Введение к работе
Диссертация посвящена проблемно-монографическому рассмотрению творчества Василия Ивановича Белова под знаком выявления черт творческой индивидуальности.
Актуальность темы определяется значительным интересом современной пауки о литературе к проблемам художественной индивидуальности, творческой самобытности писателя. Произведения Белова всегда привлекали внимание критиков, литературоведов, читателей, что позволяет, учитывая изученность отдельных произведений и разных сторон творчества писателя, попытаться обобщать этот опыт и решить более общую задачу, связанную с особенностями творческой индивидуальности художника. Заканчивается третье десятилетие творческой работы Белова. Продолжительный временной срок и характер творческих поисков писателя созд&от предпосылки для исследования художественного шра Белова как явления объёмного и целостного, заключающего в себе авторскую концепции бытия, то, что принято называть положительной программой писателя.
Задачи исследования: постижение художественного мира и творческой судьбы писателя в их органическом единстве. Решению проблемы творческой индивидуальности Белова подчинены в работе и принципы отбора исследуемого материала, и структура работы в целом (количество глаз и их расположение). Обращение к некоторым теоретическим проблемам (фольклоризм , народность, творческий метод) и вопросам, связанным с классической традицией и творчеством некоторых современных писателей, носит вспомогательный характер, позволяя рассмотреть проблему творческой индивидуальности Белоьа в достаточно широком литературном контексте и на разных проблемных "срезах".
Научная новизна работы обусловлена характером поставленных и решаемых в ней задач. В круг исследовательских проблем вовлечены как вопросы, связанные с особенностями поэтики Белова, своеобразием эстетических взглядов писателя, так и вопросы философского, 'мировоззренческого характера, что позволяет, в итоге, син-' тезировать различные подхода и оценки творчества Белова под знаком проблемы творческой индивидуальности.
Методологической основой исследования материала явилось марксистско-ленинское учение о законах и принципах материалистической диалектики, ленинская теория отражения, сбщеметодологичес-кие полоаения о единстве содержания и формы, о роли глировоззреиия
в художественном творчестве, достижения современного литературоведения с учётом идеологических и духовно-нравственных процессов обновления.
Практическая ценность диссертации определяется возможностью использования её долояенид в разработке вузовских лекций, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам художественно-стилевого развития современного литературного процесса и основных тенденции развития русской проза последних десятилетий.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на аспирантских семинарах (І9Є6-І989 гг.). Материалы работы использовались при чтении в ЛТЛИ им.Герцена лекций по истории советской литература (1989 г.) и лекций по современней прозе о деревне на .Малом литературном факультете (1987-1988 гг.).
Структура диссертации. Работа состоит по введения, трёх глав, в каждой из которых решается определённая задача, являющаяся составной частью основной проблема, и заключения. Общий объём страниц. Библиография содержат 109 названии.