Введение к работе
Актуальность габотч. Роль художника, трориа духовних иеннос-ией чрезвычайно важна в современном мире. Слово писателя таит в себе великую созидательную энергию, литературные произведения в состоянии влиять не только на сознание и чувства людей, они могут стать настоящей силой позитирннх изменений в современном обществе
Вчбор Чингиза Айтматова и Нгуеч Минь Тяу в качестве объекта данного исследования совсем не случаен, более того, он закономерен. Посколько рассмотрение их творчества позволяет решить сразу несколько литературоведческих задач. Во-перрчх, рассмотреть и подробно проанализировать общетеоретические гггоблемч возникновения и /нормирования индивидуального стиля писателя. Во-втогчх, показат» насколько велика и значима роль истинного художника, писателя в процессе развития литературы своей странч, насколько тесно бчвагот связанч между собот7 литературы разнчх стран благодаря творчеству отдельных писателе'". И наконец, констатировать тот -Такт, что и творчество отдельных писателей, и существование отдельных национальных литератур-есть суть единого общемирового литегатурного процесса. И в этом контексте особую важность прибретает вопрос о взаимовлиянии и взаимопроникновении литератур разнчх стран, а более конкреино-роль советской литературы в процессе становления современной литературы во Вьетнаме.
Именно эти обстоятельства и предопределили наїм выбор и задачи ксследования-рассмотрение творчества советского писателя Чингиза Айтматова и вьетнамского писателя Нгуен Чпнь Тяу как стрких представителей наиболее важных направление в газвитии как литератур
-2-своих стран, так и в общемировом литературном процессе. Являяс национально самобытными прозаиками, оба они в то же время пред тают последовательными и искренними приверженцами общечеловечеі ких ценностей и гуманистических идеалов. Им присущи философсю взгляд на действительность, а их творчество предстает как закої мерный и наглядный резуль проявления различных стилевых манер.
Одной из основых задач современного литературоведения являє ся изучение стилевого целого писательского творчества и исторш литературных направлений. В художественной литературе наибольик внимание уделяется индивидуальному литературному стилю писател} Принято считать литературу развитой, имеющей множество достижеі в том случае, если она характеризуется многообразием и богатсті стилей. Бурное развитие советской литературы предстает как едиі тво и ярких писательских. И это выдвигает перед теорией литера' ры потребность изучения проблемы индивидуального стиля писателі причем-как историю формирования этого понятия, так и процесс е: живого развития.
Проблема стиля-одна из центральных в литературоведческой в ке, постоянно привлекающая внимание литературоведов как в Росс так и во многих странах мира. Стиль-это важная синтезирующая х рактеристика единства содержания и формы литературного произве, ния. Его внутреннее единство традиционно связывается с общей в охватывающей идеей, которая своеобразно выражается во всех худ жественно значимых элементах произведения и в их взаимной соот сенности. Именно стиль объединяет смысловую глубину идейного с ржания и словесно-художественную ткань литературного произведе
Этим определяется организующая роль стиля, его непосредств
нал соотнесенность с единством формообразующей деятельности авто-
ра-творпа. С этой точки зрения стиль может бчть дополнительно оіг-j
ределен как непосредственное выражение авторского присутствия,кан
і материально воплощенный и творчески постигаемый "след" авторской :
активности, образующей и организующей художественную целостность.
Изучение творчества таких разных художников слова, их стиля под углом зрения творческой индивидуальности позволяет нам поняті глубже и всестороннее как творческую неповторимость самобнтннх ху; дожников, так и некоторые общие закономерности современного лите-ратурного процесса.
Цели и задачи исследования.Объектом рассмотрения из многих писателей был выбран чрезвычайно показательный творческий опыт ру сскоязнчного киргизского прозаика Чингиза Айтматова. Для подобного выбора определяющую роль сыграли две следующие причины. Пре-І жде всего, имя Чингиза Айтматова хорошо известно вьетнамским читателям. Он относится к числу лидеров зарубежных писателей, произведения которых достаточно широко переводилось и издавались во I Вьетнаме. Кроме того, в стиле Айтматова есть немало черт, сближающих его с современными вьетнамскими авторами. И в первую очередь следует назвать тля прозаика Нгуен Минь Тяу, который справед ливо занимает особое место в литературе современного Вьетнама и творчество которого всесторонне рассмотрено и проанализировано в данной диссертации.
Поэтому в качестве целей и задач диссертации надо назвать еле дующие:
-Систематизация различных точек зрения советских литературоведов о понятии "стиль", анализ и опенка результатов их исследо-| ваний.
_4-
- Установление значения понятия "стиль" в процессе изучения и анализа стиля конкретных писателей-Чингиза Айтматова и Нгуен Минь Тяу.
','етоттпка исследования и источники. Обще" методологическое бс зоч диссертации являются теоретические лостижения советское лите ратуроведческо'" науки, прежде всего-метол комплексного анализа, на основе принципов диалектического единства содержания и йормн, на основе конкретних исторических принципов.
Матер:галом исследования послунили трулы по теории литература главным образом-по теории стиля, как на русском /основная часть материала /, так и на вьетнамском языке. При изучении проблем,рг сматриваемчх в диссертации, автор опирался на трулы ученых: ионе графин К.К. Гея, З.І'І. Гусева, Т.п. Поспелова, Е.Ю. Сидорова, A.F Соколова, М.Б. Храпченко, А.В. Чичерина, 4-томнчй труд "Теория J тературннх стиле"'" /1973-1982/ и лр. Важное место занимают работ литературоведов и критиков, занимавшихся изучением творчества Чі гиза Айтматова- Г.Д. ГачеваДЛебелевой, В.Левченко, Кирза-Ахмеде вох, 3.Г. Османовай и др.
Более глубже нам помогают понять процессы, происходящие сег< ня во вьетнамско'"' литературе, критические работы российских уче-ннх-постоковелов Г4.П. Зимонино1"', Н.И. Никулина, А.А. Соколова.
3 научны^ оборот были также вовлечены литературные произвел» ния Члнг-тяа Айтматова и Нгуен Минь Тяу, изданные на русском и в: тнанскои язиках.
Чаучач новизна работы обеспечивается как постановко** проблі мч, так и привлечением обширного материала для решения поставлеї чих задач.
Зпэгвчэ во вьетнамском литературоведении была гг. оведена скс
-5-матизапия достижений советского литературоведения в изучении проблеми стиля, сделана попытка^ комплексного рассмотрения стияево" системы произведений Чингиза Айтматова.
Впервые понятие стиля было применено для изучения индивидуатп-ного стиля конкретного вьетнамского писателя-прозаика Нгуен Минь Тяу.
Также вперве во вьетнамском литературоведении бчли поставленг и рассмотрены в историко-литературном и отчасти теоретическом пля не цели и задачи систематического изучения понятия стиля.
Практическое значение габотн определяется мерой ее новизны, которая заключается как в постановке проблемы, так и вводе в нау-чны1** обиход полученных результатов. Данные и результаты проведенного исследования могут быть использованы для изучения вопросов, связанных с понятием индивидуального стиля писателя и развитием вьетнамского литературоведения. Содержащиеся в диссертации вывода и материалы могут быть использованч в вузовских учебниках, лек ционных курсах и специальных теоретических курсах для вьетнамских студентов и преподавателе"-филологов.
Апгобаїтия габоты. Диссертация явллась результатом работы автора, проводившееся в течение ряда лет в Отделе национальных лите ратур Российской Федерации и ближнего зарубежья. Институт мировой литературы им. A.M. Горького РАН.
Диссертация была обсуждена на заседании отдела национальных литератур Российской Федерации и ближнего зарубежья.