Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Труды Табари как древнейший источник средневековой татарской литературы, XIII-XIU вв. : Трактовка персонажей Ахунов, Азат Марсович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахунов, Азат Марсович. Труды Табари как древнейший источник средневековой татарской литературы, XIII-XIU вв. : Трактовка персонажей : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Казань, 2000.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/738-1

Введение к работе

Актуальность темы. Современная татарская медиевистика рассматривает древнетатарскую литературу в неразрывном контексте всей тюркоязычной литературы Средневековья. Кроме того, речь идет о взаимовлиянии и взаимопроникновении не только литератур тюркских народов, но и об активном арабо-персидском компоненте, сыгравшим большую роль в формировании всего общетюркского культурного достояния. Среди татарских ученых наиболее активно этой темой занимались А.Т.Тагирджанов и Н.Ш.Хисамов, которые сумели не только определить и поставить данную проблему, но и во многом дать ответы на доселе риторические вопросы. Однако в наши дни, в связи с возникновением широкого интереса народов к своим корням назрела существенная необходимость рассмотрения всего комплекса арабо-персидских источников, которая должна начаться с малого. Наша диссертация, как раз таки, является примером работы с отдельным источником - трудами арабоязычного ученого Абу Джа'фара ат-Табари (X в.). Важность и научная значимость именно этого источника неоднократно подчеркивалась в ходе всей работы над диссертацией. О важности и актуальности наследия Табари говорится и в наши дни. Это можно понять и из речи президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, который накануне празднования 1100-летия государства Саманидов отдельно отметил большую роль Табари в развитии таджикской науки и культуры' и из интервью муфтия Равиля Гайнутдина, выделившего "Историю" Табари как основной источник для обоснования празднования приближающейся даты 1400-летия проникновения ислама на территорию современной России2. Тот факт, что не так давно в США был подготовлен и издан научный перевод "Истории" Табари в 39 томах, говорит о несомненной востребованности его трудов как важного источника и на Западе.

'Рахмонов Э. Тысяча лет в одну жизнь. Размышления накануне юбилея -

1100-летия государства Саманидов //Независимая газета. - 31.08.99. -

№160(1976).

Тайнетдин Р. Исламныц Россиядэ тарала башлавьша 1400 ел ту-

ла//Иман,2000. - март. - Ks.6.

Изучение наиболее важных памятников татарской средневековой литературы в сравнительном плане непосредственно с восточными оригиналами, такими как, например, труды Табари, позволит избежать многих ошибок, свойственным исследованиям, основанным на вторичных переводах.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в татарском литературоведении персонажи известных литературных памятников татарского народа "Кысса-и Йусуф" и "Хосров и Ширин" рассматриваются через призму трактовок одного из основных источников персидской, тюркской (в т.ч. и татарской) литератур - труды ат-Табари.

Цели и задачи исследования. В нашем исследовании мы уделили самое пристальное внимание особенностям трактовок в трудах средневекового историка и комментатора Корана Абу Джа'фара Мухаммеда ибн Джарира ат-Табари (839-923 гг.) образов и персонажей, известных нам также и по произведениям древнетатарских поэтов -Кул'Али (XIII в.) и Кутба (XIVb.). Перед нами была поставлена задача рассмотреть эти памятники в сравнительно-текстологическом плане с древними, арабскими оригиналами, определить авторскую новизну в обработке известных, так называемых "переходных" сюжетов, раскрыть характер их идейно-философской трактовки, показать развитие преемственности в нравственно-философском и гуманистическом аспектах. Нас интересовал вопрос: как изменилась трактовка идей, эпизодов и, главным образом, персонажей за три-четыре века поэтических обработок этого сюжета на мусульманском Востоке? Что нового вплели в ткань давно известных на Востоке "переходных"сюжегов, историй и легенд тюркоязычные авторы Средневековья Кул'Али и Кутб? Каким образом эти идеи и эпизоды были переосмыслены двумя тюркскими поэтами в идеологическом, психологическом, социально-историческом и нравственном аспектах? Наряду с этим, необходимо раскрыть изначальные, древнейшие корни средневековых литературных явлений, сопоставить татарские литературные памятники с их арабо-персидскими источниками, проследить тенденции развития известных "переходных" сюжетов, а также:

показать роль и место древнетатарской литературы в общемусульманском констексте;

определить каким образом трансформировались образы известных библеиско-коранических и исторических персонажей (Йа'куб, Йусуф, Хосров Парвиз, Бахрам Чубин и др.) на тюркской почве;

выявить роль и место произведений Табари в процессе формирования и развития общетюркской средневековой литературы;

провести сравнительно-сопоставительный и литературоведческий анализ трудов Табари и произведений Кул 'Али и Кутба в свете трактовок общетюркских и общемусульманских героев, эпизодов, сюжетов, ялений.

Методология и методика исследования. В соответствии с характером изучаемого материала в процессе исследования были использованы различные методы и приемы: сравнительно-исторический, историко-литературный, сравнительно-сопоставительный, описательный.

Состояние изученности проблемы и темы. Эта тема стала разрабатываться в татарской науке в конце XIX - начале XX вв. корифеями татарской общественной мысли: Ш.Марджани, Р.Фахретди-новым, Г.Ибрагимовым, Г.Газизом и Г.Рахимом. Но первые серьезные работы по истории средневековой татарской литературы появились в 40-е гг. XX столетия (Б.А.Яфаров3, А.Т.Тагирджанов4. Возобновленный в 40-50-х гг. XX века интерес к изучению древнетатарских памятников (Э.Наджип, Дж.Алмаз, Х.Усманов, Ф.Фасеев и др.) дал свои плоды. Уже в 60-80 гг. внимание к этой области науки становится постоянным, поставленным на крепкую научную основу. Несомненно, отправной точкой, толчком к развитию этого процесса послужило издание в 1963 году научно-хрестоматийного труда "Борынгы татар эдэбияты" ("Древнетатарская литература")5. В этом ряду необходимо

3 Яфаров Б.А. X - XIV йезлэрдэ Кама-Волга болгарлары эдэбияты Ьэм "Нэп>к-

эл-фэрадис" кулъязмасы. - Филология фэннэре кавдидатлыгы гыйльми

дэрэя^эсе алу ечен диссертация. - Казан, 1949.

4Тагирджанов А.Т. "Хосров и Ширин" Кутба. - Кандидатская диссертация.-

Ташкент, 1946.

5 Борынгы татар эдэбияты. - Казан: Тат.кнт.ношр.,1963. - 576 бит.

назвать и публикацию в двух книгах в 1969 г. поэмы "Хосров и Ширин" Кутба, выполненную под редакцией литературоведа Х.У.Усманова на арабской графике6.

Что касается непосредственно темы взаимосвязей восточной и татарской литератур, то можно указать статьи и монографии М.Х.Гайнуллина7, А.Т.Тагирджанова8, Н.Ш.Хисамова9, Х.Ю.Мин-негулова10, Р.К.Ганиевой", Р.М.Амирханова12, Р.Ф.Исламова13. Последним словом татарской медиевистики можно назвать коллективную монографию "Средневековая татарская литература (VIII-XVIII вв.)"14. В этом фундаментальном труде русскоязычный читатель сможет получить целостное представление о развитии тюрко-татарской литературы и художественной культуры в течении десяти веков. Вышеуказанные монографии А.Т.Тагирджанова, Н.Ш.Хисамова, Х.Ю.Мин-негулова, Р.К.Ганиевой, Р.М.Амирханова, Р.Ф.Исламова, а также

6 lJiAj>'C^ji^j3j~i^--^rJ^ ~ Ике кисэктэ - Казан: КДУ нвшр., 1969. - 441 бит.

7Гайнуллші М.Х. Кончыгыш пэм татар эдэбияты//Совет эдэбияты,1958.-№9.-Б.82-93.

8 ТаЬиржанов Г. Фирдэуси Ьэм Колгали/У Казан утлары,1968. - №12. - 120-127 б; Тагирджанов А.Т. Влияние поэмы Фирдоуси "Йусуф и Зулайха" на "Кисса-и Йусуф 'Али и "Йусуф и Зулайха" Шаййад Хамзы//Палестинский сборник,1970. - Вып.21(84). - С.46-61, ТаЬиржанов Г. Тарихтан-эдэбиятка. -Казан: Тат.кит.нэшр.,1979.- 167 бит.

9Хисамов Н.Ш. Поэма "Кысса-и Йусуф" Кул'Али. - Анализ источников сюжета и авторского творчества. - Москва: "Наука", 1979; Хисамов Н. Беек язмышлы эсэр. -Казан: Тат. китап. нэшр.,1984.- 334 б. юМиннегулов X. Татарская литература и восточная классика. - Казань: Из-во КГУ, 1993; Миннегулов X. Коръэн Ьэм татар эдэбияты// Мэгариф,1993. -№3.-15-17 б; Миннегулов X. Татарлык ислам белэн кечле (Ислам дине Ьэм татар эдэбияты)//Иман нуры,1994. -№2. - Б.26-35.

" Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. - Казань: Из-во КГУ, 1988.-172 с.

12Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль Средневековья (XIII- середина XVI вв.). - Казань,1993. - В двух книгах. 1 Исламов Р.Ф. Алтын Урла Ьэм мэмлуклэр Мисыры: язма мирас, мэдэни багланышлар. - Казан: "Матбугат йорты" нэшр., 1998. - 249 б. |4Средневековая татарская литература (VIII-XVIII вв.). Казань: "Фэн",1999. -240 с. (научный редактор, руководитель коллектива, автор отдельных разделов, введения и заключения Н.Ш.Хисамов).

работы Ш.Ш.Абилова, А.М.Шарипова, М.И.Ахметзянова и др. - зримый пример наличия в татарской науке серьезных исследований, в которых в той или иной мере изучались истоки исследуемых нами произведений.

Источники исследования - Труды Табари на арабском языке, как классические-европейские15, так и различные ближневосточные издания (древние и современные16). Рукописи и арабографические печатные издания поэм Кул'Али и Кутба.

В диссертации использованы различные материалы (книги, монографии) восточных и западных исследователей. Изучен большой объем литературы по истории восточной литературы, христиано-мусульманским культурным взаимосвязям, по истории общетюркской и татарской литератур.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал и его теоретические выводы помогут в дальнейших исследованиях в области истории средневековой татарской литературы. Результаты и выводы работы могут быть использованы при составлении программ и учебников, лекционных курсов в вузах, а также при создании коллективных монографий по истории татарской литературы.

Апробация работы. Результаты и основные положения диссертации отражены в докладах и выступлениях на конференциях:

  1. Региональная научная конференция молодых ученых и специалистов "Проблемы истории и культуры Татарстана и народов Волго-Уральского региона" - Казань. - 14-15 апреля 1999 г.

  2. Ризаэдцин Фахреддинов: Наследие и современность. - Казань. -16 ноября 1999 г.

  3. История государственности татарского народа (с древнейших времен до наших дней) - Казань. - 25 апреля 2000 г.

15 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at Tabari cum aliis
edited M.J. de Goeje. - Series I - III. - Lugduni Batavorum, 1879 - 1901.

16 Например такие как: ИЛУ '^jjj 'оЬ^Ы-^^^1^1^1^.(5.^1 " ^ 30-ти
томах; "і ^Л <. ^>jja<- іі^ЬІ^'іі^іЗ.іі^дЬЛ - В 5-ти томах.

По материалам исследования опубликованы четыре статьи. Структура работы. Диссертация состоит из предисловия, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.