Введение к работе
Актуальность исследования. Независимо от множеитва публикаций об Йордане Радичкове и его творчестве в болгарской литературной историографии все еще отсутствует полное и целостное исследование произведений и творческого пути писателя? й.Радич-кову чаще всего посвящались злободневные статьи по конкретному поводу: новая книга или пьеса, юбилейная годовщина, театральная постановка и т.п. Возникла своеобразная фрагментарность оценок этого своеобразного писателя.
Цель и задачі! исследования. Не претендуя на исчерпывающую полноту, мы ставим себе целью проанализировать творчество Й.Радичкова в его связи с мифологией и с фольклором (сюжеты, темы, идеи, проблемы, герои, поэтика). Эта связь с мифологическими, народнопоэтическими сюжетами является ключом к "разгадке" радичковского мировосприятия.
В соответствии с означенной целью автор диссертации поставил перед собой следующие конкретные задачи:
I.Выявить типологические параметры радичковского своеобразия и мастерства в их связях с мифологическим и фольклорным началами в его творчестве;
2.Проанализировать фольклорные, мифологические а мифотворческие элементы в прозе и драматургии писателя;
3.Раскрыть мастерство и особенности поэтики Й.Радичкова на фоне болгарской классической и современной литературы.
Научная новизна. Предлагаемая диссертация является первой в болгарском литературоведении попыткой более детального исследования творчества Й.Радичкова и его места в современном литературном процессе.
Зве_зданов Н. Неосветените дворове на душата. С; 1987. С.260. Мутаіов Е. Литературно-критически очерк. С; 1986. С.286. Стайков Д. Литературно-критически очерк. С; 1986. С.266.
Источниковедскую базу диссертации составляют художественные произведения писателя, его интервью и публикации в периодической печати, работы болгарских литературоведов и театроведов.
Практическое значение диссертации. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании работ по истории новейшей болгарской литературы, при исследованиях современной болгарской прозы и драматургии, а также при подготовке лекционных курсов.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре славянской филологии Санкт-Петербургского государственнвгв университета, ее положения излагались в докладе на научной конференции (Велико Тырново, май 1993 г.). По теме диссертации имеются две публикации.
Структура работы. Диссертация состоит из шести частей: введение, четыре главы и заключение.
Творчество писателя связано с развитием болгарской литературы периода 6j0 - 80-х годов. Это время,, когда исторические преобразования поставили перед художниками слова задачу осмыслить суть перемен.
Как и его современники (В. Попов, Н. Хаитов, И. Петров, Д. Вылев) Й. Радичков ищет истоки исторических перемен в корнях индивидуального бытия и судьбах людей, стремится к масштабным художественным обобщениям. Архаическое сознание'народа становится объектом художественного осмысления и обобщения. Это свойственно многим современным писателям.
Важен эффект воспроизведения регионального в масштабах мирового и даже космического видения мира. В местном колорите раскрываются общезначимые темы, проблемы, идеи, герои. Раскрытие болгарского национального образа мира в произведениях Й.Радичкова - это вопрос национального самостоятельного постижения жизни. Писатель создает новую ценностную систему.
Прозаик опирается на классическую традиции мастеров болгарской литературы (И. Вазов, Един Пелин, й. йовков, Чудомир и др.), его слово проистекает из фольклора и мифологии сказок, легенд, преданий, поверий и пр., из повседневной народной бытовой речи, из народного сказа.
Связь писателя с традицией повествовательных жанров во взаимодействии с национальным художественным опытом, а не в конкретном влиянии отдельных авторов или тенденций. Его непосредственные учителя - народные сказители бытовых случаев, анекдотов, воспоминаний, "хроник". Сказ широко распространен в народной среде, являясь формой общения, средством передачи информации и вместе с этим - искусством, обладающим своими эстетическими нормами и принципами.
Для Й.Радичкова специфично укорачивание дистанции между автором и читателем. Он любит обращаться к своему "дорогому читатели" и даже идентифицироваться с ним. Писательской манере не свойствен "объективный", "внешний"'рассказчик. Именно в этом одно из главных его отличий от классиков (Элин Пелин и Й. йовков).
У Й.Радичкова художественное участие мифологических и фольклорных элементов определяется не столько генетической связью образа или ситуации с оригинальными представлениями и верованиями, сколько их функциональной ролью с целью наполнения произведения идеей. В его прозе проступает презде всего общее, типологическое, родовое. Его герои мыслят и рассуждают с помощью образов, представлений и категорий современной цивилизации, которая обезличивает личность, обладающую сознанием о вечной повторяемости жизни, о повторяемости отдельного человека в ситуациях, душевных состояниях, действиях, осуществлявшихся тысячи раз до него.
Й.Радичков и сам мифотворец. Его мифы о верблюде, козьей бороде, ламе, водяном духе и т.п. пороадены таинственным миром народного воображения, оригинально интерпретируются им. В творчестве писателя они получайт новое содержание и функции.
Многие современные литературные историки и критики обращались к творчеству Й.Радичкова. Некоторые видели претворение официальной народной культуры в контексте амбивалентного мышления (Э.Мута-фов, К. Георгиев, Н. Звезданов, Ат. Свиленов и пр.). Бесспорен и вклад К. Куюмджиева, Б. Нонева, П. Данчева, Л. Георгиева в раскрытии связей радичковского искусства с неофициальной культурой
народного бытия, с элементами символизации мира и семиотизации бытия и культуры. Художественное мышление писателя в его связи с литературной и фолклорно-апокрифической традицией стали объектом внимания таких специалистов, как П. Динеков, 0. Сапарев, Г. Василев, С. Коларов, Б. Ничев. Драмам писателя посвящено большое количество статей таких авторов, как'Л. Тенев, Вл. Каракашев, Л. Стайков и др.
Радичковская способность заглянуть вглубь нашей древней памяти и культуры, его.^/мение спровоцировать у читателя-современника ощущение этих мало известных или забытых образах и представлениях из народного бытия - вот причина огромного интереса читателей и исследователей к творчеству этого самобытного писателя.