Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тенденция развития современной узбекской поэзии (70-80-е годы) Рахимджанов, Нугман Каримович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахимджанов, Нугман Каримович. Тенденция развития современной узбекской поэзии (70-80-е годы) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Ташкент, 1989.- 43 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность избранной .темы. Особенности развития .узбекской
поэзии '70-30-голы) позволяют подразделить ее на ява связанных
друг с другом этапа. Первый прихопмтся на периол социально-эконо
мического застоя; второй начинается с серепины 80-х голов,с ре
волюционной перестройки,с политики гласности и демократических ^

преобразований в социальной, экономической и культурной сферах жизни нашего государства.

В:И.Ленин отмечает: "Кахпый исторический периол имеет свои собственные законы". Законы эти основаны на социальных, экономических и культурных факторах, опрепеляядих общественный прогресс.

Первый периол развития литературного процесса называли -"современная литература","литература развернутого коммунистического строительства","литература развитого социализма" и, наконец, "литература застоя". Чересполосица определений сама по себе свидетельствует о сложности и неоднозначности литературного процесса и его оценок. Команпно-апминистративная система управления экономикой и общественной жизнью не могла не оказывать негативного влияния на литературу: реальное бытие народа получало в литературе нередко искаженное, одностороннее отображение; замазывались трудности и недостатки социально-экономической сферы жизни общества, _ односторонне трактовались проблемы морали» гуманизма.

К.Маркс в своем труде "Неравномерность исторического разЪития
и вопросы искусства" отмечал: "Относительно искусства Известно,
что определенные периоды его расцвета отнюдь не: находятся ни в ка
ком соответствии с об'лим развитием общества."- . .._

Однако и в застойный период в художественной литературе, в поэзии в частности, появлялись произведения, содержавшие критическое отношение к негативным явлениям в общественной жизни. Истинным поз-тическим произведениям всегда присуя революционный дух преобразований. Именно в эти годы были изданы и по праву вошли в духовную

1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений.Т.І. М..1958, с.167. о Маркс К. и Энгельс Ф. 06 искусстве В двух томах 'ГЛ. М.І957.

с. Т34.

сокровищницу народа произведения А.Твардовского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, А.Тарковского, Н.Рубцова, Ю.Кузнецова и лр. Появились талантливые произведения и в поэзии других народов СССР (Ю.Марцин-кявичюс, М.Карим, К.Кулиев, Р.Гамзатов, О.Сулейменов, М.Каноат, Д.КУгультинов, Э.Вахидов , А.Арипов и др.).

Лирические герои и эпические характеры в творчестве каждого из поэтов различных поколений нашей отечественной истории отличаются друг от друга. Отличны и их идейно-эстетические идеалы. В этом смысле историко-культурные типы героев каждого литературного периода нашей поэзии представляют собой новый этап в развитии эстетической мысли. Как не вспомнить мысль осново -положников марксизма о том, что "каждое последующее поколение находит производительные силы, добытые прежними поколениями, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства, - благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории..'. .;."

По аналогии с этим суждением, можно говорить и о поэзии предшествующего периода, опыт которой для нового поколения поэтов является как бы точкой отсчета начала нового этапа в развитии поэзии. Надо сказать, что творчество поэтов, вошедших в литературу после XX съезда партии, по остроте проблематики, аналитичности содержания принципиально и резко отличается от поэзии сталинского периода, сотрясаемого "теориями безконфликтности".

Гак же резко отличается от прешдеств.уюлего поколения творчество поэтов, зрелость которых пришлась ня нремя переотройки.Их художественно зрелые произведения, непримиримо остро поставившие социальные, идеологические, философские и нравственные проблемы, должны были преодолеть кризисные явления периода застоя.Ь творчестве поэтов периода перестройки, откликнувшихся на ипеи гласности, демократизации и социальной справедливости, использован художественный опыт не только 60-х голов, но и периодов послереволюционных преобразований. Поэты 60-х и dO-x голов не только отталкивались от опыта своих предшественников, но порой и отказывались от негативных его тенденций, особенно это относится к поэтической генерации 60-х годов.

Нравственно-психологическая проблематика, трезвый реализм, противодействие идеализации, явственный критицизм, в их сложном,

Парке К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В двух томах Г.І, с. 92.

зтиворечивом и драматическом синтезе составляют поэтическую суть 5мы Э.Вахидова -'Мятеж пухов", А.Арипора "Ранжком", А.Матчана "Пора зорить", циклы Р.Парфи "Возвращение"."Дерево терпения", М.Солиха знь далекой улыбки",У.Азимова "Урок","Бахшиёна", Хеврона "Глаза ларис".Что же касается поэм, то в них на первый план выходит не гшняя эпика действий, а углубленный анализ внутреннего мира героя, зипетии. коллизии его духовной жизни, мира его чувств.И осужпе-5 культа личности, потрясающие разоблачения сталинщины -все это іучает в поэзии последних лет не лобовое, прямолинейное отображе-. ї, а предстает в сложном и многозначном поэтическом анализе.Вместо дпезности, высокопарного и возвышенного стиля возникает стиль диональный и аналитичный.'Черты нового, творческого подхода повы-от уровень философского осмысления действительности, способствуют, дублению психологизма. Новый подход определяет и выбор лирического зоя,его поступки, самый тип его мышления. В сложном переплетении «ических и жизнеутверждающих начал проявляются основные тенлен-к узбекской поэзии последнего десятилетия.

В узбекской поэзии синтезируются не только художественные зазваний советской классики.но и мировой и восточной классической »зии, роль которой в новых условиях значительно возросла.В уз-, кской поэзии обретают глубокий смысл вечные идеи человеколюбия, посердил, высокой нравственности, гражданственности. Классика логает обогатить нравственно-этический и хупожественно-изобрази-иьный потенциал узбекской поэзии.

Интенсивно шло очищение узбекской советской поэзии о? наслое-
й сталинщины, от различного рода схем, стандартов, вагм,инерций
яьгарно-социологических установок, порожденных представителями
горитарной системы'управления. ''.. ' "'"

Животворная система, созданная классической литературой, обо-
иает. современное сознание, помогает воспитаний новых, поколений.
і тенденция проявляется в том, что классические стихотворные фор-
и жанры: газели, мухаммасы, мусалвасы, рубай, лирические и эпичес-
э ластаны -.продолжают развиваться в новом идейно-художественном
курсе, обновляясь и наполняясь живым, страстным содержанием сов-
ценности. - ,';'

Узбекская поэзия на современном этапе характеризуется также явлением творческой фигуры поэта,осознающего,что реализм искусст-, основанной на социалистическом идеале , ленинских

понятиях партийности,.народности, национального искусства - явление сложное и многозначное, не терпящее односторонности.Поэти -ческие произведения, правдиво и объективно отображая жизнь, служат революционному обновлению общества, сознания и психологии людей. К ним относятся созданные в самое последнее время произведения : цикл "Цусть перестройка будет делом лишь нашего поколения". "Забавные рассказы Донишкишлока" Э.Вахидова, "История и судьбы " А.Ыатчана, цикл стихов Р.Парфи "Дерева терпения", стихотворение "За чистоту наших рядов" и драматическая поэма "Комитет огорчителен" ("Ранжком") А.Арипова, цикл стихов X.Худайбердиевой "Раздумья о перестройке" и др.

Поэты, верные своему гражданскому долгу, принимают деятельное участие в процессах перестройки, направляя свои силы, свой талант служению делу революционного обновления общества. Наиболее актуалщ№ .в наши дни становится воспроизведение социальной и исторической правды, правды современной реальности.

Новая поэзия рождается с новым героем. Новый герой обогатил содержание поэзии новыми мотивами, образами, новой поэтикой. Это стало возможным еще и потому, что в поэзию вошло поколение поэтов, ставшее выразителем изменившейся эпохи.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является:

анализ своеобразных и общих черт и особенностей современной узбекской поэзии, которые роднят ее с всесоюзной поэтической культурой;

выявление положительных и негативных тенденций в поэтическом осмыслении и отражении действительности, социальных проблем современности.

Для достижения этих целей необходимо было решить следующие задачи:

определить значение и роль влияния реальной действительности на развитие поэтической культуры, на обогащение поэтических жанров и эволюцию художественного мышления;

выявить воздействие поэзии на психологию людей, на духовно-нравственный климат общества;

найти связь между зарождением новых жанровых разновидностей и метаморфозами, происходящими в их структуре с появлением

. нового историко-культурного типа героя;

- вскрыть тенденции.и объективные закономерности развития

узбекской поэзии на современном этапе;

- выявить специфические и типологические особенности процесса осмысления и отображения действительности в лирике, лиро-эпике, драматических поэмах современного» эволюционного этапа нашей поэзии.

Особое внимание уделяется типу мышления лирического героя, социально-психологическому и философскому егс- обоснованию» В процессе анализа культуры и типа мышления лирического героя лучших произведений современных поэтов, делается попытка распознать самобытность индивидуального стиля,выявить момент осмысления реальной действительности в сознании и личности поэта, руководствуясь интеллектуальным потенциалом, культурой поэтического мышления я аналитичностью его поэзии.

Научная новизна. В узбекском литературоведении есть содержательные работы, посвященные современной узбекской поэзии, творческим поискам ее представителей. Однако тенденции развития узбекской поэзии последнего^ десятилетия-, ее своеобразие й обшие черты, роднязше ее с всесоюзной поэтической культурой до сих норище не становились предметом специального исследования*

Представленное исследование-это первая попытка историко-литературного и теоретико-типологического обобпения основных тенденций развития современной узбекской поэзии (70-80-е годы), определения объективных закономерностей развития'канровых форм в узбекской поэзии, рассмотренной под углом зрения эволюции поэтического мышления, структуры образной системы и стиля.

Новизна данной работы состоит еше и в том, 'что'в ней впервые изучены и обобщены в монографическом плане роль,и место современной узбекской поэзии в революционной перестройке сознания, трудящихся, в ускорении демократизации современного общества.

Проанализированы особенности узбекской философской, пейзажной, публицистической лирики в их связи с ведущими тенденциями современной узбекской поэзии.

В работе проведено системное, теоретико-типологическое изуче
ние лучших произведений современной узбекской поэзии в единстве
формы и содержания,исторической, философской концепции мира и че
ловека. -'. ;',"': -

Метолология иссдедопания. Нетодологическуп базу исследования составило учение классиков марксизма-ленинизма о закономерностях развития литературы, их суждения о поэзии и поэтическом мастерст-

ве, воззрения на природу.художественности. Решения ХХУП съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции в части, касающейся литературы и искусства, материалы-пленума ЦК КПСС "Национальная политика партии в современных .условиях (Платформа КПСС)", легли в основу ванной работы.

Автор широко опирался на методику сравнительно-типологичес-. кого анализа. Наряду с этим, исследуя ту или ицую проблему (лирический герой, жанр, стиль), выявляя закономерности возникновения конкретного поэтического явления, объективные и субъективные факторы его появления, диссертант обращался также и к сравнительно-ретроспективной форме анализа. : :

В диссертационной работе учтен опыт изучения русской совет
ской поэзии различных литературных периодов в исследованиях как
историко-литературного, так и теоретико-типологического характера,
Это прежде всего труды А.А.Гаджиева.Н.К.Гея.Л.Я.Гинзбурр.И.Л.Грин
берга, В.Гусева,В.В.Дементьева,А.Г.Жакова,В.А.Зайцева,З.С.Кедри-
ной.А.А.Михайлова,В.В.НоБикова,Л.Озерова,В.Огнева,3.Г.Османовой,
А.И.Павловского.Г.Н.Поспелова,В.Д.Сквозникова,Л.И.Тимофеева и
ряда других авторов. Вместе с тем автор опирался и на работы ли
тературоведов, непосредственно изучавших узбекскую советскую поэ
зию - И.А.Султанова,Х.И.Якубова,М.Кошчанова,А.Шарафутдинова,
С.Мамаджанова,У.Норматова,Н.Щукурава, И.Гафурова,Н.Каримова ,
Б.Акраыова,М.Ибрагимова и др. ' '

Теоретическое и практическое значение исследования.Резуль-таты исследования могут быть использована: а) при изучении законо мерностей и своеобразия развития национальной поэтической культуры советских народов; б) всоздании истории узбекской советской литературы, а также истории и теории жанров узбекской поэзии; в) в периодизации и .определении стадий развития узбекской литературы; г)в чтении лекций и проведении спецсеминаров в ВУЗах и школ республики при изучении не только узбекской советской поэзии, но и современной литературы народов СССР; д) материалы исследования могут быть использованы в решении национального вопроса; е) результаты работы также могут быть полезны и в споре с советологами утверждающими о некой принудительной русификации духовной культур народов СССР.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на совместном засевании отделов теории литературы и литературных взаимосвязей, истории узбекской советской литературы и отдела фольклора Инсти-

7.. /та языка и литературы им.А.С. Пушкина АН УзССР и рекомендована защите. Основные положения диссертации легли в основу трех мо-эграфий, нескольких разделов в коллективных исследованиях,двух рошгар, более 20 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух час-ей (состоящих из 5 глав), заключения и списка использованной итературы.