Введение к работе
Актуальность темы. Процесс становления и формирования литератур народов России исследовался и исследуется достаточно активно и плодотворно. Относится это и к литературам Сибири, Севера, Дальнего Востока. Выявлены исторические и эстетические корни их возникновения и становления, основные идейно-тематические аспекты, факторы формообразования и связанные с ними механизмы ускорения.
Вместе с тем, современная научная ориентация делает актуальными
исследования, которые, углубляя логику известного и изученного, позво
лили бы подойти к намечающимся в науке процессам интеграции и уни
версализации конкретных явлений в более общие типологические системы.
Исследователи общероссийского литературного процесса обосновывают
данную проблему как одну из ведущих на современном этапе - перечтение,
основанное на достижениях современной филологии, эстетики, культуро
логии , ... . ~ с учетом конкретного историко-культурного, эт-
ногенетического и географического контекстов.
Основная сложность решения данной проблемы при изучении национального литературного процесса - отсутствие типологических исследований этнохудожественных компонентов литературы и культуры регионов, в которых бы осмысливались и соотносились этнические, национальные с общим и универсальным в становлегаш литературы. И здесь нужны материалы с мест - конкретные явления типологии в их региональных, зональных и национальных проявлениях. В этом диссертант видит и цели и задачи исследования.
Истопники исследования. Определившийся в работе комплекс типологических парадигм рассматривается в литературе Бурятии 40-80 годов, т.е. практически с возникновения и становления в ней повествовательных жанров произведений. В жанровом отношении данный этап характерен
преобладанием романа /первым романом, а в его лице одним из первых художественных произведений является "Степь проснулась" Ж.Тумунова, появившийся в 1949 г., следующим был "На утренней заре" Х.Намсараева -в 1950 г./ и так вплоть до 80-х годов создавалась романистика литературы Бурятии, состоящая из достаточно крупных эпических произведений исторической, историко-революционной и современной тематики и проблематики.
В связи с содержанием работы в целом, нельзя было не выйти за художественные границы литературы Бурятии в ареал тюрко-монгольского мира. Литературы этого ареала эстетически близки многими параметрами -это стихия единого исторического и географического пространства, обусловившая их генетическое и этническое родство, отсюда же сравнительно одинаковые по времени и особенностям пути становления литератур (так, первый бурятский роман появился в 1949 г., монгольский - в 1951 г.) и др. "Общность культуры монголоязычных этнических групп поддерживалась не только в силу их генетического родства, одинакового способа ведения хозяйства, но и благодаря постоянным контактам между ними. До присоединения бурятских племен к России не существовало современной границы между Бурятией и Монголией, поэтому как буряты, так и монголы могли свободно перемещаться в пределах от Байкала до пустынь Гоби".' Ученые -этнографы, религиеведы для сравнительно-исторического изучения привлекают материалы не только бурят и монголов, но и историко-культурные сведения, касающиеся воззрения якутов, тюрков Саяно-Алтая, учитывая их исторические связи между собой. Исторические сходства, как известно, проявляются в самых разных аспектах литературного процесса - методе, жанре и т.д., в работе берутся отдельные проявления сходств, скорее, на стилевом уровне.
1 Галданова Г. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987. - С.5.
Научная новизна работы. Вопросы типологии художественных традиций национальных литератур вообще и, в частности, регионов Сибири, Дальнего Востока в их обобщающих интегрирующих аспектах еще ждут своего изучения. Пока же таких исследований нет, хотя специфика отдельных традиций изучается с достаточной полнотой и широтой, (концепция личности, формирование родо-жанровых форм, роль фольклора в становлении прозы и др.). В данной работе предпринимается первая попытка такого, по возможности комплексного, рассмотрения поэтики прозы на определенном отрезке времени и художественного пространства -в прозе Бурятіш XX века. Рассмотрение национальной поэтики в ее эво-люциошюм движении на этногеографическом уровне даст возможность, как нам кажется, подойти к определенному типологическому ряду, который, в свою очередь, явился бы одним го начальных составляющих этапов движения и вхождения тюрко - монгольского ареала в еще более общие художественные системы. Кроме того, современная методологическая ситуация в литературе и литературоведении может, на наш взгляд, выявить исконные, позитивные процессы, оказавшие свое влияние на становление литературы, не поддавшиеся конъюнктурным тенденциям времени, сохранившиеся в своей изначальной значимости (к примеру, проблемы типологии буддийской модели мира).
В этом диссертант видит определешгую теоретическую значимость и научную новизну работы. Изучению проблем типологии художественных традиций в прозе Бурятии XX века и возможным сравнительным выходам к традициям литератур Монголии и народов Сибири способствовало и то, что сама концепция современной истории и теории развития общества расширяется и обогащается реалиями научного познания: теорией эволюции и космизма, теорией этногенеза, идеей евразийства и пассионарного напряжения, все более конкретизирующимися понятиями в области типов
поэтики и литературных направлений, открывшимися возможностями познания религии и религиеведения и многое другое, а также активное изучение проблем типологии современной фольклористической наукой.
Как известно, изучение проблем типологии литературного развития связано с именами М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, С.С.Аверинцева, М.Б.Храпченко, Ю.В.Манна, Е.М.Мелетинского, Ю.С.Неклюдова, В.И.Брагинского и др.. При этом в области теоретического осмысления типологии больше "повезло" литературам прошлого, особенно древнего мира и средневековья. Типология литературы более позднего периода разрабатывалась в работах Д.С.Лихачева, Н.Н.Конрада, А.Н.Веселовского, В.В.Жирмунского, И.Г.Неупокоевой, Н.С.Надьярных и др. Результаты исследований ученых по этому вопросу можно было бы свести к следующим выводам - движение к типу, типологическому означает поиск точки опоры для взгляда сверху, чтобы рассматривая литературу в контексте создавшей ее культуры, анализируя конкретные детали, можно было бы определить место данного явления в системе единства общего и специфического, когда частное должно быть понятно за счет общего, а общее можно объяснить за счет частного. Один из основоположников отечественной компаративистики Н.Конрад считал, что сопоставляя в системе явления, возникшие в разное время, мы получаем о явлении гораздо более полное и историческое и эстетическое представление.2
Определяющим и регулирующим началом являются сами стадии становления и развития сознания / в их основе - мифическая, религиозная, философская/. В этой связи основное внимание в работе будет уделено изучению поэтики прозы Бурятии и ее типологии в следующих проявлениях: мифопоэтических и культурных традициях, освоении художественным соз-
2 Конрад Н. Запад и Восток. М, 1966.
нашем религиозных мотивов и воззрений и проблем формирования собственной художнической философии.
Николаем Рерихом, большую часть своей жизни посвятившим изучению Центральной и Южной Азии, искавшему там, в Гималаях, Индии, Тибете, Монголии и Бурятии истоки и разгадки многих проблем мировой гармонии, еще в начале XX века было отмечено, что человечество движется вспышками энергии.3 Первой такой "вспьтшкой", очевидно, и следует считать энергию мифопоэтического в становлении художественного сознания и притяжения к ней писателей. До определенного времени и в определенных соотношениях, как изгестно, мифопоэтическая традищш была и остается формой художественного мышления, средством ценностных ориентации. И, более того, по мере удаления в дебри и дали технократических достижений XX века не всегда и не во всем идущих на пользу самому человеку, писатели, в поисках возможной гармонии, все больше испытывают потребность приблизиться к истокам, к корневой системе жизни как к ее стержню, опоре, способу проверки на истинность и т.д. Традиции в их историческом, культурологическом, эстетическом аспектах и понимании -основа национального самосознания, человек никогда не сможет быть свободным от этнической логики миропонимаїшя и, несмотря, а, наверное, и вопреки, закономерностям процесса урбанизации, необходимость познания истоков будет заставлять человека все больше оглядываться назад, в прошлое в поисках аналогий, которые могут помочь прояснить и подтвердить настоящее. Исследуя поэтику древнерусской литературы, Д.С.Лихачев справедливо отмечает, что сравнение обогащает исследование новыми эмпирическими фактами, подтверждая закономерность художествешюго явления в широких рамках "всеобщей" литературы.
' Рерих Н. Шамбала.М., 1994.
Апробация н практическая ценность исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию в публикациях статей и выступлениях на международных, всероссийских, зональных, региональных, межвузовских и вузовских конферешщях в Москве, Улан-Удэ, Новосибирске, Элисте, Монголии, Хакассии. Концепция диссертации является основой научной монографии Гармаевой СИ. " Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века". Улан-Удэ, 1997. Практические результаты исследований привлекаются учеными-литературоведами, исследователями литератур народов Сибири, Севера и Дальнего Востока в качестве отдельных научных доводов их исследований. Ученые Бурятского научного центра Сибирского Отделения РАН работают над "Историей литературы Бурятии", членом редакционного коллектива которого является автор диссертации, и где также будут использованы результаты соискателя. Результаты исследования легли в основу разработанных спецкурсов и спецсеминаров по литературе Бурятии и литератур народов России на кафедре литературы Бурятского государственного университета, а также используются в качестве научного материала для работы со студентами при написании дипломных работ.
Работа выполнена на кафедре литературы Бурятского государственного университета. Автор также получал консультации в Отделе литератур народов России и СНГ Института мировой литераттуры им. А.М.Горького РАН.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав . заключения и библиографии.