Введение к работе
Актуальность избранной геми обусловлена еце двумя факторами : а)необходимоетью изучении азербайджанского литературоведения как научной системы,создания его научной истории,анализа его методологических, научно-теоретических принципов;б)потребноетьг) раскрытия,анализа в свете нового килл«ния,в научно-сопоставительной форме,на основе конкретных проблем,своеобразных теоретических .научных и методологических особенностей критики ХІХ-ХХ веков е её борьбе за идейное, новог по форме и содержание,искусство в истории азербайджанской литературе и культуры.
Степані разработанности темы.До сих пор как во всесоюзном,так и в азербайджанском литературоведении критика о критике не становилась предметом специального изучении в качестве отдельной теорэтической системы,хотя в определенных трудах и звучали призывы развивать критику, предоставить ей широкое место,исследовать особенности,поиски метода и стиля,истории и теорки,Необходимо отметить,что ка новом этапе развития литературоведения (.60-6С>-е годы) возвело стремление к изучение критики по разным эпохам в свете социалько-духевнкх процессов, стало более серьезным отнояеиие к исследованию критики нового периода как жанра,в историческом,научно-теоретическом аспекте.?, последние годы пояаклись и некоторые критические труды, а такке отзывы-рецензии о монографиях М.Дкафара.А.Мирахувдови, Мир Джалала.С. Гусейнова,К,Та-лыбзаде,Я.Караева,Х.Узмедсва,К.Алиева,посвященных литературно-эстетической мысли ХІХ-ХХ веков.
Объект исследования.Объект исследования составили вопросы к?учения в литературоведении критики ХІХ-ХХ веков,?, именно:тгуды,статьи и монографии,посвященные литературе нового периода и её составной часті литературной критике с начала ее зарождения-Х.Зейчаллы,д.Назика,».Ра-фили, М.Ибрагимова.М.Аршра.Ф.Касумэаде, А. Су лтзнлн.Я.Лжаі ара, Дк. 1*л Жарова, Мир Дхалала,А.Мирахиедсва,Ля.Хандана,А.5аманова,И.Г)фендгева,К. Талыбзеде,К.Мам5дога,А.Паджизва,г''.Аамедова,Н.Караега,:. Гусейнова,
I. Алышанов И.Проблемы романтизма и ее ссвепенге в азербайджанском литературоведении.-Авторе^, канд.диг.с.йглол. н. ,!>аку,'"';7;Нсврузсв Т. М.А.СабирСиз истории исследовании),Р^ку:Чаіри$,К'г";Т*бчев II.литературные дискуссии.-Баку:Ягнчы, 19%;і урваного il. Хзнч^и Іе'М'аагч.-Баку:Г.зычы,1969.
- 7 -Т. Гаджиева,; ..Иамедова.Н. Нелиханова, А. Мамедова.К. Алиева, a. Be лиева и др. Одновременно бнли рассмотрены сьязанные с литературой и искусством взгляды таких поэтов,писателей и критиков - создателей азербайджанской литературы,теоретически-эстетической системы нового периода, как A.IJaкихансь,М.5!.Назех,!!.". Ахундов,Г.2ардаСи,С.А. !Пирвани,і.Кочарлк,Н.Наримаі!о»,Дж, Мамсдкулизаде.К.А.Сабир.Уз.Гад-кпбеков,А.Гусеиизаде,АЛгаоглы,М,Хади,Г.Джавид,А.Сиххат,А..Иаик, С,Гусейн,Л.Сур,!!. Шхтахтикский.
Цель и задачи исследования. Главная цель диссертации заключается в системном исследовании конкретных вопросов изучения в литературоведении азербайджанской критики нового периода.Для реализации этоя цели было решено:
охарактеризовать эстетические направления борьбы критики за новое искусство и литературу;
определить отношение критики к литературным видак и канрам;
- изучить взгляды на вопросы мастерства.
Метсдологическая' основа и метод исследования. За основу в '
диссертации взята научьо-теоретнческая идеологическая концегция. В основе исследования лежит историко-сопоставктельный мотод.В рабоїе использованы новейаие достижения литературоведческой мысли,суждения и высказывания о литературе видных ученых-литературоведов. "
Научная иовігиа исследования.Тема "Вопросы изучзиия в литературоведении азербайджанской критики нового перяода(1800-1920)и сама по себе является новой,ибо отнозение литературоведе ню1 к критике XIX-XX веков в системной форме исследуется впервые.В зависимости от типа и функции анализа прсблеи,.дается оценка достижениям, показывается противоречия в литературоведческой иыслн о критаке.
Как известно,противоречия литературоведческой науки в отно-пении к классическому литературному наследив продолжались все десятилетия: требование подчинять литературу политикр,начиная с'' 20-30-х годов,стало критерием оценки литературы и искусства.Hay- . ка о литературе развивалась в ранках требований нового общественно-политического строя.Сами по себе эти нерки опирались на марксистско-ленинскую методологией сущности,сама эта методология породила общественно-политические каноны и всё,не входящее в яти каноны,отвергалось. Именно с этой позиции совершались нападки на национальное литературное наследие,национальное мышление,высказывались односторонние,ошибочные мысли,укоренялись проти"оречи?ке
- Є -
взгляды на национальны?, ряализи и романтизм,народное и национальное,появлялись "белые пятна" в истории литература.Политические доктрины преобладали над объективной научной мысльс.Ко всем этим вопросам диссертант относится,исходя из нового мышления,проводит сопоставительное научные анализп.
Теоретическое и практическое значение работы. В диссертация предприняты вахние шаги по создание научной истории нового научно» теоретического типа в истории литературоведения - науки о критике -Диссертация обосновывает необходимость разработки в литературоведении проблей,связанных с рралнзиом,романтизмом и истерией литератур», сыграет определенную роль в преподавании в историческом аспекте азербайджанской критики,литературоведения и критяговедеиия.
Диссертация может дать обширный научный материал для создания научной истории и критики азербайджанского литературоведения и крк-тиковедения.
Апробация исследования. Тезисы диссертации,связанные с различными проб лемами,были доложены на У,УТ Общереспубликанских конференциях молодых ученых-литературоведов.Были опубликованы в республиканской печати и статьи по теме диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав,?аклочения и списка использованием литературы.