Введение к работе
Актуальность исследования.
В течение последних двух десятилетий в связи с тем, что компьютерные игры получают все большую популярность, многие исследователи говорят о таком явлении как компьютерно-игровая зависимость.
Это явление получило особое распространение на западе, в связи с развитием интернета и появлением такого класса компьютерных игр как многопользовательские ролевые онлайн-игры, которые отличаются слабо выраженным сюжетом и отсутствием концовки (в них можно играть практически бесконечно). С появлением такого типа игр резко возросло число подростков и молодых людей, проводящих 10 и более часов в день за игрой в компьютер.
Анализ литературы по проблемам компьютерно-игровой зависимости позволяет заключить, что в этой проблеме существует два аспекта. С одной стороны, компьютерно-игровая зависимость приводит к проблемам в развитии: нарушается общение, у игроков сужается кругозор, возникают трудности в обучении, профессиональной деятельности и т.п. С другой стороны, есть основания говорить о том, что люди, приобретающие компьютерно-игровую зависимость, имеют специфические особенности психического и личностного развития. Эта специфика развития может рассматриваться не только как результат их пристрастного отношения к компьютерным играм, но и как предпосылка, приводящая к зависимости от компьютерных игр.
Итак, с одной стороны, можно выделить некоторые результаты психического и личностного развития, возникающие вследствие компьютерно-игровой зависимости. Одновременно, с другой стороны, можно предположить, что возникающая у ряда людей компьютерно-игровая зависимость имеет под собой определенную психологическую основу. Соответственно, работа психолога по отношению к людям с компьютерно-игровой зависимостью может заключаться в предупреждении возникновения такой зависимости и в помощи тем, кто является зависимым по отношению к компьютерным играм.
В США, Европе и Корее уже существуют психологические центры, которые
1 занимаются лечением компьютерно-игровой зависимости. Однако, как следует из литературы, нередко люди, избавившиеся от такого рода зависимости, практически перестают пользоваться компьютерами. Помимо этого, в некоторых случаях у людей после такого «лечения» возникают иные проблемы, касающиеся алкогольной или наркотической зависимости, зависимости от азартных игр и хп.
Это позволяет заключить, что не вполне выявлена сама природа компьютерно-игровой зависимости. Помимо этого не изучены психологические механизмы и причины возникновения компьютерно-игровой зависимости, что приводит к тому, что невозможно эффективно помогать людям с компьютерно-игровой зависимостью. Данные о том, что количество людей с компьютерно-игровой зависимостью в мире не уменьшается, а, наоборот, увеличивается, свидетельствуют о том, что нет адекватных методов ее предупреждения.
Есть основания полагать, что проблемы людей с компьютерно-игровой зависимостью невозможно решить вне рамок общей теории и методологии игровой деятельности. Анализ игровой деятельности показывает, что в ней происходит становление и развитие произвольности, в процессе игры возникает субъект игровой деятельности, позволяющий человеку управлять и контролировать собственную игру. Иными словами, природа игровой деятельности такова, что в ней у играющего субъекта формируются механизмы, препятствующие возникновению игровой зависимости.
Цель исследования: выявить психологические основания и условия для коррекции и предупреждения компьютерно-игровой зависимости.
Гипотеза исследования: люди, имеющие компьютерно-игровую зависимость, отличаются низким уровнем развития игры и не владеют собственной игровой деятельностью.
Задачи исследования:
1. Выявить личностные основания возникновения компьютерно-игровой зависимости.
2. Выявить характеристики компьютерно-игровой зависимости.
3. Определить особенности развития игры и субъекта игровой деятельности у людей с наличием/отсутствием компьютерно-игровой зависимости. 4. Определить мотивы игровой деятельности у людей с наличием/отсутствием компьютерно-игровой зависимости.
5. Выявить типы личностного развития людей с компьютерно-игровой зависимостью.
Объект исследования: психологические характеристики компьютерно-игровой зависимости.
Предмет исследования; личностные особенности людей с компьютерно-игровой зависимостью
Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка выявления личностной основы компьютерно-игровой зависимости в русле культурно-исторического подхода к общей теории игры. В работе получены принципиально новые данные, позволяющие выделить психологические критерии компьютерно-игровой зависимости. Принципиально новыми являются полученные в исследовании данные, свидетельствующие о том, что группа людей с компьютерно-игровой зависимостью неоднородна. Результаты исследования позволяют представить качественно разные типы (группы) людей с компьютерно-игровой зависимостью.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением компьютерно-игровой зависимости в общей логике личностного развития в онтогенезе. Выделены личностные характеристики людей, находящихся в группе риска по отношению к компьютерно-игровой зависимости. Доказано, что люди с компьютерно-игровой зависимостью имеют низкий уровень развития игры и не умеют управлять собственной игровой деятельностью. Показано, что мотив игры у людей с отсутствием компьютерно-игровой зависимости связан с ее внутренними характеристиками. Все внешние по отношению к игре мотивы могут приводить к проблемам и трудностям в развитии, в частности, к компьютерно-игровой зависимости.
Практическая значимость исследования.
Разработанные и апробированные в исследовании компьютерные методики могут быть использованы как средство компьютерной диагностики развития игры и формирования субъекта игровой деятельности. Выявлены особенности компьютерных игр у людей с компьютерно-игровой зависимостью и их мотивы. Это позволяет, с одной стороны, эффективно предупреждать возникновение компьютерно-игровой зависимости и, с другой стороны, при наличии компьютерно-игровой зависимости, корректировать психическое и личностное развитие.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в качестве материала для подготовки практических психологов, работающих с подростками. Помимо этого, они могут стать основой образовательных программ, реализующихся на компьютере.
Методологической основой исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теоретический подход к игре Е.Е. Кравцовой Методы исследования. В работе использовались:
модифицированный опросник выявления степени интернет-зависимости, разработанный К.Янг (Internet Addiction Test — ІАТ, 1998);
модифицированная методика Т.С.Новиковой («Сказка») для определения степени сформированное™ игровой деятельности и уровней развития произвольности по отношению к игровой деятельности;
авторская методика «Мой персонаж» по выявлению уровня развитости двусубъектности в многопользовательских онлайн-играх; - авторская методика «Играете ли вы?» по выявлению преобладающих «условных» или «реальных» отношений в процессе игры в многопользовательскую онлайн-игру;
опросник уровня субъективного контроля (УСК) под ред. Бажина Е.Ф., Голынкиной Е.А., Эткинда A.M.;
методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлор (в адаптации Немчинова Т.А.)
В исследовании приняло участие 142 человека в возрасте от 13 до 42 лет, из разных городов России и Европы. Все они играли в многопользовательские онлайн-игры, а большая часть материала для исследования была получена путем размещения методик в интернете и в процессе совместной игры.
Достоверность результатов, полученных в исследовании, обеспечивается репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного психологического анализа результатов, количественной и качественной обработкой полученных данных с использованием методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту
1. Люди с компьютерно-игровой зависимостью используют игру как средство компенсации и имеют качественно отличные от обычных играющих мотивы игровой деятельности.
2. Люди с компьютерно-игровой зависимостью имеют более высокий уровень развития тревожности.
3. Люди с компьютерно-игровой зависимостью имеют специфические особенности локуса контроля.
4. Люди с компьютерно-игровой зависимостью отличаются по характеру и видам реализуемой ими игры.
Апробация материалов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры проектирующей психологии ИП им, Л.С, Выготского РГТУ, на совете ИП им. Л.С. Выготского, на заседаниях Научно-внедренческой лаборатории психопедагогики образования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных статьях и тезисах, доложены и получили одобрение на научных конференциях, сессиях, семинарах, чтениях: в Российском государственном гуманитарном университете в Институте психологии им. Л.С. Выготского на VII, У111 и IX международных чтениях памяти Л.С. Выготского 2006, 2007 и 2008 гг Материалы исследования используются при преподавании курсов «Психология развития», «Психология игры», «Психология подростка», а также при проведении выездных практик студентов, обучающихся по специализации «Психология развития» и «Педагогическая психология» в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, состоящего из 159 названий, из них 63 на английском языке, и приложений. Текст рукописи иллюстрирован таблицами и диаграммами.