Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые технологии решения тестовых задач на базе биотехнической измерительно-вычислительной системы Савчков, Андрей Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савчков, Андрей Владимирович. Игровые технологии решения тестовых задач на базе биотехнической измерительно-вычислительной системы : автореферат дис. ... кандидата технических наук : 05.13.09 / Санкт-Петербургский гос. электротехнич. ун-т.- Санкт-Петербург, 1997.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/17-7

Введение к работе

Актуальность темы. Современный зтап научно-технического ізвития характеризуется широким внедрением автоматизирован-к систем для изучения, контроля и управления параметрами стояния человека з таких сферах деятельности как здраво-ранение, образование, спорт, производство, транспорт и п. Значительная часть этих систем может быть отнесена к ассу биотехнических систем с тестовыми воздействиями на ъект исследования. Процесс автоматизации неразрывно связан необходимостью разработки новых методов и средств проведе-я исследований, которые, опираясь на ресурсы, предостав-емые техническим звеном, позволяли бы повысить эффектив-сть решения указанных задач.

Наблюдаемый в последнее время всплеск интереса к компью-ризации психологических, офтальмологических и других ис-эдрваний, основанных на методологии тестирования, выявил цествование серьезной проблемы на этом пути. Существует определенность в принципиальных подходах к организации :тового процесса в условиях применения технических гдств, в частности, путях адаптации существующих тестовых гадик к условиям автоматизированного эксперимента, распре-іении функциональной нагрузки между человеком и техниче-1м звеном, выработки оптимальной модели стимульных воздей-іий и др. Наиболее ярко данная проблема видна в области іаратно-программного обеспечения психодиагностического на-ічения, где, наряду с серьезными исследовательскими паке-и, появилось значительное число поделок, по сути являюся результатом механистического переноса различных лсихо-ических тестов, как правило, в оригинале реализованных в ме "бланковых методик, на базу ЭВМ. При этом не учитывают-такие вопросы как необходимость ревалидизации, адаптации трукции, уточнение интерпретации результатов и т.д. Существует еще одна проблема, порожденная включением пыотера в тестовую процедуру, и она связана с необходимо-ю поиска наилучшей организации процесса взаимодействия ытуемого и технических средств, посредством которых осу-твляется эксперимент. Процесс тестирования требует опре-

правило, величина этих усилии зависит от важности резуль/ тов тестирования для дальнейшей жизни испытуемого. Для по; шения качества тестирования целесоооразно минимизиров; влияние самого исследовательского процесса на получаемые і зультаты. Для этого можно использовать занимательную оргаї зацию тестовой методики, работая с которой, испытуемый ощущает, что подвергается исследованию.

Многочисленные исследования показали существование части испытуемых определенного, "психологического барьері обусловленного необходимостью общения с компьютерной ТЄХ! кой. Решение проблемы оптимизации взаимодействия в ходе ті тирования видится за счет привлечения возможностей, свой венных такому феномену компьютерного мира как компьютер! игры. Тестовые . методики, реализукщие _ игровую форму, взаи действия испытуемого со стимульным - материалом, позвол: расширить сферу применения тестирования и, помимо диагнос ческих задач, использовать тесты-задания в качестве ос» для организации процедур (упражнений) .тренировочного,. о< чающего, релаксационного характера и др.

Цель исследований, проводимых в диссертационной рабо состоит в разработке методоз структурно-функционального а лиза и принципов построения аппаратно-программного обеспе ния биотехнической измерительно-вычислительной сист (БТИВС) с игровой технологией решения тестовых за (ИТРТЗ), основанных на активно-манипуляторном методе упр ления тестовым сюжетным изображением (БТШС ИТРТЗ) .

Исходным положением данных тестовых мероприятий являє использование игровой формы взаимоотношений участников т тового процесса, включая взаимодействие как испытуемогс техническим звеном, так и, при групповом тестировании, вз модействие между испытуемыми. В основе применения игро технологии решения тестовых задач лежат специально скон руированные тестовые методики, имеюице для испытуем (группы испытуемых) форму игры с компьютером, и/или поср ством компьютера с другим испытуемым (испытуемыми). Основ средством общения при этом выступает активно-манипулятор

дачи.

Основными задачами являются:

1. Анализ возможностей применения тестовых методик, ос-
ванных на ИТРТЗ. Создание формализованной модели тестового
оцесса, пригодного не только для диагностики, но и трени-
вки, обучения и других подобных процедур.

2. Разработка модели игрового взаимодействия участников
ютового эксперимента.

3.Разработка принципов формального описания деятельности тытуемого, инвариантного для методического и игрового кон-хстов, и- способов управления игровой деятельностью ислы-

ІМОГО.

  1. Исследование структуры, принципов построения и функ-энирования игровой среды для проведения тестирования. Раз-эотка информаиионно-структурной модели системы игровых іимодействий в ВТИВС ИТРТЗ.

  2. Проведение прикладных и экспериментальных исследова-і выдвинутых в работе теоретических положений.

Методы исследований. Методологической основой диссерта-г является системный подход к проектированию информацион-измерительных и биотехнических систем, теория синтеза (технических систем, методы математического моделирования системного анализа .в медико-биологических исследованиях, >рия систем автоматизированной психологической диагности-

развивающих тренажно-моделирующих комплексов, средств рекции физических дефектов.

Научная новизна диссертации определяется, решением по-вленной научно-технической задачи, заключающейся в разра-ке методов и средств проведения тестовых исследований че-ека на основе игровой технологии решения тестовых задач.

. Основные научные результаты работы составляют:

1. Методология построения тестовых систем на основе при-ения интерактивных игровых технологий решения тестовых ач с использованием активно-манипулятсрного метода оценки кций и специально сформированного тестового сюжетного

И Т.П.

  1. Формальная модель автоматизирсзанного тестового следования, основаны->го на ИТРТЗ, базовым положением кото является организация взаимодействия испытуемого и техни ского звена в форме специально сконструированной компыот ной игры с сюжетным изображением , и активно-манипулятор методом управления содер-:<анием скжета.

  2. Способ описания системы игрового взаимодействия в де тестирования как совокупности связей, возникающих ме играющими сторонами при реализации деятельности по реше тестовых задач, и универсальные формальные .модели игре среды.

  3. Математические модели оценки качества игровой л тельности испытуемого для формирования заключения о резу татах выполнения подготовительного этапа тестирования и щей оценки результатов эксперимента.

  1. Математические ' модели оценки игровой . насыщение тестовой методики в играх с внешней мотивацией деятельно испытуемого, не имеющей непосредственной содержательной с зи с решаемой исследовательской задачей.

  2. Принципы организации игровой' среды для проведе тестирования, включая вопросы поэтапного информационного сыщения тестового сюжетного изображения с независимо упр ляемьми параметрами, конструирования и адаптации игрої сценария, визуализации текущей игровой 'ситуации, ввода манд испытуемого, визуального отображения тестово-игрс ситуации.

7. Модификация активно-манилуляторного_метода для выг
нения тестовых заданий и регистрации ответной реакции ис
туемого в ходе реализации игровой деятельности, испытуемс
обеспечивающей коррекционно-ортопедические исследования.

Практическую ценность работы составляют:

1. Классификация вариантов игрового взаимодействия і

стников тестового исследования и соответствующие ичформа

онно-структурные модели.

пленительно к игровой форме организации" тестовой процеду-

3. Алгоритмы оценки качества игровой деятельности испы-
змого и формирования заключения о результатах выполнения
їготовительного этапа тестирования. Формулы для расчета
ювых коэффициентов тестовой методики с внешней мотивацией
стельности испытуемого. Алгоритм формирования визуального
збражёния тестовых игровых ситуаций.

4. Методики и программы для автоматизированного комллек-
позволяющего в процессе игры испытуемого с компьютером

тцествлять как психодиагностические исследования, так и ледоаатёльские и коррекционные мероприятия в ортопедии и .тезировании.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Методология построения тестовых систем на основе при-ения интерактивных игровых технологий решения тестовых ач с использованием активно-манипуляторного метода оценки кций и специально сформированного тестового сюжетного бражения, позволяющих решать разнообразные исследователь-е задачи: диагностики, обучения, тренировки, реабилитации .п.

  2. Методика поэтапного информационного насыщения тесто-э сюжетного изображения, позволяющая за счет неэависимо-

управления параметрами изображения извлекать информацию еспонденте по принимаемым им решениям об изменении тесто-:> сюжета.

Реализация работы. Результаты работы внедрены в научно-тедовательскую деятельность Санкт-Петербургского научно-тедовательского института протезирования им. проф. .Альбрехта, в научно-исследовательскую практику Санкт-грбургского Государственного электротехнического универ-;та им. В.И.Ульянова (Ленина), в учебный процесс СПбГЭТУ.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной >ты обсувдались на международных и всероссийских конфесіях "Диагностика, информатика, метрология", 1994, 1995, '> гг. (Санкт-Петербург); "Курорты, экология, бизнес",

обеспечение в больницах России", 1994 г. (Санкт-Петербуї "Измерительно-информационные технологии в охране здор< MetroMed-95", 1995 г. (Санкт-Петербург); "Информационны кибернетические системы управления и их элементы" 1995 (Уфа); на международном конгрессе мЧеловек и его здорої 1996 г. (Санкт-Петербург); на международном семиї "Инновации в здравоохранении", 1996 г. (Санкт-Петербург), конференциях профессорско-преподавательского состава СПб: (1995-1997 гг.). Выводы и рекомендации по проведенным те> тическим исследованиям подтверждены данными приемо-сдато испытаний разработанных средств.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 2 статі 10 тезисов докладов, получено 1 свидетельство (приоритет заявке на патент N96122725.

Структура и объем работы. Работа состоит из введе пяти глав с выводами, заключения, списка литературы, в чающего 60 наименований и трех приложений. Основная ч работы изложена на 149 страницах машинописного текста. Е та содержит 55 рисунков и 6 таблиц.