Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы игрового имитационного моделирования экономических систем Ефимов, Владимир Максович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефимов, Владимир Максович. Проблемы игрового имитационного моделирования экономических систем : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.13 / АН СССР. Центр. экон.-мат. ин-т.- Москва, 1989.- 36 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-9/1283-x

Введение к работе

Актуальность. Перестройка управления экономикой с целью су-іественного повышения эффективности работы различных ее звеньев емыслема без глубоких научных исследований. Глубина этих иссле-ований во многом определяется тем инструментарием, которым рас-олагают ученые. Инструментарий экономической науки за последние есятиления существенно пополнился, однако попрежнему несравненно енее развит, чем в таких развитых естественных науках, как физи-а, химия, биология.

Особенно это относится к инструментарию проведения экспери-ентальных исследований. Практика преобразований в области управле-ия экономикой требует проведения экспериментов и они проводятся, о фактически все они являются натурными, а не лабораторными, .е. связаны с реальным функционированием реальных экономических бъектов. При этом трудно, а подчас и невозможно обеспечить чис-оту этих экспериментов из-за невозможности изолировать объект т окружающей среды. Натурные эксперименты занимают годы, а ост-ота реальных проблем требует их быстрого разрешения. Кроме того, атурные эксперименты по отработке радикальных преобразований, а менно таких преобразований и требует жизнь, могут таить в себе кономическую, социальную и политическую опасности.

В естествознании метод лабораторного экспериментирования же давно стал основным методом экспериментальных исследований, нстументарий лабораторных исследований в естествознании стал пожен и дорогостоящ. Достаточно упомянуть синхрофазотрон для кспериментальных исследований в физике.

Представляется, что инструментальной базой для проведения ла-эраторных экспериментов в экономике должны стать имитационные гры. Лабораторные экономические эксперименты могут использовать-я для исследования, проектирования, цринятия решений и обучения, ктуальность каждого из этих направлений применения имитационных гр чрезвычайно высока.

Собственно исследовательские лабораторные экономические экс-эрименты позволяют обосновывать и корректировать теоретические редставления об исследуемом классе объектов, как проверять оп-эделенные гипотезы, так и генерировать новые.

Имитационные игры являются мощным инструментом проектирова-

ния систем организационного управления. С их помощью удается улучшить качество такого проектирования и сократить время на разработку и внедрение проектов.

Применение имитационных игр для принятия решений позволяет углубить всесторонний анализ рассматриваемых альтернатив, а также породить новые альтернативы. Игровая имитационная модель позволяет прослеживать последствия каждой из альтернатив с учетом организационно-правового и социально-психологического аспекте.

Наконец, учебные имитационные игры, которые часто называют деловыми играми, служат методом активизации процесса обучения. Преимуществом этого метода, по сравнению с другими методами активного обучения, является то, что обучающемуся предоставляется возможность "прожить" в изучаемой системе, приняв на себя роль того или иного должностного лица.

В настоящее время значение применения учебных имитационных игр резко возрастает в связи с необходимостью существенных изменений в области экономического образования, трансформации экономического мышления как руководителей, так и рядовых работников. С помощью имитационных игр можно добиться качественного освоения обучающимся новых методов хозяйствования и привития им нового экономического мышления.

Для построения и применения имитационных игр во всех этих областях необходимы теория и методика игравовго имитационного моделирования. В зависимости от того, как решается проблема выяснения природы и структуры имитационной игры, по разному строются процессы ее разработки и эксплуатации. Если эта проблема будет решена неверно или некомплексно, то ожидать успеха от применения имитационных игр не приходится, откуда и следует актуальность предложенной в диссертации теории игрового имитационного моделирования.

Разработка имитационной игры, как правило, является ресурсоемким процессом. Технологизация этого процесса приводит к улучшению качества моделей и понижению затрат на их разработку. В диссертации предложена экономная технология построения имитационных игр, как часть методики игрового имитационного моделирования. Наличие такой технологии является весьма ак<-

_ з -

туальным, т.к. построение игр становится массовым.

Актуальность предложенных в диссертации конкретных имитационных игр вытекает из нужд практики радикальной экономической реформы, проводимой в нашей стране. Эти игры могут быть использованы как для исследования и проектирования, так и для обучения.

Цели работы: разработать методологию (теоретические и методические основы) игрового имитационного моделирования;

построить две имитационные игры из разных классов Содна-ручная, свободная модель предприятия, другая - компьютерная, жесткая модель народного хозяйства), воплотившие в себе предложенную методологию, и используемые как устройства для проведения лабораторных экспериментов в области управления народным хозяйством и его звеньями;

реставрировать советский опыт по построению имитационных игр 30-х годов путем создания современного аналога одной из наиболее развитых игр того времени. Этим обеспечивается доступность этого опыта для широкого круга специалистов. Работа по восстановлению этого опыта велась также с целью установления и упрочения советского приоритета в области управленческих производственных имитационных игр;

создать инструмент для комплексного исследования проблем хозяйственного механизма. Таким инструментом является разработанная автором народнохозяйственная имитационная игра, которая может использоваться для анализа факторов, вызывающих негативные экономические явления ^дефицит, большое незавершенное строительство, медленный ИТП, низкая производительность труда), для сравнительного анализа различных хозяйственных механизмов и для учебных целей, связанных с проблематикой хозяйственного механизма.

Теоретической основой при исследовании природы имитационных игр послужили работы следующих советских ученых: Леонтьева А.Н., Лотмана Ю.М., Щедровицкого Г.П., Эльконина Д.Б. При исследовании структуры имитационных игр, а также структуры моделируемых с помощью имитационных игр экономических систем, использовались результаты советских экономистов Данилова-Данильяна В.И. и Майминаса Е.З., а также американских ученых

Т.Парсонса, Г.Саймона, Р.Дыэка и Г.Гринблет.

В основе предлагаемой в диссертации игровой имитационной модели предприятия лежит конструкция, первоначальная версия которой была разработана в 30-е годы пионером советских имитационных игр М.М.Бирштейн.

Модель ресурсно-технологической системы народнохозяйственной имитационной игры впитала в себя многие представления и модели развитые в рамках экономико-математического направления.

Сценарии этой игры ('модели хозяйственных законодательств) строились автором на основе реальных нормативных документов с использованием исследований в области хозяйственного права, вы-полненых В.В.Лаптевым.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования явились теория и методика игрового имитационного моделирования. В качестве объекта исследования выступают экономические системы различного уровня.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

  1. разработаны теоретические основы игрового имитационного моделирования, включающие в себя исследование природы и структуры имитационных игр;

  2. на базе разработанных автором теоретических положений относительно игрового имитационного моделирования, предложена технология построения имитационных игр;

  3. построена ручная свободная имитационная игра, воспроизводящая процессы функционирования текстильной фабрики "Красный ткач-Пк". Эта модель является воплощением теоретических и методических разработок автора применительно к уровню предприятия для имитационных игр, экспериментоы с которыми проводятся без использования ЭВМ;

  4. разработана крупномасштабная компьютерная жесткая народнохозяйственная имитационная игра ИМПЭК (Имитационная модель процессов экономического кругооборота), предназначенная для комплексного исследования проблем хозяйственного механизма. Данная модель воплотила разработанную автором методологию применительно к сложным многотерминальным имитационным играм, отражающим функционирование национальной экономики. Новым в

этой игре является: нацеленность ее на комплексное исследование хозяйственного механизма; система компьютерных моделей, обеспечивающих отклик на принимаемые игроками решения; информационная системы игры (диалоги с ЭВМ, распечатки форм, бланки документов, заполняемые вручную); два сценария, один из которых отражает традиционный хозяйственный механизм, а другой -хозяйственный механизм, основанный на полном хозрасчете.

Практическая ценность. Разработанные автором теоретические основы игрового имитационного моделирования позволяют избежать многих ошибок в процессе построения имитационных игр, предназначенных для изучения функционирования экономических объектов. Предлагаемая в диссертации технология построения имитационных игр рационализируют этот процесс и сокращает затраты на их разработку.

Описанная в работе контурная игровая имитационная модель "Красный ткач-Пк" может использоваться для отладки систем оперативного управления производством на текстильных фабриках, а также для учебных целей в ИПК, вузах и техникумах.

Имитационная игра ИМПЭК позволяет испытывать и проводить сравнительный анализ хозяйственных механизмов на уровне их концепции. Учебное применение ИМПЭК может быть очень обширным. С ее помощью можно прививать хозяйственным руководителям новое экономическое мышление, проводить проблемные занятия по широкому кругу разделов экономических курсов, активизировать усвоение студентами конкретных экономических дисциплин.

Апробация. Основные результаты работы многократно докладывались на научных семинарах в ЦЭМИ АН СССР, Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, МГУ им. М.В.Ломоносова.

Все основные результаты работы представлялись на всесоюзных и международных семинарах и конференциях по игровому имитационному моделированию (управленческим, имитационным, деловым играм): Всесоюзные школы-семинары "Деловые игры и их ппог-раммное обеспечение" (Первая - Звенигород, 1975; Вторая -Звенигород, 1979; Третья - Пущино, 1983; Четвертая - Москва, 1987); Третья Всесоюзная научно-техническая школа-семинар

- б -

"Применение активных методов обучения" СНовосибирск, 1981); ежегодные международные семинары социалистических стран по управленческим играм С'Третий - Будапешт, 1976; Четвертый -Варшава, 1977; Пятый - София, 1978; Восьмой - йена, 1981); мездународное совещание рабочей группы специалистов социалистических стран по имитационным играм в Международном научно-исследовательском институте проблем управления СМосква, 1984); международное совещание рабочей группы по имитационным иограм в Институте прикладного системного анализа (Австрия, Лаксен-бург, 1981); ежегодные конференции Международной ассоциации по игровому имитационному моделированию (Девятая - Швеция, Лунд, 1978; Одинадцатая - Швейцария, Женева, 1980; Тринадцатая - Великобритания, Стирлинг, 1982; Четырнадцатая - НРБ, София, 1983; Шестнадцатая - СССР, Алма-Ата,1985) и др.

Публикация результатов. Результаты диссертационного исследования опубликованы в трех монографиях и ряде научных статей общим объемом около 70 п.л., из которых более 40 п.л. - авторские.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Обьеі работы 315 страниц машинописного текста, содержащего б рисунков и 7 таблиц.