Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Девиации полоролевой идентичности мужчин с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната Авилов Александр Юрьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авилов Александр Юрьевич. Девиации полоролевой идентичности мужчин с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.04, 2021.- 226 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы по материалам литературных источников 15

1.1. Содержание понятия полоролевой идентичности и полового самоопределения .15

1.1.1. Становление понятия идентичности 15

1.1.2. Методологические подходы и принципы исследования полоролевой идентичности .21

1.1.3. Биологические и социальные детерминанты пола .29

1.2. Формирования девиаций полоролевой идентичности при нарушениях психического развития в условиях проживания в закрытых заведениях 39

1.2.1. Девиации полоролевой идентичности лиц с нарушениями психической деятельности и психического развития .39

1.2.2. Особенности проживания в специальных заведениях как фактор формирования девиаций полоролевой идентичности .49

1.3. Патопсихологическая характеристика лиц с умственной отсталостью, влияние патопсихологических особенностей лиц с умственной отсталостью на формирования полоролевой идентичности .55

1.3.1. Умственная отсталость: клинико-психологическая характеристика 55

1.3.2. Подходы к изучению умственной отсталости 62

1.3.3. Проблема интеграции лиц с умственной отсталостью, проживающих в специальных заведениях 66

1.3.4. Девиации полоролевой идентичности мужчин с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната 70

Глава 2. Объект, методы и процедура исследования .75

2.1. Характеристика испытуемых 75

2.2. Процедура исследования 77

2.3. Методы исследования 78

2.3.1. Метод наблюдения .78

2.3.2. Методы экспериментальной психодиагностики .79

2.3.3. Методы обработки данных 87

Глава 3. Психологическое исследование полоролевой идентичности мужчин с умственной отсталостью и мужчин без отклонений в развитии .89

3.1. Результаты исследования полоролевой идентичности методом наблюдения 89

3.2. Результаты исследования полоролевых особенностей доминантных побуждений и скрытых тенденций в структуре идентичности 111

3.3. Результаты исследования личностных акцентуаций .131

3.4. Результаты исследования полоролевой и возрастной идентичности .139

3.5. Результаты исследования проекции полоролевой идентичности в рисунке человека .142

3.6. Результаты исследования ориентации личности на гендерные роли .149

3.7. Результаты иерархического кластерного анализа полоролевой идентичности основной и контрольных групп .152

Выводы 158

Заключение .161

Список литературы .163

Приложения .182

Становление понятия идентичности

В настоящее время понятие идентичности активно развивается в философии, социологии, психологии и психопатологии. Предшественниками понятия идентичности выступают такие категории, как я-концепция, самосознание и самоопределение. Сегодня границы между ними и понятием идентичности достаточно размыты.

Единство жизненного опыта и внутренних переживаний как целостного уникального феномена - человеческого сознания - служило предметом исследования у авторов, принадлежавших к различным научным направлениям и школам.

Впервые внутренний мир человека предметом научной парадигмы исследования сделала философия экзистенциализма. Датский философ Серен Кьеркегор утверждал, что рациональное знание вторично, а первичным является индивидуальное отношение к существованию и вытекающие из этого отношения, поступки и действия. Он основывал свои философские взгляды на переживаниях человеком своего личного опыта, а сознание рассматривал как непрерывный, динамически формирующийся процесс. В своих трудах он первый предпочел ценностно-смысловым понятиям эмоционально окрашенные феномены. (С. Кьеркегор, 2019) (Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: Академический проект, 2019. - 364 с.).

Последователь экзистенциальной мысли Фридрих Ницше придерживался мнения, согласно которому самосознание как таковое проявляется чувством довольства своим положением, сочувствием счастью и страданию, чувством принадлежности к религии, земле, государству. Это формируемое средой низменное чувство противопоставляется безудержной силе человеческого инстинкта. (Ф. Ницше, 2020) (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. - СПБ.: Лениздад, 2020. - 256 с.). Несмотря на значительную противоречивость и непоследовательность ницшеанской модели сознания взгляды немецкого мыслителя сыграли определяющую роль философской мысли середины 20 века.

Так феноменология, опираясь на философию Ницше, сделала опыт познающего сознания, переживание осознания всего сущего и чувственный опыт единственной эмпирической реальностью. Пионер феноменологического направления немецкий философ Эдмунд Гуссерль утверждал, что говорить о бытии вне сознания абсурдно (Э. Гуссерль, 2018) (Гуссерль, Э. Идея феноменологии: Пять лекций / Э. Гуссерль. - СПБ.: ИЦ: «Гуманитарная академия», 2018. - 318 с.). Его последователь и ученик Мартин Хайдеггер формирует понятие Dasein, которое означает единство сознания и всех бытийных проявлений в мире каждого человека, включая поведение. (М. Хайдеггер, 2015) (Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Академический проект, 2015. - 460 с.).

Понятийный аппарат и принципы экзистенциализма и феноменологии применил в психопатологии Карл Ясперс. Он сформулировал понятие психического феномена, которое означает любое индивидуально целостное переживание человека. Феноменология в психопатологии решала задачи описания субъективных явлений больной душевной жизни. Сознание Ясперс описывал не как статичное состояние, а как динамический процесс становления, развития, развертывания. (К. Ясперс, 2020) (Ясперс К. Общая психопатология / Ясперс. - М.: Коллибри, 2020. - 1056 с.).

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в своих работах вплотную приблизился к современному понятию идентичности. Он размышлял о том, какую роль в развитии человеческого сознания играют идентификация с родителями и идентификации людей в массе (З. Фрейд, 2019) (Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 2019. - 416 с.).

Последователи Фрейда разрабатывали гипотезу о преимущественном влиянии не только древних, но и более поздних культурно-исторических факторов на формирование сознания человека (О. Фенихель, 2005; В. Франкл, 2018; Э. Фром 2017; К.Г. Юнг, 2019) (Фенихель, О. Психоаналитическая теория неврозов / О. Фенихель. - М.: Академический проект, 2005. - 845 с.; Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл. - М.: Альпина нон - фикшн, 2018. - 288 с.; Фром, Э. Бегство от свободы. – Э. Фром. –- М.: АСТ, 2017. - 288 с.; Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 2019. - 416 с.; Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К.Г. Юнг. - М.: АСТ, 2019. - 224 с.). В русле двух направлений - феноменологии и психоанализа - психиатр Людвиг Бинсвангер основал экзистенциональную психиатрию, направленную на глубинный, комплексный антропологический подход к психопатологическим проявлениям личности. (Л. Бинсвангер, 2005) (Бинсвангер, Л. Бытие в мире Избранные статьи / Л. Бинсвангер. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1999. - 336 с.).

Проблема идентичности стала центром исследовательской деятельности американского психоаналитика Э. Эриксона. Пересматривая классические психоаналитические модели психики, основанные на понимании сознания как некого индивидуального центра, сформированного под влиянием с одной стороны необузданных инстинктов, а с другой общественных запретов и морали со стороны социума, он сформулировал психологическое понятие «Я» - идентичность, как результат формирования сознания в его временной и социальной динамике. В понимании Эриксона, идентичность представляет собой субъективную целостность, способность человека ощущать себя самотождественным в разные возрастные периоды, при разных обстоятельствах. Идентичность, согласно Эриксону, включает в себя:

- чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям;

- чувство обретения адекватности и стабильного владения собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации;

- способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

При этом он отмечал, что идентичность формируется как совокупность групповых и индивидуальных процессов (Э. Эриксон, 1996) (Эриксон Э. Кризис идентичности / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 325 с.).

Вопрос о противопоставлении индивидуальной и групповой идентичности сразу стал полем психологических и социальных дискуссий. Социолог Tajfel H. представлял идентичность как некий социальный конструкт, на одном полюсе которого, в процессе межличностного взаимодействия индивидов, реализуется личностная идентичность, а на другом, сформированная взаимодействием людей как представителей определенных общностей идентичность социальная. В основе выбора, какая из них в данный момент будет реализована, лежит мотивация достижения личностью позитивной самооценки. (H. Tajfel., 1982) (Tajfel H. Social Identity, Intergroup relations. / H. Tajfel. Paris Cambridge, 1982. P. 380).

Сторонники когнитивной теории идентичности утверждали, что в ее основе лежит не мотивация, а сложные процессы идентификации с различными социальными группами. Идентификация со своей группой формирует личностную идентичность, а противопоставление своей и чужой групп социальную. (W. Doise, 1998) (Doise W. Social representations in personal identity / W. Doise // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y: Sage Publ., 1998. P. 13-25). Р. Мертон ввел в научный оборот понятие «референтная группа» - социальная группа, служащая социальным стандартом, системой отчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. (Р. Мертон, 2006) (Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М.: Хранитель, 2006. - 873 с.).

Умственная отсталость: клинико-психологическая характеристика

В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблематике умственной отсталости. Изучение умственной отсталости, прежде всего, связано с повышением толерантности к людям с ограниченными возможностями в современном обществе и необходимостью успешной социализации таких лиц (Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц, 2009; Р.М. Войтенко, 2002) (Амасьянц, Р.А., Амасьянц, Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М: - Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.; Войтенко, Р.М. Социальная психиатрия с основами медико-социальной реабилитации, пособие для врачей и психологов // Войтенко, Р.М. -СПБ.: ИКФ Фолиант, 2002. – 256 с.).

Многочисленными исследованиями установлено, что нарушение интеллекта влечет за собой ряд отклонений в развитии познавательных процессов, межличностных отношений, эмоциональной сферы, половой идентичности. (О.Е. Фрейеров, 1964; Е.Н. Денисова, 1998; В.В. Ковалев, 1979; A. Girynski, 1993) (Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении (дебильность) клиника и экспертиза / О.Е. Фрейеров. - М.: Медицина, 1964. - 224с.; Денисова, Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно – ролевых отношениях у умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания автореф. дис. …канд. психол. наук / Е.Н. Денисова. - М, 1998. – 24 с.; Ковалев, В.В. Пихиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. - 608 с.; Girynski, A. The problem of integration in respect of a social distance [Problem integracji w swietle dystansu spolecznego] / A. Girynski // Problemy Rehabilitacji Spoiecznej i Zawodowej 1993, vol. 4, P. 37-49).

Нарушение восприятия окружающей действительности и собственной идентичности свойственно лицам с умственной отсталостью, что существенно изменяет динамику взаимоотношений с другими людьми (R. Kurzban, M.R. Leary, 2001; R. Luckasson, D.L. Coulter, M.F. Snell, D.M. Spitalnick, J.A. Stark, 1992; A. Ostrowska, J.H. Park, J. Faulkner, M. Schaller, 2003) (Kurzban, R, Leary, M. R. Evolutionary origins of stigmatization: The functions of social exclusion / R. Kurzban, M.R. Leary // Psychological Bulletin, 2001, vol. 127(2), P. 187-208; Luckasson R., Coulter D. L., Snell M. F., Spitalnick D. M., Stark, J. A. Mental retardation: Definision, classification, and systems of supports (9th Edition) / R. Luckasson, D.L. Coulter, M.F. Snell, D.M. Spitalnick, J.A. Stark. Mental. AAMR Press. Washington, DC, 1992. 123 p.; Ostrowska, A. The integration of children in kindergarten and school [Integracja dzieci niepelnosprawnych w przedszkolu i szkole] / A. Ostrowska Instytut Filozofii i Socjologii PAN. Warszawa, 1994. 191 p.; Park J. H., Faulkner J., Schaller, M. Evolved disease-avoidance processes and contemporary anti-social behavior: Prejudicial attitudes and avoidance of people with physical disabilities / J.H. Park, J. Faulkner, M. Schaller // Journal of Nonverbal Behavior, 2003, vol. 27(2), P. 65-87).

До первой половины 19 века для обозначения интеллектуально неполноценных лиц использовался термин «идиотия». Идиотия представлялась как абсолютное нарушение функций разума или чувства. Полагали, что это одна из форм сумаcшествия, и ее причиной могут быть врожденные поражения головного мозга на почве пьянства, наркомании или умственного переутомления. Таким образом, смешивалось состояние врожденного и приобретенного слабоумия (Д.Н. Исаев, 2003) (Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев - СПБ.: Речь, 2003. - 384 с.).

Более глубокое изучение слабоумия выявило, что идиотия - не болезнь, а состояние, характеризующееся нарушением развития умственных способностей. Такой подход положил начало клиническому и психологическому изучению врожденного слабоумия (Э. Крепелин, 2009) (Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин - М.: Бином, 2009. -492 с.). Психические заболевания, в том числе и умственная отсталость, стали рассматриваться как наследственная предрасположенность, обусловленная эволюционным вырождением (дегенерацией) (B.A. Morel, 1857) (Morel, B.A. Traite des degenerescences de L Espece hymain. Atlas.: Libraire de L Academie impereale de medicine / B.A. Morel. Paris, 1857. p. 23).

Первым выделил умственную отсталость в особую нозологическую группу Крепелин Э. Его исследования показали, что при наиболее тяжелых формах заболевания, приобретенных после рождения в первые годы жизни, речь идет о последствиях патологии головного мозга, и это является состоянием психического недоразвития. Таким образом, было положено начало изучения умственной отсталости в контексте дизонтогенеза (Э. Крепелин, 2009) (Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин -М.: Бином, 2009. - 492 с.), и предложил термин «олигофрении» (малоумие).

Умственная отсталость по Э. Крепелину проявляется в когнитивной сфере, речи, моторике, социальном функционировании, способности к обучению и носит непрогредиентный характер (Э. Крепелин, 2009) (Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин - М.: Бином, 2009. - 492 с.). Однако, при отсутствии специального обучения, депривации, слабоумие может нарастать. На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств. Э. Крепелин один из первых описал подробную клиническую картину случаев умственной отсталости, со свойственными ей симптомами, тем самым определив дальнейшее изучение врожденного слабоумия с позиции ее этиологии, патогенеза и классификации.

Курт Шнайдер отмечал, что состояние слабоумия по-разному отражается на умственных способностях при различных болезнях, например, при пороках развития, обусловленных генетически, или при травмах головного мозга. Другими словами, умственное недоразвитие может интерпретироваться лишь как определенный тип патологии умственных способностей в зависимости от характеристики заболевания (К. Шнайдер, 1999) (Шнайдер К. Клиническая психопаталогия / К. Шнайдер. - М.: Сфера, 1999. - 310 с.).

Ряд авторов придерживались представлений, что и из многообразия состояний психического недоразвития, и из особенностей интеллектуальных нарушений можно выделить экзогенные (органические) и эндогенные (не органические) их типы, которые различаются не только по своему происхождению, но и по психическим особенностям. Так у лиц с экзогенным типом грубее нарушены восприятие и образования понятий, они хуже выполняют все невербальные задачи. В то же время они легко отвлекаемы, их поведение менее контролируемое, нарушенное, характеризующееся импульсивностью, агрессивностью, расторможенностью и гиперактивностью (М.С. Певзнер, 1959; L. Kanner, 1955) (Певзнер, М.С. Дети олигофрены / М.С. Певзнер. - М.: Медицина, 1959. - 459 с.; Kanner, L. Child Psychiatry / L. Kanner. N. Y, 1955. p. 203).

Установлено, что основная особенность человека с умственной отсталостью заключается в недоразвитии абстрактного мышления. Он считал, что понять своеобразие слабоумия означает, что надо исключить изолированное рассмотрение интеллекта и аффекта и признать их внутреннюю связь и единства.

Позже немецкий психиатр Kanner L. разделил людей с умственной отсталостью на три типа:

- «абсолютное слабоумие» - индивиды с «действительными» нарушениями познавательных, эмоциональных и конструктивно-волевых способностей. Их психическая неполноценность может быть признана во всех культурных условиях. Они не способны к независимому существованию.

- «относительное слабоумие» - люди, у которых психическая неполноценность определяется своеобразием культуры, т.е. их функциональный уровень психики напрямую зависит от требований жизни. Только высокие требования цивилизованного общества могли бы их признать интеллектуально неполноценными, а в условиях простого сельского труда они могли бы быть обычными тружениками, не отличающимися от других людей.

- «кажущееся слабоумие» - люди, которые по психометрическим тестам могут оцениваться иначе, чем в реальной жизни, в зависимости от обстоятельств. Эта систематика представляется наиболее гуманной и актуальной по отношению к современным представлениям об умственной отсталости и дает право оценивать в качестве умственной отсталости только глубокую, тяжелую и умеренную ее степени, а легкая степень умственной отсталости расценивается как находящаяся в границах нормы (L. Kanner, 1955) (Kanner, L. Child Psychiatry / L. Kanner. N. Y, 1955. p. 203).

Результаты исследования полоролевых особенностей доминантных побуждений и скрытых тенденций в структуре идентичности

Обработка и анализ данных производились с помощью статистических процедур корреляционного и кластерного анализа, а для учета достоверности различий между группами использовался t-критерий Стьюдента. В качестве стимульного материала для выявления указанных тенденций использовались изображения методики ТАТ.

В основной группе отмечалось значительное преобладание пониженного или даже мрачного фона повествования и негативного восприятия, по сравнению с контрольной группой №1. Различия статистически значимы (tst = 4,882; p = 0,00005). В основной группе и контрольной группе №2 различия минимальны и статистически не достоверны. Испытуемые контрольной группы №1 достоверно чаще оценивали картины положительно, чем испытуемые основной группы (tst = -2,935; p = 0,004) и контрольной группы №2 (tst = 2,458; p = 0,016). Картины воспринимались основной группой как грустные, печальные, "нехорошие".

Активно в повествования включались эпизоды потери, общих неудач, одиночества, плача и ругани. В сочетании с инфантилизмом и конкретностью мышления, значительная часть историй принимала своеобразный вид ипохондрических жалоб и монологов. Конец большинства историй, как правило, был грустный. Примером мрачного фона повествования может служить описание таблицы №4: «Это семейная пара: они очень бедные, и муж ее избивает, как говорится семейное насилие. Она бы хотела уйти, но не может, она его безумно любит. Она живет ради него, терпит его побои, слушает его крики, здесь видно ее отчаяние, рано или поздно ей надоест, и она будет счастлива без этих побоев, без этих оскорблений, он уже переполнил чашу терпения».

Испытуемые контрольной группы №1 воспринимали картинки с налетом некоторой эйфории, для них не актуален был опыт ссор, семейных неурядиц, любовных треугольников. Видимо это следствие того, что у испытуемых имелись положительные переживания прошлого и настоящего опыта проживания в родительской семье, а тематика любовных взаимоотношений, ссор, драк их в значительной степени не интересовала. Но в целом степень их вовлеченности в повествование беднее, чем у испытуемых основной группы.

В основной группе представляются интересными достоверные корреляционные связи положительного восприятия картин с гомосексуальными предпочтениями (r = 0,417), оценкой мужской внешности как привлекательной (r = 0,348) и отрицательные корреляционные связи с оценкой женской внешности как привлекательной (r = -0,431) и общения с противоположным полом (r = -0,404). Негативное восприятие картин положительно коррелирует с отрицательным выбором женских портретов (r = 0,349). Отрицательно коррелирует с отрицательным выбором мужских портретов (r = -0,349) по методике ВПР. Видимо такой результат является подтверждением отрицательного или безразличного отношения к женской внешности.

1 Положительное восприятие картин эпилептоидная акцентуация по методике ПДО, 3 - отрицательный выбор мужских портретов, 4 - общая фемининность по методике ВПР.

В контрольной группе №1 положительное восприятие картин имеет отрицательные корреляционные связи с лабильной акцентуацией (г = -0,356) и астено - невротической акцентуацией (г = -0,374). Негативное восприятие картинок имеет отрицательные корреляционные связи с гипертимностью (г = -0,439) и положительные с циклоидностью (г = 0,443) и лабильностью (г = 0,392). Такие данные могут быть связаны с состоянием здоровья и характерологическими особенностями и представляются менее зависимыми от среды интерната.

Аффективный фон повествования заметно преобладал над перцептивными тенденциями у испытуемых основной группы по сравнению с контрольной группой №1 (tst = 3, 771; p = 0,0001). В контрольной группе №2 и в основной группе различия были минимальны и статистически не достоверны, тогда как в контрольной группе №1 и в группе №2 различия статистически значимы (tst = -4,660; p = 0,00001). Такие результаты свидетельствуют о том, что испытуемые основной группы по эмоциональному компоненту приближаются к норме, тогда как испытуемые контрольной группы №1 значительно отстают. В большинстве случаев придуманные истории основной группы носили вид чувственных рассуждений. Охотно описывались эмоции героев: страдания, любовь или радость. Характерно, что, останавливаясь на каком-то отдельном элементе рисунка, часть испытуемых уходила от восприятия изображения, вступая в длительные и информативные рассуждения о себе, о близких, о любви и дружбе. Сюжетно-смысловая линия в историях была вторичной, однако сюжет практически везде был очерчен. Стоит отметить, что чем выше уровень повествования и когнитивные и эмоциональные способности испытуемого, тем более полно в эмоциональный фон включался перцептивный компонент. Перцептивное толкование картин в основной и контрольной группе №1 статистически значимых различий не выявило. В контрольной группе №2 перцептивное толкование значительно преобладало над основной группой (tst = - 3,906; p = 0,0001) и контрольной группой №1 (tst = -4,539; t = 0,0002).

В основной группе испытуемые достоверно чаще идентифицировали себя с героем противоположного пола. Различия статистически значимы как при сравнении с контрольной группой №1 (tst = 6,703; p = 0,000), так и с контрольной группой №2 (tst = 6,556; p = 0,000). Испытуемые основной группы охотно описывали чувства и мотивы женщин, в том числе и любовные. Часть историй испытуемых включали в себя диалог мужчины и женщины (говоря за женщину, испытуемые жеманно и чувственно жестикулировали, меняя тембр голоса на более высокий). У исследуемых основной группы (все являются гомосексуалами) наблюдался интересный феномен: они вели повествование от лица женщин, чувственно и долго говорили о любви женщины к мужчине, описывая ее чувства к нему, а внешность (красоту) – у мужчин. Идентификация с противоположным полом имела место и в описании быта, и в сопереживании. При этом в повествовании были актуальные для испытуемого переживания измены или влюбленности. Примером идентификации по полу может служить следующее описание таблицы №4: «Можно я свое буду личное рассказывать. Я хочу сказать, что в этой девушке столько боли, столько страдания от того она страдает, от того что ее бросили, от нее ушел человек и его нет. Она хочет его вернуть и держит руку на двери, еще мгновения и он может вернуться еще не все потерянно, но само состояние говорит, а что я теперь буду делать? Она отдала человеку всю свою жизнь, а он ее взял и предал». H. Murrау отмечал, что стойкая и выраженная идентификация с противоположным полом является признаком гомоэротических тенденций (H. Murrау, 1943) (Murrау, Н. Thematic Apperception Test Manual / H. Murrау H. Cambridge, 1943. 68 p.). Е.Т. Соколова наблюдала по результатам ТАТ спутанную, плавающую идентификацию то с мужским, то с женским персонажем у лиц с транссексуализмом. (Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, 1995) (Соколова, Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. - М.: SvR-Аргус, 1995. - 359 с.).

Результаты иерархического кластерного анализа полоролевой идентичности основной и контрольных групп

Проведенный нами кластерный анализ позволил выделить следующие объединения однородных элементов. В основной группе на диаграмме (рис. 29) четко выделяется кластер, включающий пункты 58 – 71 – 86 (асексуальность – безразличное отношение к внешности – безразличие в одежде). Данный кластер объединяет признаки отсутствия эротической и эстетической составляющей полоролевой идентичности, изолированные от кластера объединяющего проявления сексуальности.

Кластер 57 – 64 – 65 - 59 (сексуальная разборчивость – чувствительность к внешности - восприятие мужской внешности как привлекательной – гомосексуальные предпочтения). Данный кластер составляет основу сексуального поведения мужчин основной группы, которое сформировано по гомосексуальному типу, и говорит в пользу истинности и избирательности гомосексуального влечения, которое основано на внешней симпатии к мужчинам и в целом к эстетическим моментам внешности. Видимо, основу подобной констелляции составляет гомосексуальность, выражаемая через особый тип восприятия, и одна из специфических сторон исследуемой нами формы дизонтогенеза.

Кластер 62 – 87 – 88 (эксгибиционизм – гомосексуализм с положительной окраской – сексуальная расторможенность) также характеризует сексуальную сферу. Данный кластер подтверждает выдвинутое нами предположение по результатам других методик о связи эксгибиционизма, как одной из значительных составляющих фемининных проявлений в сексуальном поведении, и гомосексуальных тенденций у мужчин. О связи сексуальных проявлений с агрессивными тенденциями говорит кластер 99-103 (наличие тем убийства – наличие сексуальных мотивов).

Кластер 110 – 94 - 75 (манерность и чувствительность в общении – активная позиция женского персонажа - идентификация с героем противоположного пола) характеризует единство фемининных поведенческих проявлений и гендерных аспектов скрытых тенденций по результатам ТАТ, что свидетельствует о глубине фемининной составляющей гендерной идентичности, являющейся не только паттерном поведения, но и основой самосознания исследуемой группы.

Кластер 77 – 78 – 100 (негативное отношение к противоположному полу – безразличное отношение к противоположному полу – искажение пола персонажа по результатам ТАТ) показывает, что ошибки идентификации или плавающая идентификация по результатам ТАТ, являющаяся одним из признаков гомосексуальных и транссексуальных тенденций (А.Ю. Авилов, 2017) (Авилов, А.Ю. Применение тематического апперцептивного теста (ТАТ) в исследовании гендерной идентичности мужчин с умственной отсталостью / А.Ю. Авилов // Проблемы современного педагогического образования. - – Ялта.: РИО ГПА, 2017. -№55. С. 286-299), проявляется и в сфере отношений с противоположным полом в виде неприязни. Женщины не становятся для исследуемой группы привлекательными, так как выступают компонентом некоторой рутины и повседневности, тогда как мужчины для них интересны как объекты романтической дружбы и как объекты сексуального влечения Похожие данные мы получили по результатам наблюдения в парадоксальной связи общей фемининности в поведении и мизогинии.

В контрольной группе №1 мы выделили следующие грозди признаков (рисунок 29). Сексуальную сферу группы характеризует кластер 48 – 60 - 111 (неустойчивая акцентуация – гетеросексуальные предпочтения – агрессивность мужского персонажа), что является нормативным паттерном. При сексуальной заинтересованности испытуемые более активны, их поведение носит более гибкий характер, а сексуальная сфера во многом ассоциируется с агрессией как образцом мужского поведения.

Также сферу сексуальной идентичности характеризует кластер 107 – 57 – 61 (наличие родительских фигур – сексуальная разборчивость - наличие постоянного партнера), что говорит о более зрелой идентичности контрольной группы №1, которая идентифицирует сексуальную сферу с ценностями семьи, которая, по-видимому, является не только вариантом гетеросексуальной нормы, но, в значительной степени, и базой ее формирования у ребенка.

Кластер 64 – 66 – 79 (общая чувствительность к внешности – оценка женской внешности как привлекательной – положительное отношение к персоналу женщинам) также подтверждает предположение о сексуальной нормативности группы.

Кластер 46 – 53 (эпилептоидность – маскулинность) объединяет маскулинные стереотипы, присущие эпилептоидной акцентуации. Связь эпилептоидности и маскулинности подробно проанализированы в разделе 3.4.

В контрольной группе №2 нами были выделены следующие объединения признаков.

Кластер 77 – 78 (наличие родительских фигур – наличие тематики семьи и детей) говорит о несомненном генетическом единстве и преемственности системы ценностей, основанных на личном опыте и зрелой идентичности контрольной группы №2.

Кластер 61 – 63 – 79 (аффективное толкование картин – идентификация с героем своего пола – активная позиция мужского персонажа по ТАТ) характеризует сферу идентичности мужчин контрольной группы №2, которая соответствует их реальной половой принадлежности, где наблюдается единство и взаимообусловленность аффективной и поведенческой сферы.

Кластер 80 – 82 – 60 (активная позиция женского персонажа – агрессивная позиция женского персонажа – негативное восприятие картин) характеризует значимость маскулинной идентичности для испытуемых. Активность и агрессивность, как характеристика женщин, воспринимается отрицательно, что несомненно отражает систему традиционных взглядов на распределение социальных ролей в аспектах пола.

Кластер 59 – 73 (наличие тем секса – положительное восприятие картин) характеризует сексуальную сферу испытуемых как положительный паттерн эмоционального оценивания.

Кластер 74 – 66 – 5 (сексуальная агрессия - наличие алкоголя и наркотиков – общее кратное от выбора женских портретов) отображает аспекты гедонизма и грубости, свойственные части маскулинной нормы.

Кластер 43 – 54 (сензитивность – фемининность) – по-видимому, в противовес предыдущему кластеру, отображает эмоциональную и перцептивную чувствительность как доминирующие факторы соответствующей акцентуации у части основной и контрольной группы №1. Наличие подобных качеств действительно соответствует реальной дисперсии указанных признаков в нормативной мужской популяции, не препятствующих осуществлению своей половой идентификации.