Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизнь и творчество А.В. Луначарского в контексте литературно-общественных реалий конца ХХ века Ефимов, Виктор Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефимов, Виктор Васильевич. Жизнь и творчество А.В. Луначарского в контексте литературно-общественных реалий конца ХХ века : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1993.- 44 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми. В ряду крупнейших представителей русской культури ХХ.века--^ эпохи глобальных эстетических и социальных - утопий, терпящих крах экспериментов - видное место принадлежит Анатолию Васильевичу Луначарскому /1875-1933/.

Обширная литература семи последних десятилетий, посвященная жизни и многогранной деятельности наркома просвещения, критика, драматурга, публициста, поэта, переводчика Луначарского, .адекватно отражала оценки и отношение к нему господствовавшей в стране тоталитарной идеологии, Зто, конечно, не значит, что работы таких ведущих исследователей эстетики, критики, художественного творчества Луначарского, как П.А.Ъугаенко, А.И.Дейча, 1!.А.Трифонова, А.А.Лебедева, И.А.Луначарской, И.П.Кохно и ряда других лишены были глубоких, интересных наблюдений, ценных выводов, сохранивших свою значимость и поныне. Тем не менее в них доминировала условиями времени предопределенная концептуальная тенденция, основанная на иллюзиях, заблуждениях ученых, оказавшихся в ослеплении традиционно десятилетиями воспринимавшихся коммунистических догматов, классовых мн$ов и всеохватывающего откровенного идеологического блефа.

Начавшие в середине 80-х годов набирать силу демократические веяния, затем окончательно утвердившиеся в отвоеванном у властной системы праве инакомыслящих на плюрализм мнений и их свободное выражение, неожиданно обнаружили совершенно произвольный крен в противоположную сторону, на этот раз - несостоятельной критики, сплошного охаивания, беспочвенных обвинений в адрес Луначарского. В том нетрудно убедиться, обратившись к комментариям составленной нами библиографии основной "Литературы эпохи перестройки о А.В.Луначарском"*. Из 203 зафиксированных здесь работ у доброй четверти их авторов явно преобладает безоглядно . очернительная заданность.

Характерно также, что для убедительности обоснования подобного рода собственных однозначных суждений многие нынешние публикаторы стали широко использовать прежде недоступные работы писателей и ученых первой волны русского зарубежья, отношение

I. См.: Ефимов В.В. Луначарский и культура.- Душанбе.-І99І*-- С.215-251.

которых к Луначарскому, по понятным причинам, было далеко не во всем объективным. В равной мере это касается недавно переизданных у нас мемуаров В.Ф.Ходасевича, З.Н.Гиппиус, И.А.Бунина и критических статей М.Алдаяова.

Между тем, собственная долголетняя исследовательская работа по сбору богатого, разнохарактерного материала,его хроникальной систематике, беспристрастного изучения в ходе составления трехтомной "Летописи жизни и деятельности А.В.Луначарского. 1917 -1933 гг." /Душанбе.-1992/, а до нее - развернутой дооктябрьской "Хроники"1 позволяет, опираясь на обобщенные таким образом факты и доказательства, впервые во всей полноте обозреть а объективно осмыслить сложный, трагически противоречивый жизненный и творческий путь Луначарского; выдвинуть и обосновать принципиально новую концепцию научного подхода, критической оценки личности Луначарского в свете современных представлений, освобожденных на исходе XX столетия от политической конъюнктуры, вообще каких бы то ни било деструктивных влияний прежней тоталитарной идеологии.

При этом в центре внимания находится комплекс трех, наиболее характерных для послеоктябрьского периода, тесно связанных сфер активной деятельности и творчества Луначарского - наркома просвещения, литературного критика а художника слова.

Цели и задачи работы. Стремясь исследовать жкзнь и деятельность наркома, критика, драматурга Луначарского в аспекте пост-тоталитарных, качественно новых для нас, представлений и понятий о принципах общепринятых, в цивилизованном мире нормальных отношен ли художника и общества, подлинной.свободы творческой личности, важности независимого искусства в духовном развитии человека, авто? ставит своей задачей выяснить следующее:

роль Луначарского в создании управляемой партяйно-государ-ственной идеологии, культуры и литературы в частности;

влияние революционно-классовых убеждений на литературно-критическую сторону творчества Луначарского;

вызванные широтой взглядов и позиций его колебания, отступления от ортодоксальных коммунистических схем в ходе культурного строительства;

I. См.: Ефимов Б.В. Мастерство А.В.Луначарского-литературного критика. - АУаанбе.-1990. - С. 223-312.

- существо и причины противоречивого" характера художественного творчества_-Луначарского.

- ' " Главная цель современного прочтения жизни в творческой деятельности Луначарского - не осудить очередной раз его ошиОки, а, Ьилснив, возданные оСоголтсльотвамп л условшшт времени провали, заблуждения критика-наркома, понять природу, суть is осц/.алько-C-jijx-отвЄііНіів корни 7.x і:орсд!л;.,':; о~г^к;'»;нно оцс-н.гі/ь . значение Луначарского п уоещл'е.ичи .'.рі^.-,.:ії;;ровать наше нынешнее к нг:у опісиение.

Научная новизна од^сті;. Гл>кргг:с и шиг>сг:::?. исследовательский обпог-"- з^идитсг ;-ur»ii",e,::;j)> мали "Летопись жизни и деятельности д.л,.'!унічарокого. І9І7-І933 гг.", оснащенная богатым документально-фактическим материалом и вместе с дооктябрьской "Хроникой" открывающая перспективную возможность нового, отвечающего запросам времени, действительно научного, системно-полного анализа жизненного и творческого пути критика, наркома, художника.

Непосредственным выражением настоятельной необходим':-:; реализации иных подходов, кардинального перос.«.:отр?, поічіі; сі.-.-нск долгие годы базразгдл'.но г-с-іюл'-тлоь'-'і:-^:-.Г: идеолог;: и тстзЛ/тарК'1-го строя, в деі{орі..«рол-:іі;';/: услснилх которого протекала v. поучалась жизнь нарш.'й-критлка, является аа;:.а монография ''Л.,В.Луначарский л коммунистические тоталитаризм" /Лузанеє. - 1991-./.

Утверздается новпя какиенция клани п творчества Луначарского, содержание которой з основе своей таково:

  1. Луначарский как государственный и литературно-художественный деятель - личность сложная, импульсивная, во многом противоречивая, чТо проявляется а переплетении в его- мировоззрении классово-революционных и общечеловеческих устремлений, гуманистических идеалов и объективного отступления от них.;

  2. Непросто складывавшиеся отношения Луначарского со временем отчетливо выявляются в преимущественно деструктивном воздействии на его художественно-эстетические концепции политических доктрин Ленина, Троцкого, Сталина и других коммунистических лидеров;

  3. Луначарский - один из непроизвольных создателей и вместе с тем жертва тоталитарного строя; это достаточно полно сказывается в деятельности его как наркома просвещения и рельефно оонаружи-вается непосредственно в литературно-критическом, художественном творчестве;

4. Беспристрастное критическое осмысление, объективная оценка разностороннего творческого наследия Луначарского позволяет выявить наряду с несомненно позитивным в нем обусловленную временем ограниченность, утопизм Луначарского-теоретика литературы и искусства, постичь драматизм художника.

Методология исследования. Сам исходный материал, каким явилась для реферируемой диссертации во всей полноте, разнообразии представленных фактов, исторических документов, архивных источников "Летопись жизни и деятельности А.В.Луначарского", заметно обусловил достаточную целостность системного подхода к изучению оригинально-неоднозначной фигуры Луначарского - наркома, критика, художника. Как раз возможность системного анализа позволяет избежать принятого в недавнем прошлом строго избирательного, классового освешения определенных сторон деятельности и индивидуальных качеств Луначарского, преимущественно интересовавших официальную большевистскую идеологию.

В основу исследования положен конкретно-исторический принцип, позволяющий рассмотреть с позиций нынешних литературно-общественных реалий незаурядную личность крупного деятеля отечественной кул «туры в неразрывном контакте с «его эпохой.

Научна? и практическая эначкиость работы. Концептуальная новизна предложенной трактов» Луначарского - наркома, критика, художника - найдет в условиях посттоталитарной действительности понимание, поддержку, явится серьезной базой в создании его подлинно научной биографии/ получит дальнейшее развитие как в общих проблемных исследованиях, так и в новых историях специальных отраслей культуры: литературы, искусства, просвещения. Добытые результаты могут быть использованы также при чтении лекций, спецкурсов по актуальным проблемам современной литературы и критики.

Апробация работы. Основные идеи данного исследования многократно апробировались на заседаниях кафедры.русской литературы и теории литературы Таджикского государственного университета, а выступлениях автора на союзных, региональных конференциях и со-веадниях, посвященных изучению жизни и творчества А.В.Луначарского, проходивших в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Львове, Череповце и Душанбе.

5 .. - -- -

В ваде научного-доклада диссертция оосу.адена на совместном ---заседании кафедр русской литературы и теории литературы, всемирной литературы Таджикского госуниверситета.

- Положения и результата исследования отражены в монографии автора "А.В.Луначарский и коммунистический тоталитаризм" /Душанбе.- 1933/, в трехтомной "легоп.'.си жизни л деятельности А.В.Луначарского. I9IV-I933 гг." /душанбе.- 1992/, "Хронике жизни и деятельности А.В.Луначарского. І875-І0І7 іг.", з учоо-ных пособиях по спецкурсам "Д.Ь, Луначарский и литературное лви-соїпо. Aj'OHKrc: 1917-1223 гг.-' /Душанбе.- 1991/, "А.В.Луна-ч«рст:^Г. и культура" /Душанбе.-1991/, а также в статьях, опубликованных в повременных изданиях Республики Таджикистан.и СНГ. Общий объем публикаций составляет 180 печатных листов.

Структура работы.