Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к изучению вопросов межгосударственных связей 17
1.1. Концептуальные основы анализа пуштунское общества в структуре афганского государства 17
1.2. Пуштунская проблема. Характер и содержание 35
ГЛАВА II. Развитие афганско-пакистанских связей в процессе политико-идеологического формирования пуштунской проблемы 61
2.1. Влияние пуштунского вопроса на общественно-политические процессы в Афганистане и Пакистане 61
2.2. Пуштунский вопрос во внешней политике Афганистана и Пакистана 78
ГЛАВА III. Проблемы и перспективы расширения афганско-пакистанских отношений в новых условиях и поиски возможных путей решения пуштунского вопроса 94
3.1. Проект «Большого Пуштунистана» как новое условие в формировании афганско-пакистанских отношений 94
3.2. Перспективы развития афганско-пакистанских связей после прихода к власти в Афганистане Правительства национального единства 111
Заключение 135
Список использованных источников и литературы 144
- Пуштунская проблема. Характер и содержание
- Пуштунский вопрос во внешней политике Афганистана и Пакистана
- Проект «Большого Пуштунистана» как новое условие в формировании афганско-пакистанских отношений
- Перспективы развития афганско-пакистанских связей после прихода к власти в Афганистане Правительства национального единства
Введение к работе
Актуальность работы. В начале ХХI в. в условиях становления новой системы международных отношений и глобализации наблюдается процесс усиления взаимозависимости современного мира. Под воздействием этих факторов изменение в любой точке мира оказывает влияние на ситуации, как в международных, так и в межгосударственных отношениях, особенно если это касается таких слабо развитых государств, как Афганистан и Пакистан. Поэтому анализ внешней политики Исламского Государства Афганистан (ИГА) и Исламской Республики Пакистан (ИРП) в контексте пуштунской проблемы, поиски наиболее эффективных моделей афганско-пакистанских связей является одной из актуальных задач по изучению состояния региональных отношений.
Актуальность постановки подобных вопросов связана с тем, что за период более тридцати лет новой истории Афганистана в системе государственности дружественного нам афганского народа произошли огромные изменения. Афганское общество стало объектом проведения различных социальных опытов и создания различных моделей государственного устройства. Только в новейшее время в Афганистане произошла насильственная смена власти: монархический (1973 г.) республиканский (М.Дауда, 1978 г.), двух левых режимов (1979 г.), режимов моджахедов (1996 г.) и талибов (2001 г.), приход к власти Х.Карзая (2002-2014 гг.), формирование в стране правительства национального единства во главе с Ашрафом Гани Ахмадзаем (2014 г.). Одновременно усиливается роль афганского фактора в геополитике региона и геополитическом измерении безопасности Евразии.
В связи с этим, актуальность данного исследования определяется следующим обстоятельствами:
во-первых, со времени провозглашения независимости Пакистана и превращения этого государства в самостоятельный субъект международных отношений афганско-пакистанская граница протяженностью 2250 км служит предметом раздора между двумя странами;
во-вторых, в афганско-пакистанских отношениях вначале ХХI в. происходят определенные сдвиги. Они имеют важные значение при оценке перспектив развития международного сотрудничества между Афганистаном и Пакистаном. К тому же, Пакистан настолько ведет активную политику в отношении Афганистана, что "пакистанский фактор" пора признать самостоятельным фактором афганской политики;
в-третьих, развитие афганско-пакистанских отношений осложняется тем, что часть территории Пакистана выделяется самостоятельным, почти как исламский эмират, тем самым создается взрывоопасная обстановка в регионе. А руководство Пакистана пока еще не выбрало четкий курс по снижению напряженности в этом регионе. Поэтому решение многих проблем, в частности, пуштунской, отодвинуто далеко в будущее;
в-четвертых, проблема определения степени влияния территориальных споров на состояние двусторонних отношений в условиях глобализации в практике международных отношений приобретает всё большее значение;
Кроме того, в настоящее время ситуация в этой стране продолжает оставаться весьма сложной и запутанной. По-прежнему никто не может дать однозначную оценку тому, как в дальнейшем будет развиваться ситуация в Афганистане. Какой будет в будущем модель его внешнеполитической деятельности? На каких условиях будет формироваться новая внешняя политика Афганистана в целом и, в частности, в отношении Пакистана? В связи с изменениями в геополитике региона возможно ли прийти к консенсусу в решении пуштунского вопроса?
Значимость этих и других важных проблем, требующие теоретического и практического осмысления, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. В исторической науке комплексное исследование проблематики афганско-пакистанских отношений в начале ХХI века практически отсутствуют. Во многих работах, посвященных интересующей нас проблеме, главным образом рассматриваются некоторые исторические аспекты возникновения пуштунского вопроса и освещаются отдельные этапы становления афганско-пакистанских отношений. Исходя из вышеизложенных соображений, осуществлен выбор литературы.
При анализе вопроса, связанного с истоками пуштунской проблемы в общественно-политической жизни Афганистана весьма ценными оказались исследования известного русского историка афганиста И.М.Рейснера1. Он внес большой вклад в изучение пуштунского общества и проблемы возникновения «линии Дюранда». Необходимо отметить выдающиеся заслуги Ю.В.Ганковского в изучении истории внешней политики афганского государства и истории становления взаимоотношений Афганистана и Пакистана2. Его труды, по своей сути, являются первоосновой изучения истории становления и формирования внешней политики обоих государств. В историческом аспекте данный вопрос рассматривается в трудах В.М.Массона, В.А.Ромодина3, В.Г.Коргуна4 и др.
Проблемы возникновения и эволюция пуштунского вопроса в историческом контексте рассмотрены в диссертационных исследованиях: Э.Б.Сатцаева5, В.Б.Светозарова6 и другие.
1 Рейснер И.М. Независимый Афганистан. М.,1929; Его же, Афганистан. М., 1948; Его же. Развитие феодализма
и образование государства у афганцев. М., 1954.
2 Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы. М., 1958; Его же. Народы
Пакистана (Основные этапы этнической истории). М., 1964.
3 Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. М., 1982.
4 Коргун В.Г. История Афганистана. ХХ век. М., 2004.
5 Сатцаев Э.Б. Пуштунская проблема: история и современность: автореф. дис... канд. ист. наук. Орджоникидзе,
1988.
6 Светозаров В.Б. Буржуазные и мелкобуржуазные концепции общественного развития Афганистана в 60-е
годы ХХ века: автореф. дис…канд. ист. наук. М., 1972.
Другим важным аспектом, имеющим непосредственную связь с особенностью развития афганской государственности на современном этапе, являются этнополи-тические конфликты в этой стране. Этой проблеме посвящены: монография Ю.В.Босина1, фундаментальное исследование известного афгановеда А.А.Князева2, работы Ю.Н.Паничкина3, книга пакистанского журналиста А.Рашида4.
В годы существования СССР таджикские учёные внесли огромный вклад в изучение общественно-политической жизни Афганистана. После приобретения Таджикистаном независимости афгановедение продолжает активно развиваться, что объясняется, во-первых, культурно-исторической близостью Афганистана и Таджикистана, во-вторых, усилением роли афганского фактора в международных отношениях и, в-третьих, это отвечает национальным интересам Таджикистана. В РТ вопросами относительно Афганистана серьёзно занят ряд крупных исследователей, таких как Х.Назаров5, Л.Темирханов6, Ш.Имамов7, Р.Нуриддинов8, Р.Махмадшоев9, К.Искандаров,10 Х.Саидов11 и другие, труды которых представляют несомненный интерес.
В процессе работы над диссертацией были использованы статьи из сборников: «Афганистан: война и проблемы мира», «Мусульманские страны у границ СНГ», «Афганистан в начале XXI века», «Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 – июнь 2002 гг.)», «Страницы истории и историографии Индии и Афганистана», статья из журналов: «Беженцы», «Азия и Африка сегодня», «Refugees»; материалы, размещенные в Интернете за 2010-2015 гг.: «США планируют перекройку Ближнего Востока – от Ливии до Пакистана», «Миссия невыполнима. Афганистан надо разделить – американские стратеги», «Линия Дюранда»: 60 лет без мира», «Влияние «линии Дюранда» на ситуацию в Афганистане». Часть первая и вторая – «Американский проект «Аф-Пак» – противовес влиянию ШОС и ОДКБ», «Американский план «Б»: новая попытка расчленения ближневосточных государств», «Американцы занялись Пуштунистаном», « Пуштунистан: миф или реальность?» и другие.
При выяснении пуштунского вопроса и определении места и роли «линии Дю-ранда» в политической жизни афганского общества большую помощь оказали так -
1 Босин В. Афганистан: полиэтническое общество и государственная власть в историческом контексте. М., 2002.
2 Князев А.А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (ХIХ – ХХI вв.). Душанбе, 2004.
3 Паничкин Ю.Н. Образование Пакистана и пуштунский вопрос. М. 2005.
4 Ахмад Рашид. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. М., 2003.
5 Назаров Х. Социальные движения в Афганистане. – Душанбе, 1982; Его же. Маоми тоикон дар таърихи Аф-
гонистон (Место таджиков в истории Афганистана). Душанбе, 1998.
6 Темирханов Л. Восточные пуштуны. Основные проблемы новой истории. М., 1987.
7 Имамов Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине ХХ века. Душанбе, 2001.
8 Нуриддинов Р. Идейная борьба леводемократических и правоисламистских сил в Афганистане во второй по
ловине ХХ века. Душанбе, 2003.
9 Махмадшоев Р. История этнополитического развития таджиков Хорасана (Афганистана). Душанбе, 2009.
10 Искандаров К. Политические партии и движения Афганистана во второй половине ХХ века. Душанбе, 2004.
11 Саидов Х. Афганистан и Иран: параллели этнонационального развития. М.: Изд-во РАГС, 2011; Его же. Ма-
унстюарт Эльфинстоун – английский дипломат и политик: этнос, общество и власть в Афганистане. Душанбе,
2012; Саидов Х., Клёсов А. Евреи и пуштуны Афганистана. М., 2015.
же работы таких исследователей, как Акбар Ахмед1, Дж.Спейн2, Дж.Гриффитс3 и другие.
Вопросы состояния внешней политики афганского государства в различные этапы его развития рассмотрены в трудах Л.Пуллады4, В.Фрейзера-Тайтлера5, Дж.Тейта6, Э.Арнольда7, Б.Рубина8.
Следует отметить, что в настоящее время в Афганистане издана обширная литература по пуштунской проблеме, вопросы формирования «Большого Пуштуни-стана», по поискам эффективных путей в нормализации афгано-пакистанских отношений, по определению места и роли Пакистана во внешней политике Афганистана и др. В частности, можно указать на исследования таких современных афганских авторов, как Мухаммад Акрам Андешманд9, Абдулхамид Мубориз10, Гулом Мухаммад «Мухаммади»11, Азиз Ариянфар12, фундаментальное исследование аналитиков МИД ИГА по вопросу внешней политики современного Афганистана13 и др.
В Исламской Республики Пакистан функционируют несколько научно- исследовательских центров и организаций (Think Tank), такие как Institute of Regional Studies (IRS) – (Институт региональных исследований – Исламабад), Institute of Regional Studies (IRS) – (Институт региональных исследований, Пешавар), Institute of Policy Studies (IPS) – (Институт политических исследований), Social Policy and Development Centre – (Центр социальной политики и развития, Карачи) Center for Research and Security Studies – (Центр изучения и исследования безопасности), Pakistan Institute of International Affair – (Пакистанский институт международных дел), International Center for Religion and Diplomacy – (Международный центр религии и дипломатии, Карачи), Institute of Social and
1 Akbar Аhmad. Pakistan Society. Islam, Ethnicity and Leadership in South Asia. Karachi, 1986; Его же. Pukhtun
Economy and Society. London; Boston-Henley, 1980.
2 Spain J.W. The Pathan Borderland. – Karachi, 1985; The Way of Pathans. New York, 1973.
3 Griffiths J. Afghanistan: key to a continent. London, 1967.
4 Poullada Leon. Reform and rebellion in Afghanistan. King Amanulla's Failure to Modernize a Tribal Society, 1919-
1929. Ithaca and Lebanon, 1973.
5 Fraser-Tytler W.K. Afghanistan: A Study of Political Developments in Central and Southern Asia. – London, 1950;
1953; 1967.
6 Tate G.P. The Kingdom of Afghanistan. An historical Scetch. Bombay-Calcutta, 1911.
7 Anthony Arnold. Afghanistan's two-party communism: Parcham and Khalk. California, 1983.
8Rubin B.R. Afghanistan: The Fragmentation of a State and Chances for Reconstruction. Washington, 1989; Его же.
The Search for Peace in Afghanistan. From Buffer State to Failed State. New Haven, 1995; Его же. The Fragmentation
of Afghanistan: State Formation and Collapse in the International System. New Haven, 1995.
9 Мухаммад Акрам Андешманд. Мо ва Покистон (Мы и Пакистан). Кобул: изд. Майванд, 1386/ 2008. 576 с. ; Его же. Моно-
зиот-и Дюранд ва аклонияти сияси (Спор о Дюранде и политическое мышление). Кабул: изд. Сабоун, 1392/2014.
10 Абдулхамид Мубориз. Тахилил-и сиясати харичий-и Афганистан аз Ахмадшашах-и Дурани то Хомид Карзай
(Анализ внешней политики Афганистана от Ахмадшаха Дурани до Хамида Карзая). Кабул: изд. Саид,
1390/2012; Его же. «Хатт-е Дюранд» сархад-и байналмилали намебошад («Линия Дюранда» не является меж
дународной границей). Кабул: изд. Мустафо, 1392/2014.
11 Гулом Мухаммад «Мухаммади». Пуштунхохи – омили табохи-и Афгонистон (Пуштуноцентризм – основной фактор
ослабления Афганистана). Кабул: изд. Офок-пресс, 1388/2010; Его же. Ду суйи «хатт-и Дюранд»: ботлок-и тарих-и
муосир (Две стороны «линии Дюранда»: болото современной истории). Кабул: изд. Саид. 1389/2011.
12 Дюранд: поёни хат наздик мешавад («Дюранд»: конец тоннеля приближается) / сост. Азиз Ариянфар. Кабул:
изд. Майванд, 1389/2011.
13 Сиясат-е хариджи-йи Афганистан дар сепехр-и хамкориха-и минтака-йи (Внешняя политика Афганистана в контексте
регионального сотрудничество). Под редакцией Фарамурза Таманна. Т.1. Кабул: изд. МИД ИГА, 1392/2016.
Policy Sciences (ISAPS) – (Институт социальных и политических наук), занимающиеся изучением политических процессов Пакистана и стран региона.
Перечисленные научно-исследовательские центры и организации и их работы свидетельствуют, что данная проблема, наряду с другими вопросами, имеет огромное значение для своевременной оценки афганско-пакистанских отношений.
Отдавая должное широте и глубине, научным достоинствам этих трудов, следует подчеркнуть, что в ней ещё недостаточно исследованы все аспекты предложенной нами темы диссертационного исследования. Не стали предметом специального, комплексного научного изучения вопросы, связанные с афганско-пакистанскими отношениями в контексте пуштунской проблемы в начале ХХI века.
Источниковедческая база исследования. Всесторонний анализ проблемы пуштунов, «линии Дюранда», Пуштунистана и афганско-пакистанских межгосударственных связей в новейшее время, потребовали изучения широкого круга оригинальных первоисточников. Среди них особое место занимает фундаментальный труд известного афганского историка Файза Мухаммада Катиба (1862-1931) – «Сирадж ат-таварих» (Светильник истории), в третьем томе которого содержится информация о возникновении «линии Дюранда» и о внешней политике афганского государства. Сведения о периоде нахождения у власти Ама-нуллы-хана и его отношении к «линии Дюранда» можно обнаружить в другом его труде – «Нежаднама-йи афгон» (Генеалогия афганцев)1.
Богатый материал по рассматриваемой проблеме находится в работах афганских авторов 40-60 гг. ХХв., как Абдулхая Хабиби2, Кази Атаулла-хана3, Мир Мухаммада Сиддика Фарханга4 и другие.
Важными документами по изучению пуштунского вопроса во внешней политике Афганистана являются конституции 1923 , 1931, 1964, 1977 , 1987 и 2004 гг.5, статьи в которых по вышеназванным вопросам позволяют сделать вывод об основных направлениях внешнеполитической деятельности афганского руководства в тот или иной период.
Большое источниковедческое значение имеют политические программы общественных движений и объединений Афганистана. В этом плане хорошим источником оказались нижеследующие программы: Народно-демократической партии Афганистана (Демократическая программа «Хальк»); Программа Исламской партии Афганистана; Исламского общества Афганистана (Программа
1 Файз Мухаммад Катиб. Сирадж ат-таварих (Светильник истории). Кабул, 1331-1333 (1912-1915) (пер. на рус.
яз.). М., 1988; Его же. Нежаднама-йе афгон (Генеалогия афганцев) / введ., закл. и коммент. Хаджи Казема Язда-
ни, изд. Азизулла Рахими. Кум (Иран): Муассиса-йе матбуот-е исмаилиён, 2002(на перс. яз.).
2 Абдулхай Хабиби. Тарих-и мохтасар-и Афгонистон (Краткая история Афганистана). Т.1-2. Кабул, 1970 (на яз.
дари).
3 Кази Атаулла-хан. Де паштани тарих (История пуштунов). Т. 1-4. Кабул, 1946. Пешавар, 1947-1960 (на яз.
пушту).
4 Мир Мухаммад Сиддик Фарханг. Афганистан дар пандж карн-е ахир (Афганистан в последние пять веков).
Кум, 1992(на перс. яз.).
5 Конституции Афганистана. Кабул,1923, 1931, 1964, 1977 , 1987 и 2004 гг.
Исламского общества Афганистана)1. В этих партийных документах можно найти сведения о политике политических партий в отношении пуштунской проблемы.
Немаловажное значение в определении многих аспектов, связанных с проблемой возникновения пуштунского вопроса и внешней политикой Афганистана и Пакистана имеют ежеквартальные выпуски ООН – «United Nations. Population and vital statistics report2; справочники и энциклопедии: Брук С.И. «Население мира»3, «Народы мира: историко-этнографический справочник»4, «Демократическая Республика Афганистан»5, «Афганистан сегодня»6, «Энциклопедия дия Пакистана»7. С помощью вышеназванных энциклопедических материалов можно уточнить сведения из других источников по пуштунскому вопросу, внести некоторую ясность в отдельные аспекты афганско-пакистанских отношений.
Объект исследования. Политические процессы в Юго-Западной Азии, Афганистан и Пакистан в начале ХХI века и их взаимоотношения в условиях изменения геополитической ситуации в регионе и эволюции различных факторов, в частности, пуштунской проблемы предопределявших развитие Афганистана как субъекта международных отношений.
Предмет исследования – анализ динамики афганско-пакистанских отношений в начале ХХI века и определение степени влияния пуштунского вопроса на характер их взаимоотношений в условиях глобализации и формирования новой системы международных отношений.
Цель исследования. На основе изучения фактического материала выявить характер и содержание афганско-пакистанских отношений в начале ХХI века, определить степень влияния пуштунского вопроса на процесс формирования внешней политики Афганистана и Пакистана, исследовать основные узлы противоречий в данной области. Это позволит прояснить перспективы решения пуштунского вопроса и наметить возможные пути урегулирования территориальных споров в афганско-пакистанских отношениях в новых условиях.
Задачи исследования:
изучить состояние афганско-пакистанских отношений в ХХI в. и исторические причины возникновения пуштунской проблемы;
определить место и роль пуштунского вопроса в процессе формирования внешней политики Афганистана и Пакистана в условиях глобализации и геополитических изменений в регионе;
1 Программы политических партий: НДПА (Демократическая программа Халька). Кабул, 1985 (на яз.дари);
Исламская партия Афганистана (Программа Исламской партии Афганистана. Кабул, 1996 (на яз.дари);
Исламское общество Афганистана (Aims and Goals of Jamiat-e Islami Afghanistan). Пешевар, 1981.
2 United Nations. Population and vital statistics report. New York, 2003-2014.
3 Брук С.И. Население мира. М., 1986.
4Народы мира: историко-этнографический справочник. М., 1988. 5Демократическая Республика Афганистан. М., 1981.
6 Афганистан сегодня. Справочник. Душанбе, 1988.
7 Энциклопедия Пакистана / отв.ред. Ю.В.Ганковский. Ин-т востоковедения. М., 1998.
-рассмотреть международно-правовые принципы урегулирования территориальных споров и выявить дипломатические пути, средства и методы их разрешения;
-обозначить основные положения доктрины «Большого Пуштунистана» применительно к современности;
-проанализировать американские геополитические проекты «Аф-Пак» и «Большой Ближний Восток»;
-охарактеризовать перспективы развития афганско-пакистанских связей после формирования Правительства национального единства.
Теоретико-методологическая база исследования. В исследовании активно применялись системный подход и комплексный анализ социально-политических процессов в Афганистане и Пакистане, метод обобщения, позволяющие наиболее полно определить и раскрыть специфику афганско-пакистанских отношений в начале ХХIв.
Хронологические рамки исследования. Для выяснения современной ситуации в афганско-пакистанских отношениях и определения подходов к решению пуштунского вопроса требуется серьезный анализ международных и региональных процессов. В связи с событиями конца XX – начала ХХI в. и повышением роли афганского фактора в региональной геополитике, афганско-пакистанские связи получили дальнейшее развитие. Поэтому хронологические рамки работы охватывают период с конца XX – начала XXI вв.
Научная новизна. В настоящей работе на фоне существующих территориальных споров между Афганистаном и Пакистаном, дальнейшего развития идеи «Большого Пуштунистана» и возникновения новых американских проектов – «Большого Ближнего Востока» и «Аф-Пак» предпринята одна из первых попыток комплексного анализа афганско-пакистанских отношений в начале ХХI века. Все это позволяет выявить политико-правовые предпосылки формирования взаимоотношений между Афганистаном и Пакистаном и тем самым наметить перспективы решения пуштунского вопроса в новых условиях.
Положения, выносимые автором на защиту:
-
Влияние «этнического раздела» Афганистана и приобретения его государствообразующим этносом пуштунов статуса “разделённого народа” на состояние афганско-пакистанских межгосударственных связей. Проблемы соотношения этнического и государственного в афганском обществе как одна из предпосылок конфликтности во взаимоотношениях Афганистана и Пакистана. В чём проявляется «синдром неразделённых братьев» – Афганистана и Пакистана – в решении пуштунского вопроса? Каким видятся международно-правовые основы решения территориальных споров в афганско-пакистанских отношениях в связи с изменениями в мире?
-
Анализ особенностей внешней политики Афганистана и Пакистана показывает, что в развитии афганско-пакистанских связей необходимо учитывать соотношение современных глобализационных процессов, становление нового международного порядка в мире, роль и место афганского
фактора в геополитике региона и геополитическом измерении безопасности Евразии, а также американское присутствие в Афганистане.
3. Современное американское геополитическое проектирование «Большой
Пуштунистан» как новое условие радикального изменения ситуации в афганско-
пакистанских отношениях и эволюция во внешней политике Афганистана и Паки
стана;
4. Поиски новых подходов к укреплению афганско-пакистанских
отношений в связи с продолжающимся процессом формирования гражданского
общества в Афганистане как одна из ключевых задач правительства
национального единства, активно поддерживаемого США и странами-членами
Европейского Союза.
Практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании общественно-политических процессов в регионе, оценить современную ситуацию в афган-ско-пакистанских отношениях, прогнозировать тенденции развития афганско-пакистанских отношений в ХХI веке. Выводы и заключения диссертанта по основным проблемам внешней политики Афганистана и Пакистана также могут оказаться полезными в работе аналитических и территориальных подразделений МИД Республики Таджикистан, России и других заинтересованных таджикских и российских министерств и ведомств. На этой основе можно выработать соответствующую позицию по отношению к этим государствам [Афганистану и Пакистану].
Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при подготовке специалистов-востоковедов, историков и международников, а также при написании учебников и пособий по истории международных отношений, истории Афганистана и Пакистана.
Апробация исследования. Диссертация прошла обсуждение на расширенном заседании кафедры международных отношений, кафедры зарубежного регионоведения Таджикского национального университета (ТНУ) и кафедры истории и теории международных отношений Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ), была одобрена и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертационные работы были использованы в докладах на международных и республиканских научно-теоретических конференциях и круглых столах, прошедших в Душанбе, Кабуле и Тегеране, они были опубликованы в ряде статей, в том числе и в рецензируемых изданиях, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации. Структура работы продиктована общей концепцией, логикой, целью и задачами исследования. Диссертация содержит введение, три главы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Пуштунская проблема. Характер и содержание
В социально-политическом развитии афганского государства вопросы определения места и роли пуштунского общества представляют собой запутанный узел. Исследователи к анализу этого вопроса подходят по-разному, что связано с особенностью расселения племен и народностей на территории этой страны и с возникновением пуштунского сообщества. Кроме этого, неравномерное расселение и структура административно-территориального деления, образованная некоторыми режимами вопреки естественным реалиям для подрыва самостоятельности местных лидеров, негативно влияли на этот процесс. Это привело к тому, что кроме восточных приграничных зон, компактно населённных пуштунами, трудно найти этнически однородную провинцию в стране.
Большую роль в для формировании пуштунского сообщества также сыграло то, что территория страны оказалась своеобразными воротами в Индию и всё время служила перекрёстком миграций, военных вторжений и взаимодействий культур и религий. Можно сказать, что этим объясняется, кстати, наличие в Афганистане такого разнообразия народностей. Перемещение людей, по утверждению известного афганского историка Абдулхая Хабиби, просходило следующим образом: «Движение народов из Центральной Азии на территорию Индии, Ирана, Белуджистана и реже - в других направлениях. Ассирийцы, мидийцы, персы, греки, скифы, парфяне, кушаны, гунны, турки, арабы, монголы последовательно сменяли друг друга на этом пути. Одни этнические группы оставались и смешивались с местными народностями, другие шли дальше. Отсюда пестрота и мозаичность национального состава на селения, по которой в Передней Азии с Афганистаном может сравниться только Иран» .
Афганцы (пуштуны), как титульный этнос давшие своё название государству, оказались на территории этой страны позднее. С географической точки зрения, их историческая родина обозначается следующим образом: южная половина - река Харируд, запад - река Кунар, восток - доходила до Кабул, Гильменд, Тарнак, Аргандаб и в оазисах Газни-Кандагарского плато. считается их исторической родиной. В новое время происходит процесс их миграциии на север страны, однако на этой территории они не образуют национального большинства.
Как отмечает афганский языковед М.Ато «Язык пушту [или пашто] входит в восточно-иранскую подгруппу иранской группы языков и разделяется на два диалекта: северо-восточный (пахто) и юго-западный (пашто)» . Благодаря хорошему геополитическому расположению, они заняли доминирующее положение в Афганистане, оказавшее в будущем существенное влияние на всю политсистему страны.
Исследователи утверждают, что многие нюансы этого этноплеменного объединания до сих в рамках современной науки не изучены. Как отмечает известный исследователь А.Князев, «В отечественной историографии до сих пор отсутствуют обобщающие работы по этноструктуре афганских пуштунов» . Подобная ситуация привлекает интересы исследователей к изучению специфики пуштунских племен как в теоретическом, так и практическом плане.
Этническая раздробленность и политика пуштунизации усиливали этническую пестроту в стране. Всё это обусловило своеобразность этносистем в обществе. Можно вполне согласиться с российским исследователем Ю.П.Лалетиным, что к «Афганскому обществу вполне применим термин «комбинированное», или «сегментарное», когда сосуществуют различные типы социальных связей и действуют множество этнических, племенных, конфессиональных, профессиональных, политических и иных общностей» . И в этом обществе пуштуны как государствообразующий этнос играют ве-дующую роль.
Анализ этносоциальной характеристики пуштунов как социальной общности показывает, что важнейшим компонентом пуштунского общества выступает племя как форма социальной организации на основе кровнородственных связях в клановой системе
Существует и такой тезис, что племенная система в обществе - это признак слабости государства. В таком плохо развитом социальном обществе племена адаптируются к новым условиям, т.е. находят свое место в структуре общества и приобретают другие формы социального объединения. В частности, афганские племена до сих пор остаются военно-политическими объединениями, а семейно-родственные отношения между кланами определяяют-ся на основе общей легендарной генеалогии, которая одновременно выполняет функции элемента политической и идеологической надстройки. Можно утверждать, что племя как «универсальная социальная организация» у пуштунов практически регулирует все стороны общественной жизни, являясь наиболее удобной формой социальной организации и основной причиной сохранения традиционных институтов. Следует отметить, что в этих условиях территория не является базовой характеристикой племени.
В структуре племенного объединения пуштунов главное место занимают ханы. История пуштунов свидетельствует, что ханы при создании афганцами государства стали определять и властные отношения во всем социуме. О влиянии племенной организации пуштунов на политсистему страны свидетельствует и то, что высший орган власти в Афганистане - Лоя джирга -имеет своим прообразом джиргу племени.
Пуштунский вопрос во внешней политике Афганистана и Пакистана
Хроника афганско-пакистанских разногласий и конфликтов по проблемам Пуштунистана, приведенная таджикским афгановедом Х.Саидовым более реально отражает историю афганско-пакистанских отношений в новейшее время: «Нота Афганского государства в Британское посольство в отношении прав пуштунов на юг от «линии Дюранда» (13 января 1947 г.); подписание соглашения о присоединении к Пакистану пограничных северозападных племён (ноябрь 1947 г.); бомбардировка Пакистаном деревни Муг-лаги (Афганистан) и убийство 23 мирных жителей деревни (12 января 1949 г.); выступление Мухаммад Захир-шаха против нарушения прав пуштунов юга «линии Дюранда» во время открытия совета национального собрания Афганистана седьмого созыва (30 июня 1949 г.); Совет национального собрания Афганистана аннулирует соглашение Дюранда (26 июля 1949 г.); открытие национального собрания Пуштунистана в г.Тирах племени африди (август 1949 г.); объявление свободы Вазиристану Хаджи Али-ханом, Факи 1 Бурк СМ., Лоренс 3. Та рих-и равабит-и харидж-йи Покистон (История внешних отношений Пакистана). Тегеран, 1998. С.87. ром из Ипий, и захват части территории в северном Вазиристане (февраль 1950 г.); запрос сената Пакистана от Лаякат Али-хан - премьер-министра Пакистана по поводу «проблемы Пуштунистана» (9 января 1950 г.); восстание Мухаммад Аюб-хана Белуджа в Туба и провозглашение независимости южного Пуштунистана (Белуджистана, 23 сентября 1950 г.); объявление «Дня Пуштунистана» Советом Национального собрания Афганистана (22 сентября
1951 г.); о разрыве дипломатических отношений между Афганистаном и Пакистаном (3 мая 1955 г.); решение Национального собрания Афганистана относительно непризнания территории проживания пуштунов территорией Пакистана (14 ноября 1955 г.); арест Абдулгаффар-хана, руководителя Пуштунистана (апрель 1956 г.); заявление племён боджур и атман-хель против признания правительства Пакистана (сентябрь, 1957 г.); визит Н.С.Хрущева в Кабул и его поддержка позиции Афганистана по проблеме Пуштунистана (март 1960 г.); столкновение между пограничными племенами Афганистана и Пакистана (сентябрь 1960 г.); концентрация военных сил Афганистана на границе с Пакистаном (октябрь 1960 г.); выступление Мухаммад Захир-шаха в Лондоне против разделения Афганистана на части (декабрь 1961 г.); объявление Пуштунистана как одного из основных мотивов в политике правительства М.Дауда; письмо М.Дауда на имя Генсека ООН по поводу нарушения прав пуштунов в Пакистане (7 сентября 1974 г.) и др».
Необходимо отметить, что, несмотря на определённую эволюцию в социальной жизни пуштунов, в своем большинстве они придерживались архаичного образа жизни, свойственного пуштунам «зоны племён». Замедленное социально-экономическое развитие в значительной степени способствовало сохранению в пуштунской среде общинных и патриархальных (родоплемен-ных) пережитков. Это прежде всего связано с труднопроходимостью и изолированностью горных районов «зоны племен», через которые пролегают основные дороги и тропы из Пакистана на территорию Афганистана.
Хайдов Х.С. Афганистан-Иран: параллели этнонационального развития. М: Изд-во РАГС, 2010. С. 249-250. В этом контексте можно утверждать, что нравы и обычаи пуштунов зоны племён не претерпели каких-либо изменений. Своеобразный уклад их жизни наряду с установлениями ислама, нормами шариата регулируется обычным правом - «Пуштунвалай» (кодекс чести пуштуна).
Как отмечает Т.Г.Абаева, «Пуштунвалай включает целый ряд понятий: «намус» (обеспечение чести женщины, семьи, рода племени), «нынывата» (право давать убежище всем нуждающимся в защите), «малмастия» (гостеприимство), «бадаль» (кровная месть), «хунбаха» (цена крови), «марана» и «мурувват» (мужество, доблесть, геройство, великодушие), «худжра» (содержание общинного дома), «тигаиходыл» (условия прекращения вражды) и др. Исключительно важное место в социальной организации пуштунов зоны племён по обе стороны границы играет «джирга» и «марка» (совет старейшин)»1.
В религиозном отношении пуштуны «зоны племен» в своем большинстве исповедуют ислам суннитского толка. Исключение составляют племена тури, дзадран, джаджи, юсуфзаи, орокзаи, махмудзаи, африди, равнинные моманды, среди которых имеются приверженцы секты рошанитов и имаматов. Кроме того, среди пуштунов «зоны племен» по обе стороны границы встречаются последователи дервишеских орденов - ахмадия (кадирия) и ис-маилиты. На протяжении всей истории Афганистана пуштуны «зоны племен» играли значительную роль. Нередко их позиция оказывала решающее значение в вопросах внутренней и внешней политики страны. Это было в период трех англо-афганских войн и во время восстания Бачайи Сакао в 1928-1929 гг.
У пуштунов «зоны племен» выработоно своеобразноое психологическо-ое склада ума и характера, что сказалось на поведенческом характере приграничных пуштунов. Для пуштунов проживающие в эти зоны характерны свободолюбие и бесстрашие, твердость и воинственность, возбудимость и вспыльчивость, независимость суждения и необыкновенная привязанность, необычайно развитое патриотическое чувство к своему роду, племени. Одновременно им присущи слабые черты, среди которых следует назвать беспрекословную подчиняемость только своему родовому хану, малику, сардару и духовному лидеру. По этой причине «Лашкары трудно поддавались объединению в силу сложившихся междуплеменных неурядиц и конфликтов»1.
Как считает известний афгановед Ю.В.Ганковский, «...в наши дни существуют административно-территориальные единицы, население которых состоит из клана того или иного племени. В провинции Пактия, например, в середине 80-х гг. в границах 16 административных единиц [из 23] совпали с территориями расселения пуштунских племен и их кланов: уезд Джаджи (основное население - джаджи), уезд Тани (основное население - тани), уезды Важе-Джадран и Спера (основное население - джадран), уезд Мусса-хель (основное население - клан мусса-хель племени мангал); уезд Джанихель (основное население - клан джани-хель племени мангал) и др. В провинции Нангархар уезд Махмандара и волость Лалпур населены момандами, уезд Назиан - шинвари и т.д».2
Во второй половине XX века административное устройство Афганистана неоднократно пересматривалось и изменялось. До 1964 г. в южной части страны существовало шесть провинций, граничивших с Пакистаном (Нангархар, Пактия, Газни, Кандагар, Гиришк, Фарах). В настоящее время таких повинций уже восемь: Кунар, Нангархар, Пактия, Пактика, Забул, Кандагар, Гильменд и Нимруз. В полосу племен также включают провинции Лагман и Логар.
Проект «Большого Пуштунистана» как новое условие в формировании афганско-пакистанских отношений
В исторических науках дискуссия по поводу некоторых американских стратегических инициатив продолжается. Анализ комплексной стратегии "Аф-Пак", геополитического проектирования "Большой Ближний Восток" и его составной части - нового пуштунского проекта "Большой Пуштунистан", показывает, что афганско-пакистанские отношения развиваются на фоне современных глобальных процессов и внешних факторов. В конце XX - начале XXI в. мир сталкивается с процессом общемирового масштаба - глоба-лизацей. Можно утверждать, что это явление уже оказало неравнозначное влияние на различные аспекты общественно-политических процессов мирового сообщества. В настоящее время это аксиома: глобализация оказывает влияние на внешнюю политику государств практически во всех направлениях. Это имеет большое значение для принятия решений по вопросам внешней политики на национальном и транснациональном уровне. Глобализация как явление мирового масштаба имеет определенные последствия для многих политических игроков на международной арене: они могут менять свое поведение под влиянием эволюции новой системы международных отношений. Другими словами, социум в условиях глобальной и региональной нестабильности могжет меняться. Именно эти перетурбации привели к тому, что американские неоконсерваторы разработали новые геополитические доктрины в отношении Афганистана и Пакистана: это стратегия «Аф-Пак», проекты «Большой Ближний Восток» и «Большой Пуштунистан». «Аф-Пак» (англ. Af-Pak) - неологизм, используемый преимущественно в англоязычных внешнеполитических кругах и публицистике для обозначения Афганистана и Пакистана как единого театра военных действий. Этот термин был введён ад министрацией Обамы в отношении народов Афганистана и Пакистана, с целью обозначить единую политическую и военную ситуацию в регионе. Согласно содержанию данной доктрины, целью этой политики является ведение войны в этих странах против «Аль-Каиды» и «Талибана». Это политическое решение представляет собой переход от предыдущих методов восприятия Афганистана в качестве проблемы в борьбе с радикальным исламистским подпольем Пакистана.
Термин широко критикуется пакистанскими властями. Многие пакистанцы крайне негативно воспринимают то, что американцы ассоциируют их страну с нищим и разграбленным в ходе гражданской войны Афганистаном.
События последних лет свидетельствуют о том, что Вашингтон реализует в афганско-пакистанском пограничье новый пуштунский проект. Целью этого проекта - проведение радикального изменения в политическом статусе Пуштунистана.
Под давлением американцев стало возможным проведение нескольких мероприятий в Кабуле. В частности, в августе 2007 г. была проведена Большая джирга пуштунов, проживающих вдоль «линии Дюранда» в Афганистане и Пакистане. Идея проведения джирги была предложена американцами, пуштунские вожди продемонстрировали готовность рассмотреть «конструктивные предложения» Запада. Кабул, при непротивлении официального Исламабада, сыграл в той ситуации важную роль посредников между Вашингтоном и лидерами Пуштунистана.
Следует отметить, что лидеры двух пуштунских племен - вазири и ма-суди не принимали участия в джирге. Кроме того, ее проведение показало, что не все пуштуны поддерживают цели и задачи талибов.
Для реализации нового пуштунского проекта в октябре-ноябре 2007 г. была проведена крупнейшая войсковая операция пакистанской армии в Северном и Южном Вазиристане.
В разработке этой операции участвовали офицеры НАТО. Операция была проведена под давлением Белого дома, представители которого неодно кратно обвиняли Пакистан в пассивной борьбе с талибами и международными террористами. Кроме того, угроза эскалации массовых беспорядков в Пакистане в 2007 г. стала дополнительным поводом для президента Первеза Мушаррафа направить в Вазиристан вооруженные силы. Войсковая операция была проведена в тех провинциях Пуштунистана, в которых проживали племена вазири и масуди. Это стало причиной того, что в июле-августе 2007г. они отказались от переговоров с американцами.
В план, который был разработан специалистами Пентагона были включены следующие мероприятия: обучение вооруженных формирований пуштунских племен в Северном Пакистане с помощью американских военных инструкторов; оказание прямой финансовой помощи племенам; образование на территории племен специального Пограничного корпуса, личный состав котого должен был состоять из 85 тыс. «штыков».
Таким образом, новый американский пуштунский проект основывался на классическом принципе - «Разделяй и властвуй». По замыслу американцев, создание корпуса стало одной из форм привлечения безработного мужского населения «зоны племен». Разумеется, это был идеальный способ ожидаемого освоения местного «рынка рабочей силы», хотя процесс его формирования займет не один месяц, и даже не один год. Задача заключалась в том, чтобы при посредничестве племенных и клановых вождей, в состав Пограничного корпуса поэтапно включались всё новые и новые участники.
Создание Пограничного корпуса на территории, где население веками не испытывало серьезного влияния государства, может стать началом глубокого преобразования в зоне племен и будет одним из путей его модернизации. Возможно, это и есть как раз самое главное.
С точки зрения американских стратегов, создаваемый Пограничный корпус вполне способен стать тем политическим рычагом, с помощью которого и будет осуществляться «огосударствление» пуштунов зоны племён.
Перспективы развития афганско-пакистанских связей после прихода к власти в Афганистане Правительства национального единства
Главным остается пуштунский вопрос. Заинтересованность в решение этого вопроса понятна. Известно, что пуштунское общество всегда было и остается доминирующим фактором в развитии государственности в Афганистане. А пуштуноцентризм созданного афганскими племенами государства вплоть до 1978 г. в значительной мере обеспечивался и поддерживался, благодаря лояльности пуштунского общества (особенно племен восточного региона) по отношнию к правительству Кабула .
В связи с этим возникает вопрос: как пуштуны в нынешней ситуации относятся к вопросу о размежевании и национальном самоопределении. Нам представляется, что население пуштунских районов Пакистана не согласится на выход из состава и воссоединение с Афганистаном или на создание так называемого «Свободного Пуштунистан».
В афганско-пакистанских отношениях в начале XXI века важное место занимают экономические вопросы, в частности проект газопровода «Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия» (ТАЛИ), который поможет Афганистану перейти от геополитической конфронтации к конструктивной взаимозависимости .
Если удастся осуществить этот проект, Афганистан автоматически становится стратегическим транзитёром энергоресурсов и четыре разные страны, будут стремиться к улучшению взаимоотношений с Кабулом. А интенсификация торговых, транспортных и гуманитарных отношений может сделать регион более стабильным.
В начале XXI века большой интерес представляют возможности и резервы улучшения афганско-пакистанских отношений. Это, прежде всего, исто-рико-цивилизационная общность Афганистана и Пакистана как благоприят 1 Пластун В. Пуштуны и их роль в политической жизни // Азия и Африка сегодня. 1995. № 10. С. 51. ное условие в развитии их отношений. Нам представляется, что здесь будет однозначный ответ.
Несмотря на то, что между обеими странами существуют определенные разногласия, не следует забывать, что их связывает общая история. На наш взгляд, и в будущем у них будет много общего при условии, если и Афганистан, и Пакистан будут выражать готовность к укреплению двусторонних связей и решать все проблемы только мирным путем.
Следут отметить, что в начале XXI века большое значание в отношение двух государств приобрела народная дипломатия. Расширение роли народной дипломатии в афганско-пакистанских отношениях в настоящие время поможет достичь определенных успехов в нормализации отношений двух стран. Этому будет способствовать деятельности некоторых неправительственных организаций, в частности Ассоциации дружбы народов Афганистана и Пакистана. Следует отметить, что эта организация уже достигла некоторых успехов. Например, в оказании помощи беженцам, организации мероприятий по борьбе с бедностью в обществе, решении некоторых проблем в области безопасности и образования, в развитии экономического сотрудничества между Афганистаном и Пакистаном и т.д.
Таким образом, можно констатировать, что в афганско-пакистанских отношениях в начале XXI века происходят определенные сдвиги. Это обстоятельство нужно учитывать при оценке перспектив развития международного сотрудничества между Афганистаном и Пакистаном.
Следует отметить и такую особенность этого процесса: Пакистан оказался настолько втянут в афганские дела, что "пакистанский фактор" пора признать самостоятельным фактором афганской политики.
Тем самым начиная со времени провозглашения независимости Пакистана, афганско-пакистанская граница служит предметом раздора между правительствами двух стран. «При этом, - как отмечает известный российский афганист А.Ю.Умнов - нельзя забывать о национальном аспекте афганиста-но-пакистанских отношений» . Пакистан в конце 1991 г. устанавливает дипломатические отношения с новыми государствами (СНГ) Средней Азии: Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном. В этот период (1992-1993 гг.) Пакистану удается договориться с Узбекистаном о разделе «сферы влияния на Среднем Востоке». Сегодня уже известно, что в этом соглашении были определены обязанности двух государств в так называемой зоне "совместной ответственности". Так, Узбекистан был обязан контролировать «таджикский кризис», а функции по урегулированию афганского кризиса принадлежали Пакистану.
Как видно из приведенного анализа, в афганско-пакистанских отношениях в начале XXI в. произошли значительные изменения. Но при любом развитии ситуации приоритетным оставался пуштунский вопрос. Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы: пуштунская проблема, с нашей точки зрения, - это главная причина нестабильности в регионе. Несмотря на международные аспекты этого вопроса, решение которого связано с процессом национально-государственного определения. Хотя пуштуны и признаны государствообразующей нацией в Афганистане, а не на территории Пакистана, основная их часть оказалась в состоянии неопределённости