Введение к работе
Творчество Иоганнеса Бобровского /1917-І 965/ по праву считается одним из высших достижений не только художественной литературы ГДР 60-х гг., но и всей немецкоязычной литературы XX пека. Поэтическая речь, писателя восходит к традициям немецкой оды ХУТП в., однако выражается в ритмах свободного стиха. Проза писателя свидетельствует о приверженности автора народному языку, что сформировало своеобразную манеру повествования, отличительными чертами которой является эпическая простота и необычный для литературы музыкальный контрапункт.
Интерес к творчеству И.Бобровского, реформатора немецкой поэтической речи XX в. и новатора в области прозы, понятен и-закономерен. Его творчеству посвящена обширная литература в ГДР и ФРГ, других немецкоязычных странах, а также в Польше и СССР. Комплексное исследование творчества этого писателя началось лишь после его смерти. Ото, однако, дало возможность рассматривать творчество И.Бобровского как целостное .явление. Освоение его творческого наследия, хотя-и с некоторым опозданием, происходило и в СССР. В советском литературоведении имеются работы, в которых рассматриваются некоторые произведения И.Бобровского или отдельные аспекты его творческой деятельности /поэзию писателя исследовали, в'частности, В.П.Лукьянова, Г.И.Ратгауз; прозу-А.Г.Березина, М.И.Тимофеева/, но обобщающего исследования, посвященного творчеству И.'Бобровского, нет. Все эти факторы в совокупности и определяют актуальность настоящей диссертации.
Цель работы заключается в освещении центральной /"сарматской"/ темы творчества И.Бобровского, которая является основой правильного понимания феномена немецкого писателя, происходившего из бывшей Восточной Пруссии. Этой цели подчинены следующие задачи исследования:
-
Проанализировать и обобщить интерпретацию "Сарматии" И.Бобровского в зарубежном и советском литературоведении.
-
Проследить эволюцию создания "сарматского пространства" в поэзии и прозе И.Бобровского.
-
Проанализировать использование И.Бобровским мотивов славянской и балтийской мифологии, произведений литовской, польской, русской к других литератур.
Методологической основой исследования является дкалектичес-
кой подход к анализу и оценке культурных явлений. В диссертации использованы теоретические достижения советского и зарубежного литературоведения, в частности работы по вопросам сравнительного изучения литератур и развития романа в XX веке. В соответствии с характером поставленных задач исследование велось в историко-литературном плане. В процессе выявления литературно-типологических соответствий применялся сравнительный метод.
Материалом исследования послужили сборники стихотворений и рассказов И.Бобровского, его романы "Мельница Левина" и "Литовские клавиры", высказывания писателя о своем творчестве, а также, з некоторых случаях, переводы произведений И.Бобровского на другие языки. Для сравнительного анализа привлекались самые разнообразные источники. Использована почти вся советская критическая литература, имеющая прямое или косвенное отношение к творчеству И.Бобровского.
Научная новизна работы заключаете;: в том, что в исследовании впервые в советском литературоведении излагается история и дается анализ основной /"сарматской"/ темы, творчества И.Бобровского. При этом используется весь доступный материал, значительная часть которого была опубликована лишь в 1987 г. Таким образом, материал, привлеченный к анализу, до сих пор не мог быть объектом исследования в литературоведении - не только советском, но и зарубежном.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы при характеристике литературного процесса ГДР 50-60-х гг.,' а также соответствующего периода развития всей немецкоязычной литературы. В учебном про---цессе их могено использовать в курсе теории литературы и сравни-.тельного литературоведения.
Аппсбация работы осуществлялась в виде публикаций по теме /три статьи/ и докладов на республиканских научных конференциях молодых ученых, проводимых Институтом литературы им.Т.Г.Шевченко АН УСС? /Киев, І9Є6, 1987/, и Всесоюзных семинарах по сорабисти-ке, проводимых Львовским университетом им.її.Франко /Львов, 1987, 1989/. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях отдела западных литератур Института литературы игл.Т.Г.Шевченко АН УССР.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Гаоста изложена на 173