Введение к работе
Актуальность исследования. Восьмидесятые годы - это эпоха опредй ленного рубежа в истории страны, перешедшей в середине десятилетия на качественно иной путь развития и вместе с тем встретившей ряд трудностей на этом пути. Не могла не отреагировать на эти качест-венные сдвиги в жизни и литература. Реакция в литературе была столь ке бурной и противоречивой, как и в действительности. Среди положительных изменений необходимо назвать возвращение в историко-литературный процесс произведений, по тем или иным причинам из него изъятых, разработку ношх тем и постановку проблем, которые до последнего времени литература обходила стороной, обращение к различным художественным методам для отражения существующих реальностей.
Все сказанное о литературном процессе 80-х родов в целом справедливо и по отношению к его составлящим - поэзии и, в частности, к поэме. Были опубликованы произведения А.Твардовского, I.Ахматовой, М.Исаковского, П.Антокольского, М.Волошика, Н.Клюева1 и других авторов. В современных же поэтах по-новому осмысляет-5я история страны, состояние нашего общества, пути его развития, [оявляются и новые жгучие темы: Чернобыльская трагедия, Афганская юйна, коррупция в высших эшелонах власти. Шире становится диапа-юн творческих методов. Всё более решительно наряду с реализмом и юмантизмом заявляет свои права поэзия модернизма.
Но актуальность исследования не исчерпывается новизной мате-иала, тематики и проблематики и необходимостью обобщить новое и одвести некоторые итоги десятилетнего развития жанра; ведь до их пор не утихают споры вокруг самого понятия ."поэма". Пока не
Твардовский А. "По праву памяти". - "Новый мир", 1987, )Ь 3; шатова А. "Реквием". - у'0ктябрь", 1987, й 3; Исаковский WV Зказка о Правде". - "Знамя", 1987, & 10; Антокольский П. "Гроз-ія тризна". - "Знамя", 1988, & 7, Волошин М. "Россия" - "Юность", )88, № 10; Клюев Н. "Погорелыцина". - "Новый мир", 1987, й 7
выработано адекватного определения объекта исследования. Различ-. ны, а подчас - диаметрально противоположны взгляды литературоведов и на судьбу этого жанра: бдни считают, что он переживает кризис, другие - что он на подъёме. Неразрешеняость этих вопросов придаёт повнії импульс работам в данной области.
Целью настоящей диссертации является исследование современного состояния жанра поэмы, его содержательного и формального уровней. Этой целью определялся круг задач, которые решались в процессе работы: проанализировать литературу вопроса, рассмотреть преломление жанровой специфики в поэме, её универсальные и конкретно-исторические черты, дать рабочее определение поэмы, построить "внутрипоэмную" типологию и проследить некоторые изменения в структуре произведений, обусловленные влиянием художественного метода. В свете всего сказанного проводится анализ поэм, опубликованных в 80-е годы.
Методологической основой исследования является принцип историзма. В качестве главного литературоведческого метода в работе используется сопоставительно-типологический анализ. Поиск произведений велся прешлущественно в литературно-художественішх журналах как общесоюзного, так и регионального масштаба. Всего к анализу подключено около 150 поэм: ряд произведений, наиболее значимых с нашей точки зрения, рассматривается достаточно подробно, другие -частично, третьи составляют общий фон.
Особо с методологической точки зрения выделяется проблема правомерности анализа "возвращенных" поэм в данной работе. В связи с этим заслуживают внимания по крайней мере два аргумента: I) так как фактами историко-литературного процесса "возвращенные" поэмы стали именно в 80-е годы, возникает острая необходимость их осмысления и изучения, необходимость оперативного реагирования литературоведения на явления подобного масштаба; 2) будучи верыинны-
ыи достижениями литературы, эти поэмы, несомненно, оказывают влияние на объект диссертационного исследования, на современное состояние жанра в целом.
Определящим для методологической ориентации работы является положение М.Б.Храпченко о жанре: "жанр - это способ формирования, организации произведения как эстетически целого".
Важное методологическое значение для диссертации имеют также наблвдения над жанром поэмы Г.Н.Поспелова, А.Н.Соколова, Л.И.Тимофеева, ВЛ.Киканса, Г.АЛервяченко и других авторов.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории советской литературы, создании курса "Актуальные проблемы современной советской литературы", подготовке спецкурсов, пособий и методик.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы. - В сб.: Проблемы типологии русского реализма. М., 1962, с.45