Введение к работе
Актуальность проблемы. ЕвдГсравнительно недавно А.Г.Твар- ' довсний - в ряду с прочими советскими классиками - виглядай . для многих законченный монолитон, занявшим свое незыблемое место в историко-литературной музее. Однако в последнее время на полотне искусства XX вена возникли новые герои, детали, красяи, и они не ыогли не изненить слонявшийся сюжет, не перераспределить светотени. Перед учеными встала-задача утверждения и восстановления, пересмотра и проверки художественных цен-, ностей.
Подтачиваются наноны и изнутри. Появились воспоминания братьев, А.Солженицына, Ф.Абрамова и других о неведомой, нехрестс-матийноц Твардовском. Публикуются его собственные письма,'дневниковые записи, наконец, стихотворения и.поэма, разруиающие привычные мнения. Даяе западные слависты, числившие поэта ера- -ди тех, "нто имел прочао ортодоксальную советскую репутацию и, казалось бы, прожил »ззнь,ничего на замечая вокруг", говорят, что "теперь необходимо передумать и переписать его творческую биографию"1 (Е.Этнинд).
- Возвращается кивое опущение Гвардозсного как современника, ' пропворечивого и противоречащего, неудобного и незащищенного. Неудивительно, что свидетельства мемуаристов возобладали в минувшие 5-6 лет над литературоведческим и даже критическими ': разборами. Однако приближение к герою не тольно одаривает откровениями - декларации в воспоминаниях невольно оттесняют постижение, отдельные впечатления заслоняют изменчивость портретируемого облика, цепь следствий и причин-.
Ученый, привлекая все возможные факты и контекста, стремится понять преаде, чем судить, - л ъ этом его неоспоримое преимущество. Го,, что пуннгирно прочерчено в некоторых рассказах о личности Твардовского, гораздо многозначнее повазывавт его занонченные произведения, черновые записи и письма. Они углубляют представления о драматической сложности всего творче-сного пути поэта, который и необходимо сейчас открывать, в пер-' вую очередь, уяскяя индивидуальную сущность писателя в.большом литературно-общественном оврукении. Этим определяются выбор проблемы, ее актуальность и новизна, даяе полемичность кап по
1 Копенгагенская встреча деятелей культуры // Вопросы литературы. 1989. № 5. С. 1.7.
отношению н. мемуарной и критической литературе последних нет, *~
так и по отношению в научной литературе пет v.u предшествовав
шим. . .
Цель'и задачи диссертации обусловлены характеров исследуемой проблемы, а также состоянием ее изучения. Они сводятся в тому, чтобы, рассматривая поэзию Твардовского в свете современных концепций, новых фактов, более точно и обоснованно, чем прежде, восстановить реальное развитие писателя. Для этого необходимо выявить, какие специфически художественные, 'ндейко-психопогичесиве, общелитературные и социальные процес- сы составляют и определяют творческую эволюцию А.Твардовского. Методология и методика исследования. Само индивидуальное развитие писателем., замечал Д.Максимов, "еще не вполне осознано кап особая'литературоведческая категория"- и предлагал сравнивать творческие пути по структуре, .степени осознанности и интенсивности, а,' главное, по типам. Центральные среди них. в толковании ученого, - путь нан позиция и путі как развитие .. Именно тип писательской эволюции диктует выбор методов и разработку методили анализа, аденватных предмету исследования.
В связи с Твардовским, по-видикому, следует говорить и о
позиции, поэтической пире, и об осознанной, но и непредсказу
емом двикении. Говорить вместе, а не по отдельности, как обык
новенно получалось до сих пор, когда опорными становились ли
бо еаглавше вехи пути (50-60-е года), либо постоянство (70-е-
перкая половина БО-х годов).
Кроме того постивение поэзии А.Твардовского зависит и от ' наших сегодняшних взглядов, и от теперь лишь открываемых реалий прошлого. Отсюда - равная, а вернее, единая потребность историно-генетического и нсторинотфуннционального ее изучения; способного если не уничтожить, то, по крайней иере, сократить разрыв между основательными, но повальным наблюдениями ученых-предшественников и острыми по сути своей, но недостаточно убедительными суждениями мемуаристов І! КрИТИНОВ.
Сочетание историво-генетичесного и историио-фунициональ-
ІІ а і с и в о в- Д. Поэзия и проза Лл.Блока. Л., 1981. С.9.
2 Там же. С.10-17.
його методов, в первом из ногорых преобладает констатирующий, социологический, а во втором - ценностный, эстетический принг цип, выводит нас к категориям и приемам исторической поэтики, и прежде всего - к канровоиу анализу. В понимании А.Н.Ве-сеповского и Г.Н.Саку пина, М.Ц.Бахтина и П.Н.Медведева жанр является целостной организацией на только формы и содержания, социального и художественного, но танке единством стабильного я переменного ("Еанр всегда и тот и не тот, всегда и стар и нов одновременно"1), т.е. выступает именно в том качестве, ноторое особенно отличает Твардовского - поэта и позиции, и пути.
Жанр в диссертации трактуется как устойчивый тип взаимо-. отношений автора, героя и читателя, выступающий в произведении в исторически конкретной, индивидуально-неповторимой форме. Такое определение позволяет в дальнейшем рассматривать поэтическую эволюции А.Твардовского кан целостный процесс даи-кеиия авторского сознания, развития образов, меняющихся нон-' тантов худовнвиа с читателями.
- - Постикение центральной проблемы имеет внутренний и внешний аспекты.. Внутренний представлен анализом аанровым - как основным - и анализом гзкстологичесніга, подспудным. Внешний аспент исследования творческой биографии предполагает обяза-: тельные сопоставления на только сопредельных, но и отдаленных ее этапов, а танке соотнесение художественного развития поэта с современными ему литературой и обществом, поскольку "духовная эволюция Твардовского - эволюция народа, нескольких поколений. Он нес в себе силу и слабости народа" (Ф.Абрамов).
Научная новизна и практическое значение. На оригиналь- . пость наша диссертационная работа ыокет претендовать имение. новыми подходами и скорее конкретными, чей общини выводами. Основной вектор'поэтического двикения Твардовского давно уаэ обозначен, но, как писал он сан, обращаясь к исследователю своего творчества, "одна только вонстатация преобладания лн-
1 Б' а х т и н М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М., 1972. С.178.
' 2 Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы. Л., 1989. С.263.
ричєсяого дача*а в ыоих стихах с годами- задача весьма не-
слонная и не требующая тан их щатепышх обоснований. Это-то
дело самоочевидное, но.Вы не говорите даже, хорошо это или
плохо, на- ставите это в связь с квкши-то общими заноноиернс-
т стяни, как говорится, развития поэзии" .
Нельзя недооценивать сделанного исследователями творчества А.Г.Твардовсного. В статьях и монографиях Н.Н.Випьям-Винь-ионта, А.Н.Манарова, Е.П.Любаревой, П.С.Выходцева, А.М.Турно-ва, А.В.Иаведонова,.A.M.Абрамова, В.М.Анотнина и других многосторонне рассматриваются особенности иетода и стиля, образной систеїш, поэтика отдельных произведении. Намечено в них и ре-щение некоторых проблей, обозначенных наші выше. Однано сохра--няются пока в авардовсвовадении и пробелы: I) почти не выявлены реальные противоречия пути, логику которого изображали, в основной, как расширение границ изначального; 2).отсутствует обобцвщее .и последовательное рассмотрение канров; 3) плохо восстановлены связи Твардовского с литературным процессом; 4) глубокие и выверенные текстологические наблюдения не выходили за пределы отдельных произволений - систематическое.включающее помимо позы и некоторые стихотворения, концептуальное исследование творческое истории не развертывалось. Все это ыы и .попытаемся восполнить своей диссертацией, решая задачу наиболее объемного и современного постижения творческой эволюции А.Твардозсного, привленая для рассмотрения неизвестные (в том числе архивные) и недооцененные прежде материалы.
Предложенные в раОоге методологические подходы и методика анализа демонстрируют возможные способы и варианты переосмысливания истории русской литературы XX века, поэтому содерка-ние диссертации может быть использовано в подготовив и обобщающих, и конкретных исследований этого материала, а такие в лекционных вузовских курсах (общих и специальных), на занятиях в старших классах средних школ.
Апробация работы. Основные.положения работы обсукдались на ктоговых научных конференциях и заседаниях литературоведческого иетодологичесиого семинара Ивановского университета в
^-Твардовский А. Письма о литературе, 1930 -1970. !.!., 1985. С.№.
- ц -
1980-1992 годах,, ыекдународнах, республиканских и межвузовских совецашшх (Иваново-, 1981, 1986, 1991 гг.; Смоленск, 1978, 1983, 1987 гг.; Рига, 1987 г.; Вологда, 1989 г.; Одесса, 1991 г.}, излагались автором в спецкурсах "Анализ поэтического произведения з кадровом аспекте", "Слагаемые литературного процесса", "Творческая эволюция А.Т.Твардовского", слушателями которых были студенты филологического факультета ИвГУ, а тавжз в лекциях для преподавателей теїмнумов и средних школ, учацихся.
Структура диссертации. Работа состоит из "Введения", трех глав (с выделением в наядой трех разделов), "Заключения" и "Опасна' цитированной литературы", внлючающего 453 наииенова- * ния-. Архитектоника основной части продиктована принятой нами периодизацией творчества Твардовского.