Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении : На материале "Онегинской строфы" и русского сонета Гринбаум, Олег Натанович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гринбаум, Олег Натанович. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении : На материале "Онегинской строфы" и русского сонета : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.21, 10.01.01.- Санкт-Петербург, 2000.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 71 01-10/145-8

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется тем обстоятельством, что значительный эмпирико-статистический материал, накопленный усилиями нескольких поколений исследователей стиха, и его дальнейшее осмысление требуют выхода за рамки существующих традиционных подходов, замыкающихся, главным образом, на ритмике отдельной строки поэтического текста и связанных так или иначе с "вертикалью" ритма в сравнительном диахроническом или синхроническом анализе профилей ударности стиха. Настоятельная необходимость поиска "принципа конструкции" стиха (Ю.Н.Тынянов) вытекает не только из стремления укрепить эстстико-философские основания раздела ритмики общей теории стиха (который по-прежнему остается незавершенным), но и рядом более простых, на первый взгляд, вопросов стиховедения, которые, не получая разрешения на протяжении десятилетий, сдерживают исследовательскую мысль, отвлекая ее на решение частных задач К таким принципиальным вопросам мы относим: а) вопрос о ритмическом соположении "Онегинской строфы" и русского классического сонета; б) вопрос о причинах, лежащих в основе равного 14-строчного объема этих двух поэтических структур; в) вопрос о "непокорности" пушкинской строфы принципу "заострения" строфического ритма и др. Потребность в феноменологическом осмыслении и уточнении ОиЩпх принципов, лежащих 3 основе порождения и восприятия стихотворной речи и, безусловно, связанных с понятием ритма как первоосновы системно-структурной организации поэтического текста, не нуждается в особой аргументации, поскольку является частью когнитологии - научной парадигмы, связанной с проблемами человеческого мышления, знания и языка.

Целью настоящей работы является доказательное рассмотрение теоретических (феноменолого-диалектичееккх) основ ритмической организации русского классического стиха и его силлабо-тонической природы, эстетическая сущность которой может быть описана в рамках понятий

меры и гармонии. Неотъемлемой частью такого рассмотрения является введение, обоснование, практическая демонстрация и анализ возможностей метода ритмико-гармонической точности, основанного на принципе "золотого сечения" в его структурно-динамической интерпретации.

Достижение указанной цели предполагает решение в работе следующих основных задач: а) введение и обоснование принципа самоограниченного саморазвития поэтической мысли как принципа конструкции стихотворного текста; б) разработка метода ритмико-гармонической точности для оценки ритмико-гармонического потенциала строфы русского стиха как меры самоограниченного саморазвития поэтической мысли; в) изучение и анализ ритмико-гармонических качеств русского классического (ямбического) стиха.

Материал исследования. Исследование выполнено на материале полных текстов произведений, написанных "Онегинской строфой", а именно: романа в стихах Пушкина "Евгений Онегин" и его незавершенной поэмы "Езерский", романа в строфах Северянина "Рояль Леандра", поэм Лермонтова "Тамбовская казначейша", Баратынского "Бал", Набокова "Университетская поэма", Вяч.Иванова "Младенчество" и Волошина "Письмо". Изучение ритмики сонетных текстов проведено на материале более чем трехсот русских классических сонетов золотого и серебряного веков русской поэзии. При отборе материала не ставилась задача строгого соблюдения историко-литературных канонов, а также исследования всех произведений, написанных "Онегинской строфой" и, тем более, изучения всего многообразия сонетных форм. Мы также не ставили своей задачей поэтике—содержательное и стилистике—художественное рассмотрение указанных текстов. Нашей целью было обеспечить репрезентативность и статистическую релевантность, а также известное разнообразие (структурное и временное) исследуемого материала.

Четыре из восьми произведений, написанных "Онегинской строфой", относятся к "золотому веку" русской поэзии (Пушкин, Лермонтов, Баратынский) и еще четыре - к "серебряному". Причины, по которым изучались тексты Пушкина и Лермонтова, не требуют, как нам представляется, особых пояснений; поэма Баратынского привлекла наше внимание не только благодаря той высокой оценке, которую она заслужила у Пушкина, но еще и потому, что строфа Баратынского является дериватом пушкинской строфы и по этой причине представляет дополнительный интерес для исследовательского анализа. Изучение произведений известных сонетистов (Вячйванова, Волошина и Северянина) позволяет, с одной стороны, расширить хронологические рамки наблюдений, а с другой - получить дан-

иые для анализа творческого наследия поэтов, обращавшихся и к "Онегинской строфе", и к сонету - двум наиболее крупным и ярким в русской поэзии стихотворным формам, которые обладают рядом общих системно-структурных характеристик. Строфа Набокова представляет для нашего исследования несомненный интерес и как структурно-рифмический дериват пушкинской строфы, и как явление прозаически-говорного поэтического стиля, и как результат самобытного творческого опыта Набокова, одного из наиболее видных и основательных комментаторов романа "Евгений Онегин".

Методологической основой диссертационного исследования являются современные эстегико-философские представления о природе стихотворного ритма как о носителе гармонического начала поэтического текста Работы известных исследователей стиха (А.Белого. В.М.Жирмунского, Б.В.То.машевского, В.В.Виноградова, Ю.Н.Тынянова, Л.П.Гроссмана, Г.А.Шенгели, В.В.Набокова, Р.О.Якобсона, Е.Г.Эткинда, М.Л.Гаспарова В.Е.Холшсвникова, и др.), а также высказывания художников слова (Пушкина, Гоголя, Тургенева. Брюсова, Сельвинского и др.) о природе творческой деятельности її процессах, лежаших в ее основе, явились тем методологическим фундаментом, на котором построена наша концепция гармонии строфического ритма русского классігтсского стиха.

Не менее значимыми в методологическом отношении являются принципы современного естествознания, в том числе принцип дополнительности, которые убедительно доказывают, что в целостном бионическом представлении структурно организованного целого принцип "золотого сечения" носит общий характер, .моделируя процесс формирования структур предельно сжатых иерархий и объединяя в едином процессе движение согласно принципу дихотомии (симметрии) и принципу наименьшего действия (усилия) одновременно.

Методы исследования. Диссертация выполнена как системное иссле-rrrijjouMf» rirv^nnrmQr-qtQiii'"^ nnwf^uHP ппеамта исследования ^СРХМ^ИЧССКОГО ритма русского классического стиха) как целостной системы. Мсюл ритмико-гармонической точности базируется на основных принципах феноменологической поэтики, стилеметрии и "золотого сечения", методах системно-типологического, сравнительного и функционально-стилистического анализа художественных текстов, алгебраической теории измерений и аппарате математической статистики.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Предложен новый "эстстико-формальный" подход к исследованию
гармонии строфического ритма, который базируется на признании
универсального характера принципа "золотого сечения" как основополага
ющего фактора саморазвития поэтической мысли. Впервые в стиховедении
на основе этого подхода удалось:

теоретически обосновать и показать, что гармония стиха, ощутимая прежде всего в гармонии ритма, проявляет себя в стихотворной строфе, которая является мерой самоограниченного саморазвития поэтической мысли. Строфа формируется по универсальному закону художественной формы (закону "золотого сечения") и представляет собой системное образование, единое в двух своих аспектах одновременно: структурном как совокупности взаимосвязанных элементов (строк) и динамическом как меры ритмического движения;

продемонстрировать возможность описания динамических процессов, лежащих в основе формирования разных типов строф, а также дать оценку степени их устойчивости и гармоничности, что открывает возможности для создания ритмико-гармонической типологии строфы русского классического стиха,

разработать метод ритмико-гармонического анализа стихотворного текста, который учитывает динамический момент поэтической формы и тем самым отчетливо разграничивает структурно-формальный и струк-. турно-функциональный аспекты литературной формы как воплощение

архитектонического и композиционного заданий, а также определить и ввести в практику исследований формальную шкалу ритмико-гармонической точности строфического ритма и тем самым получить способ оценивания эстетических качеств поэтических текстов.

2. Сопоставительный ритмикс-гармонический анализ "Онегинской
строфы" и русского классического сонета позволил:

обнаружить в стихе два разных вида "золотого сечения", а именно композиционно-ритмический, который преобладает в "Онегинской строфе", и структурно-тонический или сонетный, который соответствует лирико-философскому кредо сонета и его трехчастной структуре;

выявить в "Онегинской строфе" разные виды ритмике—гармонического движения (легкий, гармонический, золотой, тяжелый, сонетный); .

проанализировать структурно-динамическую организацию произведений, написанных "Онегинской строфой" и русским сонетом, подтвердить новыми данными известную близость этих разных стихотворных форм и выявить в " Онегинской строфе" сонетный вид строфического

ритма, а также сделать вывод о том, что .преобладание в сонетных "Онегинских: строфах" исконного, композиционно-ритмического гармонического начала говорит в пользу первоосновы "Онегинского" движения поэтической мысли, которому, однако, вовсе не чужд ритм классического сонета;

3. На уровне строфической организации стихотворного текста удалось обнаружить ряд новых ритмико-синтаксических закономерностей, в том числе возрастание интонационной плавности речи в золотой "Онегинской строфе", что усиливает аргументацию не только в пользу известного тезиса о ритмико-синтаксическом параллелизме стихотворного текста, но и в пользу универсализма закона "золотого сечения" как закона художественной формы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что предложен новый метод стиховедческого анализа, в основе которого лежит эстетике— философский взгляд на природу поэтического текста. Метод ритмико-гармонической точности позволяет с систем но-динамических позиций уточнить понятие силлабо-тонической организации и обнаружить принцип конструкции русского классического стиха, обосновать и ввести в практику стиховедения шкалу ритмико-гармонической точности строфы и дать оценку степени устойчивости и гармоничности разных типов строф.

Практическая значимость диссертации определяется, во-первых, тем обстоятельством, что в работе решен ряд актуальных проблем современного стиховедения, в том числе вопрос о ритмическом соположении Онегинской строфы" и русского сонета, и, во-вторых, возможностью использования результатов диссертационного исследования в теоретических курсах по общей лингвистике, поэтике и литературоведению, а также в спецкурсах и спецсеминарах по применению математических методов в искусствознании стилистике художественного текста и лингвистической поэтике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ритм стиха реализует эстетически значимое движение поэтической мысли, организованное по закону гармонии. Гармония стиха, ощутимая прежде всего в гармонии ритма, проявляет себя в поэтической строфе, которая является мерой самоофаниченного саморазвития поэтической мысли. Мера рассматривается как "качественно-определенное количество, прежде всего как непосредственное" данное (Гегель); соотнесение категории меры с материальной субстанцией (формой) эстетического

объекта, а гармонии - с его мысчетюй субстанцией позволяет определить гармонию как такую эстетически осознанную меру, что "ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже" (Альберти).

  1. Строфа формируется по закону "золотого сечения" - универсальному закону художественной формы (А.Ф.Лосев) и представляет собой системное образование, единое в двух своих аспектах одновременно: структурном как совокупности взаимосвязанных элементов и динамическом как меры ритмического движения. Закон "золотого сечения" в его алгебраическом представлении в виде рядов Фибоначчи отражает естественный процесс саморазвития объектов живой и неживой природы, что применительно к поэтическому тексту позволяет описать процессы формирования строф разных типов и разных стихотворных размеров и тем самым установить принцип конструкции русского классического стиха.

  2. Системно—динамический подход к исследованию стихотворного текста позволяет отчетливо разграничить структурно-формальный и структурно-функциональный аспекты лигературной формы как воплощение архитектонического и композиционного заданий и аргументировано описать принципиальные различия двух структур (сонета и "Онегинской строфы") - тождественных по объему, но композиционно и архитектонически различных по своему структурно-ритмическому потенциалу, а также обнаружить сонетный ритм в "Онегинской строфе".

  3. Метод ритмике—гармонической точности дает возможность выделить два уровня изучения гармонии строфического ритма: уровень ритми-ко—гармонического потенциала строіуьі и уровень реализации этого потенциала в конкретном поэтическом тексте. Закон "золотого сечения" и ряды Фибоначчи позволяют не только описать процессы, лежащие в основе формирования разных типов строф, но и дать оценку степени их устойчивости и гармоничности, что открывает возможность создания ритмике—гармонической типологии строфы русского классического стиха. По уровню ритми-ко-гармонического потенциала среди всех рассмотренных в диссертации малых строф лидируют четверостишие четырехстопного ямба, а среди крупных стрОц.1 — Онегинская строка .

  4. Изучение "Онегинской строфы" эталонного текста русской поэзии -романа Пушкина "Евгений Онегин"- позволяет убедиться в реальности композиционно-ритмического "золотого сечения" пушкинского стиха и градуировать шкалу ритмике—гармонической точности, получив тем самым способ сравнительного анализа эстетических качеств поэтических текстов. Изучение ритмико-гармонической организации русского классического сонета как особого вида лирико-философской поэтической формы позво-

лило выявить структурно-тонический вид "золотого сечения", который согласуется с лирико-философским кредо сонета и его трехчастной структурой, а также позволяет говорить о законе "золотого сечения" как об имманентном структурно-тоническом факторе организации русского классического сонета.

  1. Изучение ритмико-динамических структур произведений Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Северянина и других поэтов, обратившихся к "Онегинской строфе", выполненное в диссертации с функционально-стилистических позиций, позволило выявить разные ритмико-гармонические виды строфы "Онегина" (легкий, гармонический, золотой, тяжелый) и выделить ряд ритмико-синтаксических закономерностей. Важной среди них является возрастание интонационной плавности речи в золотой "Онегинской строфе"; этот факт усиливает аргументацию в пользу известного тезиса о ритмико-елнтяксическом параллелизме стихотворного текста и подтверждает практическую силу закона "золотого сечения".

  2. Метод ритмико-гармонической точности позволяет дать непротиворечивое толкование ряду еще не решенных в стиховедении проблем. Статистическая устойчивость и даже сверхустойчивость полученных данных, рассматриваемая в ряд}' других числовых мер, подобных "золотому сечению", позволяет говорить о новом классе переменных с патологически малой дисперсией. Такие переменные характерны для предельно регламентированных и упорядоченных сфер функционирования языка. В перспективе стиховедческие исследования могут дать толчок для становления теории сверхустойчивых нсгауссовых распределений (в дополнение к теории негауссовых распределений с аномально высокой дисперсией). Исследование эстетико-формальных параметров хореического двігжения, а также ритмики трехсложных классических размеров (дактиля, амфибрахия, анапеста) - задачи, которые заслуживают пристального внимания и ждут самостоятельного и всестороннего изучения.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на межвузовских научных конференциях в г Санкт-1 Іетербурге (1998-2000 г.г.), на международных научных конференциях в г. Санкт-Петербурге (1998, 2000), в г. Москве (1999) и г. Владивостоке (1999), а также включены в спецкурс для студентов отделения прикладной лингвистики филологического факультета СПбГУ. По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 18 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, трех приложений и списка литературы. Иллюстративный материал насчитывает 37 таблиц и 13 рисунков.