жизнь многообразна и богата, и поэтому ни одно учение, в том числе религиозное, не может охватить ее полностью. Однако неразделенность общественной жизни на светские и религиозные элементы дает возможность отнести все его сферы в рамки исламской. Это намного усиливает универсализацию религии, создает мощные рычаги влияния на жизнь верующих. Как раз эта слитность не позволяет разделить в обществе духовно-религиозное и светское начало, и этим частично объясняется отсутствие сословия священнослужителей как особой прослойки, с особыми церковными интересами. Поэтому исламские священнослужители не имеют особого интереса, отличного от других слоев общества. Они по своему социально-религиозному статусу и общественным интересам отражают интересы всех групп, существующих в обществе. В этой связи, следует отметить, что в исламе достаточно сильна коммуникативно-интегрирующая функция, главным элементом которой является человек любого социума или группа людей в умме. Это содействует укреплению связей между мусульманами и, в конечном счете, их политической интеграции. Однако умма, сложившаяся первоначально как единая социальная общность, руководимая единым теократическим государством, постепенно разложилась под влиянием различных сект и направлений. Умма в понимании духовных руководителей шиизма, суннизма и других школ и направлений не имеет того единства, существовавшего в период жизни Пророка. А в последующие периоды умма сохранила себя условно как принадлежность людей к исламу, интегрирующая роль которой была потеряна и забыта. Но коммуникативная роль ислама, выработанная в рамках единой общности, сохранилась. Взаимоотношения членов общности с чужими сохранили свою необходимость, следовательно, разделение на дар-ул-харб и дар-ус-салам оставалось как важнейшее условие развития взаимоотношений между «своими» и «чужими», зависящих во многом от обстоятельств.

В истории немало фактов, когда «свой» становится «чужим», а «чужой» «своим». Но все же значимость коммуникативно-интегрирующей функции не уменьшалась, независимо от форм ее проявления. Нельзя проявление этой функции ислама рассматривать независимо от ее другой важной функции: нравственно-нормативной, без которой ислам, возможно, не имел своего влияния.1

«Ад-дину насиха» – говорится в изречении Пророка, означающее «религия есть мораль». В этом контексте, говоря о влиянии религиозного фактора, нельзя игнорировать влиянием нравственно-нормативной функции религии. В большей степени это касается ислама, потому что в исламе больше, чем в других религиях, развита его нормативная сторона – вся жизнь мусульманина нормативно регулирована. Все контролируется и регулируется законами шариата.2 Общеизвестно, что после создания основ моральных стандартов, жестких принципов повседневной нравственности, «религия приспосабливает к своим потребностям (либо создает заново) соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д. Эта функция религии вплотную смыкается с культурной традицией, осуществляя над ней верховный идеологический контроль, регулируя ее принципы и практику».1

Говоря об исламском факторе, нельзя исключить другую важную сторону регулирующей функции ислама – его политическую роль. Политическая роль ислама заключалась не только в освещении власти, обожествлении правителей, его верховной прерогативы, но, исходя из того, что ислам подчеркивает единство светского и религиозного и не разделяет власть на светскую и религиозную, то приобретает новые, дополнительные качества, а именно – наряду с политической и религиозной властью и сакральную ауру.

В истории ислама халифат был формой сакрального государства, идея которого до сих пор занимает определенное место в религиозном сознании верующих. Многие идеологи ислама, особенно её фундаменталисткая часть, идею солидарности связывают с халифатом. В этом плане исламский фактор содержит в себе как бы единство мусульман, несмотря на отсутствие единого исламского государства. Гаджимагомед Османов считает, что в условиях глобализации «исламские страны начали действовать консолидированно, что и вызвало к жизни понятие исламский фактор и, когда говорится об исламском факторе, то речь идет о роли исламских стран в международной политике, их стремление к консолидации, влияния на политические процессы других стран.2 Далее автор, развивая мысль об исламском факторе, считает, что «исламский фактор в мировой политике – это процесс складывания исламских полюсов мировой системы»3.

Исламский мир во внешнеполитической стратегии

На наш взгляд, для полного и всестороннего исследования проблемы исламского фактора во взаимоотношениях РТ и ИРИ неизбежно возникает необходимость краткого освещения истории развития взаимоотношений РТ с другими странами исламского мира, с международными исламскими организациями. Республика Таджикистан в своей внешней политике и взаимоотношениях с другими странами уделяет особое внимание присутствиюию исламского фактора. В этом плане использовались различные мероприятия для расширения сотрудничества и контактов с исламскими государствами и организациями.

Прежде всего расширились двусторонние отношения между Таджикистаном и такими мусульманскими странами, как Пакистан, Афганистан, Иран, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Малайзия и др. Республика Таджикистан 1 декабря 1992 года вступила в Организацию Исламского Сотрудничества – наиболее влиятельную международную организацию в исламском мире – и таким образом организационно стала частью исламского мира. Участие Таджикистана в работе данной организации открыло путь к сотрудничеству со многими мусульманскими организациями и исламскими фондами и финансовыми институтами, прежде всего, банковскими и экономическими структурамы, в частности с Исламским банком развития (ИБР).

Среди этих стран – Саудовская Аравия, благодаря тому, что две главные святыни ислама – Храм Кааба и гробница Пророка, – находятся на её территории, поэтому государство представляет важную роль в исламском мире, в защите и распространении традиционного ислама, претендуя на роль ведущей страны.

Связи Таджикистана с Саудовской Аравией охватывают сферы экономического и культурного сотрудничества. Саудовская Аравия, являясь государством, определяющим политику ОИС (Организация исламского сотрудничества), свое сотрудничество с Таджикистаном в основном осуществляет через эту организацию. На 10-ом саммите ОИС в Куала-Лумпуре 2003г. была принята резолюция «Об оказании экономической помощи Таджикистану». В том же году в Душанбе была проведена Конференция по привлечению инвестиций стран-членов Исламского банка развития, где была достигнута договоренность о создании в РТ инвестиционного холдинга с уставным капиталом в 200 млн. долл. США.1

В сфере религиозных взаимоотношений особое место занимает паломничество. Каждый год более 6 тыс. граждан Таджикистана совершают паломничество (хаджи фарзи), число граждан, посещающих святые места в Саудовской Аравии для совершения хаджи умра (малого хаджа), составляет не менее тысячи человек в год. Разумеется, во взаимоотношениях с Саудовской Аравией религиозные аспекты присутствуют. Это в частности строительство мечетей, медресе, организация различных форм религиозной учебы и т.д., но главные в них – экономические проекты. В период хаджа активизируется деятельность Лиги исламского мира, устанавливается сотрудничество между отдельными фирмами и физическими лицами. В основном это сотрудничество ограничивается религиозными вопросами. Естественно, хадж играет большую роль в усилении исламского фактора как внутри отдельных государств, так и в международной связи мусульман. Именно в период хаджа усиливают и развивают свою деятельность неправительственные исламские организации, как «Игаса», Совет исламских университетов, неформальные и нелегитимные организации, общества, партии. В частности, организация «Да ва» («Призыв») активизирует свою деятельность среди прибывших на паломничество мусульман с целью создания своей сети организаций в других мусульманских странах. Эта организация явно носит проваххабитский характер и работает в интересах распространения идеологии ваххабизма в других странах. Она также занимается миссионерской деятельностью, в период хаджа она бесплатно предоставляет паломникам жилище, а также питание, что привлекает паломников из беднейших слоев, распространяет религиозную литературу, в основном ханбалитского (ваххабитского) толка.

На государственном уровне между Таджикистаном и Саудовской Аравией сложились добрые, взаимовыгодные отношения. В январе 1992 года между двумя странами были установлены дипломатические связи.1

Следует отметить, что отношения между Таджикистаном и Саудовской Аравией связаны с интенсивностью встреч руководителей этих стран. Начало этому было положено в Марокко 14 декабря 1994 года, где состоялась встреча Президента РТ и наследного принца Саудовской Аравии Абдулло ибн Абдулазиза во время саммита ОИС. После этого были встречи Президента РТ с королем этой страны в 1997 и 2001 годах в Саудовской Аравии. Затем состоялось 9 встреч за последние десять лет на высшем уровне. Помощь Саудовской Аравии Таджикистану, кроме инвестиций и грантов в области энергетики, транспорта, включала и гуманитарную помощь. В частности, в тяжелую зиму 2008 года Саудовская Аравия оказала гуманитарную помощь: продукты питания, теплые одеяла и одежда на 8 грузовых самолетах. Кроме того, Королевство представила Таджикистану в качестве помощи 10 млн. долларов. Саудовская Аравия участвует в финансировании строительства дорог, миниэлектростанций, развитии туриндустрии Таджикистана. Объем капиталовложений Саудовской Аравии составляет более 100 млн. долларов, часть которых предоставлена на очень выгодных условиях.1 Кроме прямых инвестиций Саудовская Аравия участвует в инвестиции Исламского банка развития, капитал которого в основном состоит из средств фондов Саудовской Аравии.

Саудовская сторона также решила выделить Таджикистану через Исламский банк развития 108 миллионов долларов на реконструкцию международной автотрассы Душанбе-Куляб-Хорог-Мургаб на участках Куляб – Шураабад и Шкев – Калай-Хумб. Следует отметить, что за последние 13 лет Саудовский фонд развития выделил Таджикистану долгосрочные кредиты на сумму 84 млн. долларов с целью финансирования развития сектора образования, сферы здравоохранения, а также на развитие дорожной инфраструктуры.2

Особенности взаимоотношений Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран в рамках международных организаций

В июне 1992 года Президент Республики Таджикистан Рахмон Набиев совершил официальный визит в Иран, по итогам которого было подписано «Коммюнике о принципах сотрудничества между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран»1. Этот документ до середины 1995 года определял основные принципы сотрудничества между двумя странами в сфере политики, экономики и культуры. В июле 1995 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов совершил первый официальный визит в Иран. Подписанный в ходе визита «Меморандум о взаимопонимании между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран о дальнейшем развитии сотрудничества» открыл новые страницы в двусторонних отношениях Таджикистана и Ирана.

В 1996 году вице-президент Ирана Хасан Хабиби посетил Душанбе, и в ходе его визита был заключен ряд соглашений по экономическому сотрудничеству. В мае 1997 года состоялся официальный визит Президента Ирана Рафсанджани в Таджикистан. В завершении этого визита Рафсанджани и Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов подписали «Коммюнике о расширении отношений Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран»2, который сохраняет свою силу и определяет принципы сотрудничества между обоими государствами.

За годы независимости Президент Республики Таджикистан, Лидер нации Эмомали Рахмон с официальными и рабочими визитами, а также для участия в международных конференциях, прошедших в Тегеране, в совокупности 18 раз посещал Иран, а президенты Исламской Республики Иран, в свою очередь, совершали 9 официальных и рабочих визитов в Республику Таджикистан. Более того, главы двух стран имели встречу на высшем уровне в ходе проведения различных международных мероприятий в Мекке, Стамбуле, Нью-Йорке, Кувейте, Пекине, Бишкеке и других городах мира.

Поворотным моментом во взаимоотношениях Таджикистана и Ирана стал официальный визит Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона в Иран в мае 2007 года. По итогам визита было подписано 6 документов о сотрудничестве в областях гидроэнергетики, транспорта, дорожного строительства, телевидения и радио.1

Республику Таджикистан и Исламскую Республику Иран связывают не только двусторонние обязательства, но и многосторонние в рамках региональных организаций, участниками которых они являются. Все эти документы послужили стимулом для широкого развития сотрудничества во многих сферах экономики, культуры, образования, энергетики, строительства и т.д. По соглашению сторон функционирует Межправительственная комиссия по торговому, экономическому, техническому и культурному сотрудничеству. 3 мая 2007 года в Тегеране состоялось седьмое заседание Межправительственной комиссии по торговому, экономическому, техническому и культурному сотрудничеству Республики Таджикистан и Исламской Республики Иран, проводились продуктивные встречи представителей министерств и ведомств обоих государств. В рамках девятого (26-27 мая 2012 в Тегеране) и десятого (1-2 сентября 2014 в Душанбе) заседаний комиссии, в преддверии официального визита президента Ирана Хасана Рухани в Таджикистан, были обсуждены вопросы инвестирования, торговли, обмена опытом в банковской и финансовой сферах, в области образования и культуры. Стороны обсудили также вопросы дальнейшего строительства тоннеля «Истиклол» и функционирования Сангтудинской ГЭС-2. Наряду с этим в центре внимания были вопросы в сфере геологии, строительства дорог. Одним из важных объектов сотрудничества является ГЭС «Сангтуда-2».1

11 февраля 2008 года состоялся официальный визит Президента Республики Таджикистан в Исламскую Республику Иран, в ходе которого была достигнута предварительная договоренность о строительстве ГЭС Шураб мощностью в 1000 мегаватт на реке Вахш, ускорении строительства ГЭС «Сангтуда-2», строительстве высоковольтной линии Таджикистан-Афганистан-Иран. В ходе визита были определены основные аспекты сотрудничества: завершение дополнительных строительных работ в туннеле «Истиклол», строительство туннеля Чормагзак, завода по производству электрических ламп, цементного завода, содействие в восстановлении послевоенного Афганистана в рамках трехстороннего сотрудничества и др. Было подписано несколько соглашений, в частности, Совместное заявление Президента Республики Таджикистан и Президента Исламской Республики Иран, Соглашение между Министерством промышленности и энергетики РТ и Министерством энергии ИРИ, между Таджикской алюминевой компанией «Talco» и фирмой «Ормон Кимйае Аламут», Соглашение о перевозке грузов по территориям РТ и ИРИ, Соглашение по сотрудничеству в военной и военно-технической области и в сфере здравоохранения и т.д.2

Перспективы развития таджикско-иранского сотрудничества

В последние годы в исламском мире идет информационная война между шиизмом и суннизмом. В международных телевизионных каналах, средствах массовой коммуникации и по Интернету продолжается настоящее идейное противостояние между двумя ветвями ислама. Почти все телевизионные каналы, находящиеся под влиянием Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов, пропагандируют идеи, направленные против шиизма, а каналы под патронажем ИРИ и некоторых других шиитских центров во всю свою мощь дискредитируют суннитские формы верования. Соперничество и противостояние двух государств – Ирана и Саудовской Аравии – за лидерство в мусульманском мире приобретает более ожесточенный характер. При этом лозунг «исламской солидарности» все чаще звучит из уст официальных лидеров обеих сторон. Не вдаваясь в подробное описание данных противоречий, которые имеют глубокие исторические корни, следует сказать, что Таджикистан стремится не втягиваться в этот конфликт по следующим причинам: во-первых, политика государства Таджикистан выстроена на абсолютном нейтралитете к суннитско-шиитским спорам на международной арене. Для того чтобы вмешиваться в эти разногласия, у Таджикистана нет никаких политических, идеологических и юридических оснований. Таджикистан – светское государство, которое пострадало от религиозного конфликта и конституционно закрепило свою нейтральность к религиозному фактору. Поэтому её политика направлена на плюрализм и толерантность по религиозным вопросам. Молодое государство Таджикистана не заинтересовано во вмешательстве в вопросы, касающиеся религиозных расприй. Относительно же Ирана во всем этом учтена еще этнокультурная близость. Этническая общность, языковая, культурная идентичность при любом раскладе не мотивирует, несмотря на суннафобию, выступать на стороне арабского суннизма. У Таджикистана, помимо суннитско 134 шиитского противоречия, присутствуют ещё разногласия ханафитско-салафитского (ваххабитского) характера, что играет немаловажную роль во взаимоотношениях Таджикистана с ханбалитской частью арабского мира по религиозным вопросам. Таджикистан сам страдает от влияния салафизма в стране. Более того, верующие республики очень уважительно относятся к отдельным реликвиям и проявлениям шиитских обрядов и традиций (по сути, общеисламских). Например, к почитанию имама Али, его сына имама Хусейна, дочери пророка – Фатимы и т.д. Следовательно, несмотря на дистанцирование Таджикистана по религиозным вопросам, влияние шиизма определенно обнаруживается в религиозной сфере. Но, тем не менее, восприятие шиизма как некое вероотступничество глубоко внедрилось в сознание верующих в Таджикистане. Государство, видя в исламском режиме антипод своей формации, не поощряет проявления шиизма в религиозной практике. Разумеется, все это не может не повлиять на перспективу таджикско-иранских отношений. Шиитоцентризм ИРИ неоднократно проявился в годы правления в деятельности Корпуса Стражей исламской революции. Все это происходит на фоне сохранения различий и противоречий, связанных с религиозным характером власти ИРИ, который временами проявляется и во взаимоотношениях с Таджикистаном.

Например, можно вспомнить поддержку официальными кругами Ирана в прежние годы Партии исламского возрождения Таджикистана, которая в Таджикистане, начиная с октября 2015 года объявлена террористической организацией, деятельность которой запрещена в стране. Приглашение и участие руководителя этой партии в работе международной конференции (27-29 декабря 2015 года), организованной иранской организацией «Исламское единство» в Тегеране, вызвало недовольство таджикской стороны и привело к некоторому ухудшению таджикско-иранских отношений.1 Но таджикская сторона уверена, что официальные круги Ирана сделают соотвествующие выводы и не станут ставить под удар дружественные отношения двух близких народов.

Тем не менее, поступательное движение современного мира диктует свои приоритеты и требования, и поэтому технико, и торгово-экономические взаимоотношения между народами и государствами всегда превалируют над религиозно-конфесиональными противоречиями.

В этом контексте о перспективах развития таджикско-иранских отношений и сотрудничества можно судить по подписанным документам о сотрудничестве между ИРИ и Таджикистаном в ходе нового официального визита Президента ИРИ Хасана Рухани в Таджикистан в сентябре 2014 года после его избрания на пост главы государства.

В ходе переговоров между президентами Эмомали Рахмоном и Хасаном Рухани было подчеркнуто, что сфера экономического сотрудничества является фундаментом многогранных двусторонних отношений, устойчивый характер которым могло бы придать подписание Программы долгосрочного расширения взаимоотношений. Стороны и впредь будут всесторонне поддерживать и поощрять деятельность Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству, поскольку она за время своего функционирования стала не только активным механизмом контроля над выполнением ранее подписанных двусторонних документов, но и эффективным средством определения приоритетных сфер торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. 2