Введение к работе
Актуальность исследования. Сатира и юмор с давних пор играют огромную роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. В сатирическом искусстве "как и в литературе вообще, в конечном счете отражаются закономерности действительности, определяющие характер внутреннего мира творца, его художественное видение. Выраженное в сатире состояние мира приобретает приметы времени, отразившиеся в наиболее экспрессивных формах сатирического образотворчества той эпохи, к которой принадлежит сатирик" . Увидев в отрицательном явлении объективно существующие комические противоречия, он подвергает их критическому эмоционально-эстетическому анализу с целью выявления их сущности. В свою очередь, это можно сделать лишь использовав все многообразие художественных форм. Одна из наиболее эффективных и действенных из них - смех, являющийся главным критерием сатиры и юмора. Иное дело, что эмоциональное воплощение смеха проявляется в них по-разному. Известно, что у сатиры и юмора общий предмет художественного отображения действительности - комическое в жизни, которое характеризует "такое эстетическое качество, как отрицание - утверждение, выражающее объективные тенденции развития общества - через отрицание и преодоление изживающих себя явлений..., утверждение эстетического идеала" . Неодинаково в известном смысле содержание: у юмора - отдельные, частные недостатки, которые комичны, но или легко преодолимы, или относительно терпимы; у сатиры - социальные и общественные пороки, которые разоблачаются смехом с точки зрения того же идеала.
На всех этапах развития эстетика выдвигала различные аспекты художественного смеха, его природы.
Усилиями отечественных литературоведов и критиков, пытающихся осмыслить взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур, проделана огромная работа по изучению теоретико-методологических аспектов этой проблемы. В последнее время многие из них склоняются к положению о том, что сатиру следует рассматривать как самостоятельный род литературы наряду с лирикой, эпосом и драмой. Убедительные аргументы и доводы в подтверждение данного
Уваров А.Н. Художественное своеобразие удмуртской сатиры. -Ижевск, 1979. - С.4.
Мовчан ВС Героическое в системе эстетических категорий. -Львов, 1986. - С.99.
- г -
положения выдвинуты Д.П.Николаевым, Л.И.Тимофеевым, Я.Е.Эльсбер-гом, А.М.Макаряном. Впрочем, еще В.Г.Белинский, размышляя о роли и месте сатиры в литературном процессе, говорил о ней как о роде литературы: "Русская литература не могла начаться с какого-либо другого рода поэзии, кроме сатиры" . По словам исследователей, именно то обстоятельство, что сатирическая литература объединяет, собою самые различные эпические, лирические и драматические сатирические жанры, заставляет говорить не только о сатирическом художественном принципе, но и о сатире как роде литературы.
Мордовская литература также обладает огромным богатством сатирических и юмористических жанров и жанровых форм. Берущие свое начало из самобытных форм устно-поэтического творчества, они постоянно привлекают внимание литературоведов и критиков. Изучение жанровой палитры мордовской литературной сатиры в той или иной мере нашло отражение во многих коллективных трудах, посвященных анализу современного литературного процесса; трехтомной "Истории мордовской советской литературы" (1968-1974), "Истории мордовской-литературы" (1981), многочисленных "Очерках жанров мордовской литературы" и "Трудах" Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики, а также в книгах: "Мордовский советский роман" (1965) Б.Е.Кирюшки-на, "В братском содружестве" (1969) Н.И.Черапкина, "Поэзия - душа народа" (1973) В.В.Горбунова, "Единство традиций" (1978) и "Эпос дружбы" (1985) А.В.Алешкина, "Начало пути" (1976) и "Обретение зрелости" ,(1984) В.М.Макушкина, "Годы и конфликты" (1981) Е.И.Чернова, "Вешнемань ки лангсо" ("На пути поисков", 1984) Г.И.Горбунова, "Мордовский рассказ" (1987) Г.С.Девяткина и других. Положительное значение этих работ и достигнутых в них результатов бесспорно. Они открыли многие аспекты сатирического творчества.
Однако отдельной работы, посвященной рассмотрению сатиры во всех генетических и жанровых проявлениях, способной выявить ее художественную специфику и национальное своеобразие, в мордовском литературоведении еще не было. В то же время очевидным становится необходимость исследования сатиры в монографическом аспекте, ибо без исследования смеховой области словесного искусства нель-
Белинский В.Г. Речь о критике // Поли.собр.соч. - М., 1955. -
зя представить в полной мере не только пути формирования и развития многих процессов литературы, но и ее национальное своеобразие, которое вытекает из особенностей социальной жизни, истории, психологии, роста самосознания народа, из вырабатываемого в ходе исторического развития определенного стереотипа художественного видения действительности. Данное обстоятельство и определило обращение к исследованию традиций и жанров мордовской литературной сатиры.
Цели и задачи работы заключаются:
в изучении значения художественного опыта народа в становлении и развитии мордовской литературной сатиры;
в исследовании путей формирования и развития сатирических жанров, их стилевых особенностей;
в определении национальной специфики комического и художественно-изобразительных средств его воплощения;
в выявлении роли сатиры в социальной жизни, истории, психологии и росте самосознания народа.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в юрдовском литературоведении предпринята попытка систематизации, осмысления и обобщения богатого литературного материала. Результаты исследования выразились в следующем:
выявлены истоки мордовской литературной сатиры;
прослежена эволюция сатиры;
определены особенности формирования и развития обновляющейся в соответствии с исторически меняющейся конкретной действительностью жанровой палитры мордовской сатиры;
рассмотрены характерные черты творчества отдельных авторов;
выявлены пути и способы создания художественного образа сатирического героя, выяснено соотнесение изображаемого с положительным идеалом и жизнью;
осмыслено место сатиры в становлении и развитии художественного метода литературы, в формировании поэтического сознания народа.
Материалом диссертации являются сатирические произведения устного народного и литературного творчества.
При исследовании общих закономерностей литературного процесса в качестве материала привлечены также произведения писателей других младописьменных литератур, прежде всего финно-угорских.
Теоретической и методологической основой диссертации послу
жили критические и литературоведческие работы по проблемам лите
ратуры и искусства о социальной сущности комического и его при
роде. .,
Практическая значимость работы определяется тем, что выявленные в ней особенности и общие закономерности Формирования и развития жанров и жанровых форм мордовской литературной сатиры расширяют и углубляют представления о типологии и специфике становления в мордовской и других младописьменных литературах идейно-эстетических принципов художественного отображения действительности.-
Конкретный материал и выводы проведенного исследования могут быть реализованы при подготовке новой "Истории мордовской литературы", а также в учебном процессе высших учебных заведений и национальных общеобразовательных школ. Теоретико-аналитический материал исследования представляет определенный интерес и для многонационального отечественного литературоведения, поскольку имеющиеся результаты составляют первичный материал для изучения типологии внутрирегионального и межрегионального литературного процесса.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на кафедре советской литературы Мордовского ордена Дружбы народов государственного университета им.Н.П.Огарева и на секторе литературы научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской ССР, а также изложены в публикациях по теме диссертации.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.