Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типология советской политической драмы Горелова, Наталия Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горелова, Наталия Ивановна. Типология советской политической драмы : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1992.- 20 с.: ил.

Введение к работе

. Актуальность исследования. Подойдя к рубежу столетий, оглядывая пройденный путь, человечество убеждается в том, что XX век - это век, в котором политические проблемы оказались центральними - от юс решения зависела жизнь наций, государств, судьба самой Земли, населенной миллиардами людей. История мирового искусства богата разнообразными формами худозественно-го творчества, в которых отчетливо проявляется тенденция к политизации его содержания. Вместе с тем необходимо отличать политическую тенденциозность как общее свойство практически любого литературного произведения от избирательной авторской направленности, целью которой является установка на "политичность" как доминанту предметно—стилевой структуры произведения. Именно в последнем случае мы имеем право говорить о политической драме как о видовой форме с устойчивыми эстетическими признаками. Ее широкая распространенность - примета литературы и театра XX века. Это обстоятельство обусловлено причинами общественного и эстетического порядка. Среди глобальных событий XX века, оказавшее воздействие на всю цивилизации, -две разрушительные мировые войны, создание ядерного орудия, гражданские войны, социальные революции, появление государств с тоталитарными реявмама, освободительные двиаения. В эти события вовлекайся огромные массы людей, поставленных перед необходимостью выбора. Поскольку именно в сфере политических отношений наиболее выпукло находят свое выражение социальные интересы классов, наций, групп и отдельных людей, активизация этой стороны общественной и частной 2И31Ш достигает невиданного размаха.

Политизация драмы в сравнении с другими литературными родами отмечена рядом особенностей, которые ставят ее в поло-гение эстетического объекта, аккумулирующего основные характерологические черты общего явления. Прежде всего это может быть объяснено резкой конфликтностью драма как литературного рода, поляризацией сил, что особенно свойственно политическим коллизиям. Диалогическая форма дает возможность развернуть дискуссию, раскрывающую в непосредственном действии противо—

борство политических позиций. Связанность с театром, способным вслед за публицистикой совмещать политическое и эстетическое действие в процессе взаимоотношений сцены и зрительного зала, является одной из основных причин отмеченного положения.

Все вьшесказанное определяет актуальность диссертационного исследования.

Научная новизна реферируемой диссертации состоит в анализе взаимодействия советской политической драш как с реалиями политической действительности, так и о общим литературным процессом, в обнаружении и классификации типологических признаков драглі данного вида, в характеристике выделенных типов. Настоящая работа является одним из первых опытов систематизации накопленного литературной и театральной теорией и критикой научного материала, связанного с проблемой политической драш, попыткой определить ее типологию. Диссертант считает наиболее продуктивным именно такое направление поиска, так как оно позволяет избежать эмпиричности, подойти к избранному предмету исследования с обобщающих позиций, рассмотреть советскую политическую драму в сопоставлении с произведениями зарубежной драматургии.

Цель исследования состоит в определении основных закономерностей, обусловливающих типологию политической драш как наиболее идеологизированной формы в развитии драматургии, выявлении характера ее генезиса и исторических путей развития. Прегде чем изучать движение политической драмы, необходимо осмыслить общие закономерности, распространяющиеся на всю типологическую общность, и проследить действие втих закономер^ ностей на конкретных примерах.

Этой цели подчинены конкретные задачи исследования: понять природу политической драмы как литеоатурного произведения, предназначенного для сцены, с установочной позицией на сознательное изучение политической проблемы в рамках художественного изображения действительности ; определить генезис. советской политической- драмы, значение агитационной пьесы 20-х годов, творчества В.Маяковского и Б. Брехта для формирования эстетики политической драмы ; выявить и проанализировать,

«з*

пользуясь коїїкрсткіа» йатераадсу^ рта типов политической драмы, составляющих самостоятельный типологический ряд, что предполагает сравнительный анализ произведений как советской, так и зарубежной литературы ; определить содержательные и эстетические взаимосвязи исторической и политической драмы, ключевое значение художественного времени для формирования этого вида драмы ; уяснить место и роль пропагандистского начала в политической драме ; в ходе анализа конкретных художественных произведений показать положительные и негативные моменты художественного освоения политической проблематики ; сделать некоторые вывода, прогностического характера, определить перспективы дальнейшего развития политической драмы.

Методологической и теоретической основой диссертации является основополагающие принципы диалектики, позволяющие выявить природу противоречивого развития исторических, общественных и политических явлений,

В частных метртаческих приемах анализа диссертант опирается на принципы, выработанные ведущими советскими литературоведами. Основные задачи работы решаются на основе сравнительно-типологического и системного подхода к анализу художественного произведения.

Объектом исследования является советская политическая драматургия с момента ее возникновения по 90-е года XX. века. Временные границы диктуются спецификой избранной методики -типология выявляется на достаточно протяженном временном отрезке. Выбор драматургических произведений определяется соответствием их содержательных п формальных сторон выделенным типам политической драмы. Особое внимание уделено "Мистерии-буф}" В.Маяковского, агитационной драме времени революции и гражданской войны, историческим пьесам А.В,Луначарского и А.Н.Толстого, творчеству М.Шатрова. Не ограничиваясь "пиками" литературного процесса, диссертант считает необходимым исследовать а рядовые произведения, в которых проявились общие свойства (драмы на чеждународнув тему 40-80-х годов), Ло мере надобности к анализу привлекаются произведения зарубежной драматургна, соотносимые по ряду признаков с советскими поли-

_ 4 -тическими пьесами (Р.Роллан, Э.Пискатор, Б.Ррехт, П.Вайс).

Практическая значимость работы заключается в том, что она может стать ориентиром в дальнейшем исследовании данной научной проолеш. Как теоретические положения работы, так и результаты анализа произведений, относимых к политической драме, могут найти применение в подготовке лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров в вузовском преподавании литературы.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введе
ния, трех глав и заключения. Объем диссертации - 230 страниц
машинописного текста. К работе прилагается библиография, вклю
чающая 335 наименований. ,
Содержание работы.