Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Василия Белова как художественная система Евсеев, Валерий Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евсеев, Валерий Николаевич. Творчество Василия Белова как художественная система : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1989.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-1/3581-7

Введение к работе

Творчество лауреата Государственной премии СССР Василия Балова вшивает после публикации повести "Привычное дело" пристальный интерес читателей, текущей критики, является объектом исследований в отечественном и зарубежном литературоведении. Основной массив критической и научной литературы о творчестве 3.Белова составляет сотни рецензий и специальных статей, книги 1С>.И.Селезнева, Л.Ф.Ержэва, Л.Ванглер (ФРГ). В диссертационном жанре творчество писателя монографически рассматривали У.М.Ала-видзе, З.А.Змельлпов, Б.Тесмер (ГДР), Т.Н.Андреева, в "обойме"' с другими писателями - Ю.А.Дворянин, 0.А.Москвина, А.Б.Порзекв, А.О.Болъиез, Д.Герчиньска, П.Г.Молкуиян, М.П.Туяпчекова.

Произведения писателя находятся в центре вишапия -леслэдо-вателей литературы; обращение к ним является поводом для полемики по проблемам действительности, литературного развития. Почти о всех них существуют противоположные, взаимоисключающие мнения как в плоскости рецензирования, первичного осмысления, так и на уровне широких литературоведческих обобщений.

В длящейся годами полемике акцент переносится на анализ идейно-тематического.содержания творчества В,Белова как мироз-зролческой, идеологической данности. При этом на периферии обсуждения нередко остаются проблемы творчества как художественного явления, обладающего диалектически взаимообусловленным единством содержания и формы, вследствие чего объективное понимание своеобразия содерлсания - при игнорировании своеобразия форм выражения содержания - затруднено, приводит к произвольному толкованию,, неаргументированным выводам и оценкам, особенно .характерных для истории критики произведений В.Белова.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что избранный ракурс изучения, во-первых, дает возможность решить ряд спорных вопросов творчества В.Белова в ходе обнаружения единства компонентов художественной системы, во-вторых, позволяет в процессе постижения творчества как целостного литературного феномена снять имеющийся разрыв между эмпирическим восприятием содержания и самодовлеющим анализом авторских форм.

В диссертационных исследованиях продуктивные концепции были выдвинуты Ю.И.Дворяшикыи (о нравственно-психологической доминанте беловского повествования), У.Ы.Алавидза (о движении от социально-бытовой к социально-психологической повести в прозе Белова), В.А.Емельяновым (об эволюции двух типов характа-

ров в творчестве писателя), Т.Н.Андреевой (о слиянии свойств лирико-философсттй и национально-исторической прозы В.Белова в художественной структуре его поздних рассказов). Выделяются работы А.0.Большева (о структуре народного характера) и А.Б.Пор-зеко, высказавшего значимую мысль о поликонфпиктности беловско-го рассказа, "хговестайной тенденции" в нагл.

В центр диссертационного исследования творчества В.Белова были выдвинуты канровш проблемы, рассматривались особенности изображения писателем народного и национального характеров, а также осуществлен сравнительно-типологический анализ беловской прозы и целого ряда современных писателей (В.Астафьева, С.Воронина, Г.Матевосяка,, В.Распутина, В.Шукшина и других). Спектр анализа в диссертационных работах достаточно широк и разнообразен, но представляет пока научные фрагменты системного исследования и не включает ряд существенных и необходимых характеристик, которые позволили бы составить более полную картину литературного явления - творчества З.Белова. Некоторые аспекты творчества писателя все еще слабо изучены или не получили объективной оценки.

Слабо освещены особенности психологизма В.Белова, не систематизированы его специфические художественные принципы и . способы типизации. Высказывания о литературных традициях в диссертациях эпизодичны, носят характер беглой констатации, перечислительная интонация главенствует в упоминаниях литературных учителей В.Белова. На наш взгляд, перевес в изучении фольклорных традиций над литературными, наметившийся в диссертационном исследовании прозы В.Белова, уводит в сторону от понимания творчества писателя как синтеза тех и других традиций в единой - индивидуальной - художественной системе. Множество указаний на литературные традиции, как правило, декларируется и не подкрепляется анализом, что не дозволяет объективно судить о новаторских чертах творчества В.Белова, его вкладе в современное художественное развитие.

Отечественные диссертации о В.Белове касаются лишь его прозы (Б.Тесмер в докторской диссертации рассматривает лирику и драму писателя главным образом с содержательно-тематической стороны). Однако процесс развития, накопления нового художест-. венного качества в творчестве писателя второй половины 70-х годов и в 80-х годах осуществлялся синхронно - как в прозе, так

и в драме. Наметилась и некоторая повторяемость исследований, дублирующих одни и та же идеи и шлоиения. Например, ото касается очевидного разделения беловеких рассказов по жанру на лирические, эпические, драматические и сказопш. Общим местом стал разговор о фольклорных тенденциях в творчестве Белова: классифицируются разновидности используемых фольклорных жанров, а глубинный механизм усвоения и преобразования фольклора в творчестве писателя, по существу, не выяснен, много неточностей возникает при осмыслении эстетического идеала З.Белова, что порождено неясным представлением о пришглпах его воплощения, способах его реализации посредством целой системы художественных средств и приемов в произведении.

Цель данной работа заключается в выяснении совокупности ' тех закономерностей творческой системы, которые организуют, строят к скрепляют художественный мир произведении писателя.

Научная новизна исследуемой проблемы состоит в том, что ' впервые все творчество В.Белова рассматривается как целостное литературно-художественное явление, в котором проза, драматургия, лирика, публицистика - разнообразные выражения единого творческого развития писателя. Рассматриваются все видовые и родовые составляющие в контексте всего творчества и с точки зрения проблем художественного своеобразия.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются принципы марксистско-ленинской эстетики, труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы партии, а такке работы ведущих советских литературоведов по проблемам системного исследования литературного творчества.

Предметом исследования являются специфические обшие художественно-эстетические закономерности и особенности, присущие творчеству В.Белова, а объектом исследования1- творчество писателя, художественный мир его произведений'(лирических, драматических, прозаических, художественно-публицистических), в процессе анализа которого и реконструируется целостная индивидуальная художественная система (творчество писателя как художественная система).

Художественная система писателя - это система образных концепций действительности, творческих принципов, средств и форм художественного выражения/ ведущая к созданий художественного мира литературных' произведения. Художественная система

' 4 возникает на пересечении единичного (творческой личности) и общего (в русле исторического и литературного процессов и в рамках определенных творческих методов и направлений) как феномен худозкеотвенпого сознания, отличающийся признаками и свойствами целостности, структурности, иерархичности и - исходя из внутренних и внешних по отношению к системе противоречий - неповторимыми законаші развития и совершенствования.

Целевая установка на исследование творчества В.Белова как художественной системы предполагает решение следующих задач:

а) определение внутритипологических черт творчества писателя; .

б) исследование поэтики как системы среств выражения в литера
турном произведении; в) выявление функциональной природы худо
жественной системы; г) определение новаторских черт системы.

В соответствии с доставленными задачами исследовательский метод как системный включает структурно-типологический и сравнительно-типологический подходы к творчеству В.Белова.

Практическое значение исследования состоит в том, что его
результаты, подученные выводы и оценки могут расширить предс
тавление о художественном мастерстве В.Белова, а содержащийся
в диссертации материал может Сыть использован при разработке
лекционных курсов по истории советской литературы, при подго
товке спецсеминаров по проблемам современного литературного,
процесса, "деревенской прозы", а также при проведении факуль
тативных занятий в школе. . .