Введение к работе
Актуальность темы. В истории каждой нации бывают такие пе-годы, которые, можно назвать моментами выбора, надолго опреде-;щего ее будущее. В новой истории народов Туркестана таковыми isho считать канун завоевания края царизмом - "времена послед-к ханов" и события I9I7-I924 г.г., ребром поставившие вопрос том, быть Туркестану самостоятельным или оставаться в колоннадой зависимости.
Происходящие ныне демократические процессы еще раз цредос-шили узбекской нации, так же как и другим народам страны, ис-фическую возможность определить свою судьбу. Это, перефразируя .Айтматова,"дни стоящие веков".
Естественно, в этих условиях возникает необходимость новых эдходов к изучению литературных произведений, освещающих драма-іческие периоды истории нашего народа, непредвзятого анализа их зорческой истории, мотивов создания, сущности содержания, что ззволяет открыть неизвестные грани, объективно оценить, наконец, ізвитие как литературы, так и общества в целом. Необходимость зреосмысления к переоценки таких произведений, прежде всего, ро-шов Чулпаяа, А.Кадыри, А.Каххара, диктуется еще и господство-ївшей односторонне идеологизированной, догматической, ложной эчкой зрения на них, как и на всю литературу. Искажение правды галет на сознание поколений, ведет к культурной, нравственной зградации. Вот почему столь актуально и для науки, и для общест-а. восстановление истины, сколь бы сложной и даже противоречивой а оказалась подлинная картина.
Одно из таких значительных и непростых для исследования яв-зний - творческое наследие видного представителя узбекской лите-атуры нового времени, одного из родоначальников профессиональ-ой национальной прозы Абдуллн Каххара. Оно, несомненно, еще дол-о будет оставаться объектом научно-эстетических размышлений ли-ературоведов и критиков. Хотя проделана немалая работа по изучена творчества писателя, многие грани до сих пор остаются не рас-
Абдулла Кодирий. "Утган кунлар". Т. 1974. 3 бет.
4.
скрытыми, требуют верной, а не конъектурной интерпретации с учетом всех факторов. Даже творческая история двух крупных произведений Каххара - романов "І&граж" и "Огни Кошчинара" изучена поверхностно. Важность постановки данной проблемы обусловлена, конечно, и тем, что переломные моменты событий 20-х годов ("Мираж" и период коллективизации ("Огни Кошчинара") в настоящее время, как'известно, оцениваются с качественно новых позиций, восстаноз ления подлинной исторической правды.
Все это заставляет заново исследовать авторскую интерпретацию этих событий. При этом прежде всего надо учитывать всю совокупность внутренних и внешних факторов, повлиявших на формирование мировоззрения и эстетических взглядов писателя, без чего невозможна объективность выводов, возникает опасность нигилизма, что сегодня, к сожалению, часто встречается в процессе переоценки ценностей. Во-вторых, не следует'впадать в крайности, и учитывая другую сторону вопроса - нравственную. Подлинный талант мі жет искренне заблуждаться, сомневаться, так или иначе подвергат: ся давлению извне, однако не может не проявиться в своей основной сущности, в искреннем стремлении адекватно осмыслить событие и явления. Весь советский период истории литературы изобилует ПІ добнымя примерами относительно драматичной творческой биографии крупнейших мастеров. Иными словами, те или иные деформации, на которые необходимо указать, не должны искажать позитивного; ело; ности и противоречие не отменяют главного. В этом состоит актуальность самого художественного наследия и его изучения с новых позиций, эстетических и методологических.
Степень разработанности проблемы. Псчти все произведения А.Каххара не случайно вызывали принципиальные и многолетние спо-ры в критике и литературоведении. Особенно .остро, приобретая политическую окраску, они разгорались вокруг двух исследуемых романов. В частности, о романе "мираж", когда он еще не был издан отдельной книгой,в партийной газете республики была опубликован! статья Ю.Султанова , которая положила начало дискуссиям, не утихающим и по сей день. Из десятков публикаций достаточно назвать
См.: "Іфзил Узбекистон", 1937, 17 ноября.
5.
статьи Х.Ь^усаева, Т.Джалалова, Р.Мадаици, М.Кошчанова, Н.Шадие-ва, Ш.Алламова, В.Смирновой . А недавние выступления ученых и критиков О.Шарафутдияова, У.Норматова и писателя А.Атаханова показали, что споры вокруг романа продолзагатся. В свое время "Ми-pas" обсуздался на специально организованных диспутах, стенографические отчеты которых хранятся в Центральном Государственном . архиве УзССР . Подробный анализ романа дается в ряде книг кахха-роведов - О.Шарафутдггсва, М.Султановой, И.Бородиной, Х.Абдуса-матова и др.
Творческая судьба второго романа "Кошчинар" во многом аналогична. С разных точек зрения и критериев произведение оценивалось в статьях А.Алимухамедова, Ю.Либединского, И.Султанова и Ш.Рашдцова, П.Кадарова, О.Шарафутдинова . Роман такге обсуадался в Союзе Писателей Узбекистана , о чем подробно говорится в диссертации. "Огни Кошчинара" взяты объектом анализа в книгах М.Кошчанова и У.Норматова, Х.Абдусаматова . Критический обзор всех указанных исследований такяе дается в нашей работе.
1 См.: "Вплетите", 1939, 30 января; "Кизил Узбекистон", 1939,
12 ноября; "Узбекистон адабиёти ва санъати", 1941, J6 5; "Шарн
юлдузи", 1967, И 7; "Узбек тили ва адабиёти", 1973, Л 4; "Уз
бек тили ва адабиёти", 1977, » 4; "Другба народов", 1963, Л 7.
2 См.: ЦГА УзССР. Фонд 2356. Опись I, дело 56, 63.
См.: О.Ішрафутдинов."Абдулла Кахх--ор". "Вп гвардия", Т. 1988; М.Султанова."Абдулла Каххор услуби". Ташкент: Фан, 1967; И.Бо-ролина."Абдулла Каххар". Ташкент:Госиздат "Художественной литературы", 1957; Х.Абдусаматов."Абдулла Кахдор". Ташкент:Уздав-нашр, I960.
См.: "Кизил Узбекистон", 1948, I августа; "Литературная газета", 1948, 14 августа; "Культура и жизнь", 1949, 21 мая; А.Ках^ор. "Асарлар". Т., 1957; А.Кахз;ор. "Асарлар". Т., 1987.
См.: ЦГА УзССР. Фонд 2356. Опись I, дело 158.
См.: "Майорат сирлари". Т., 1968; "Сайланма". Т., 1985.
6. '
Цели и задачи исследования заключаются в полном, разностороннем и объективном освещении истории создания и переработки романов А.Каххара "Мираж" и "Огни Кошчинара". Для этого необходимо рассмотреть и вскрыть следующие важные моменты:
пагубное влияние общественно-политических событий 20-х г. на духовную сферу;
факторы, формировавшие мировоззрение и эстетический вкус "новой" интеллигенции;
исторические условия, при которых создавался роман "Мирах" и которые освещаются в нем; а также литературные и политические источники, давшие толчок к созданию романа, и характер их отражения в контексте романа;
сущность и последствия литературной политики послевоенного периода;
отношение критики к роману "Кошчинар" в период господства "теории бесконфликтности";
причины изменений в романе вследствие его переработки;
отрицательная роль литературной политики в снижении идейно-художественной. .. значимости романа "Огни Кошчинара";
с одной стороны, сущность изменений в психологии, мировоззрении, мастерстве писателя в условиях тоталитарного режима и отсутствия свободы творчества; а с другой, определенные попытки художника противостоят данным обстоятельствам.
Научная новязна работы. Только решение вышеуказанного круга принципиальных вопросов поможет впервые дать полную и взвешенную оценку предмета исследования, данного этапа литературного процесса. Между тем, в статьях и монографических исследованиях о Кахха-ре внимание акцентировалось, в основном, на !'идейно-художествен-ных особенностях", проблемах языка и стиля, мастерстве писателя и т.п. Более того, суждения отдельных авторов спорны, а часто поверхностны (работы А. Амиловой и Х.Абдусаматова ).
Вот почему невозможно и дальше игнорировать именно эти исследуемые нами проблемы: жизненные и общественно-политические фак-
См.: "А.Кахдорнинг "Сароб"устидаги ижодий мех,натига дойр", "Узбек тили ва адабиёти", 1970, & I. С. 62-65; "Сароб"романининг' иккинчи нашри", "Шарі; юддузи", 1958. № 4.
7.
торы создания романов, истинные причины и "куліш" полемики вокруг них, обретения и художественные потери в процессе переработки и т.д. В работе в указанном аспекте использованы материалы, доселе неизвестные научной общественности. В ходе исследования научно опровергаются устоявшиеся суждения о романах А.Каххара; следуя принципу объективности, критически оцениваются и прежние 'взгляды самого диссертанта на проблему. Результаты анализа и виводи диссертанта могут внести определенную научную новизну, современные взгляды в узбекское романоведение и каххароведение.
Научное и практическое значение работы. Творческая судьба романов А.Каххара несет на себе типичную печать своего драматического времени со всеми его противоречиями. На искренние намерения писателя, как и всей передовой национальной интеллигенции накладывались определенные политические догмы ж цепи, сковывающие творческий импульс, стремление к правде жизни. Вот почему, как яркое свидетельство, определенная диалектика столкновений внутренних и внешних факторов, творческая история романов А.Каххара, как и их содержание, является своеобразным отражением эпохи во всех ее поворотах и катаклизмах. Поїлимо прочего, это позволяет увидеть произведения и творческий путь крупного художника как без излишнего восхваления, так и без попыток вычеркнуть их истории национальной литературы. В данной связи диссертант полагает, что работа поможет также частично осветить и некоторые грани таких актуальных общих проблем, как "политика и творчество", "общество и художник", "мировоззрение и его отражение в искусстве", "психология творчества".
Результаты работы можно практически использовать при разработке подлинно научной истории узбекской литературы, при пересмотре устаревших толкований в вузовских и школьных учебниках, в спецкурсах на филологических факультетах вузов республики.
Апробация. Диссертация обсуадена и рекомендована к защите спец.советом факультета узбекской филологии ТашІУ им. В.И.Ленина. Основные положения диссертации изложены в докладах на конференциях молодых ученых в Институте языка и литературы АН УзССР (1987, 1988 гг.). По теме диссертации опубликованы сборник статей, отдельные журнальные выступления.
8.
Структура диссістадии. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка цитированной литературы.