Введение к работе
Актуальность исследования. С середины 50-х годов в связи с вхождением общества в новы? этап развития, в многонационально? советское литературе, в том числе и в азербайджанской, начинается сложны? процесс идейно-эстетических поисков. Художественная мысль стремится раскрыть всю остроту противоречий меняющейся действительности, напг/пать новы?; вехи социального и духовного прогресса. Набиравт силу тенденцій, далекие от риторики, фальшивого пафзса, утверждающие подлинную правду кизни. Для литературы становятся характерным! отказ от стереотипного мышления, разнообразие индивидуальных стилей, что в новых условиях подчеркивают исторический диапазон и возможности социалистического реализма.
Какие из наиетиЕгихся в эти гсг тенденций художественно реализовались, привели к творческим удачам, а в каких случаях и
I Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - И.: Политиздат, 1936, с.90.
в силу каких причин литература не удалось продвинуться вперед? -изучение процесса эволюции прозы с середины БС-х г.о 80-е годы в историко-теоретическом ракурсе долано отеєтнть на эти вопросу, определить об^ие типологические особенности, раскрыть потенциальные возможности литературы в расширении и углублении эстетического осмысления деРстрительности тех лет, что по настоящее время остается важной задачей литературеведческой науки. Без выявления и научного осмысления ведущих тенденций, объективных закономерностей становления и развития новой прозы невозможно представить общее направление литературного продвижения, разобраться, в какой степени око воплощало и воплощает идейно-духовный облик эпохи.
Как само понятие, так и основные принципы новой прозы, с самого начала породили много противоречивых суждение Потребуется много усилия науки, чтобы внести точность и ясность е эти и подобна проблемы.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации - разработать целостную ксторико-теоретическую концепцию движения художественно? мысли 50-80-х годов как этапного явления в развитии азербайджанской литературы, представить обобщенную идейно-эстети-ческув панораму качественного обновления и обогащения литературного процесса и на этоР почве создать наиболее полное представление о рождении и формировании новой азербайджанской прозы, нового художественного образа мышления. В этих целях в работе предпринимается ряпение сведущих задач:
раскрыть взаимосвязь динамики жанровых форм с изменениями эстетических принципов; причины обусловленности локализации масштабов художественного отображения более реалистическим подходом литературы к человеку и жизни;
проследить за расширением реалистического тєорчєского арсенала в области поисков более естественного, действенного воплощения эстетического идеала, определить принципиально новые аспекты в утверждении писательской позиции, выборе художественного ти-пака, драматических коллизий и способов их решения;
обосновать в качестве одного из главных условий дальней-сего полнокровного развития азербайджанской прозы необходимость в новом романном мышлении;
выявить причины несоответствия между усилением критического пафоса в произведениях и недостаточностью аналитическо-диалек-тического подхода в раскрытии сложностей и противорзчир действи-
5 тельности;
- исследовать идейно-эстетиче;кую новизну историческое прозы, соотношение в ней историзма и современности, факта и вымысла, а такте глирово-сти левое многообразие исторического романа.
Научная новизна диссертации, заклпчается прежде есєго в ток, что в не? впервые в азербайджанской советском литературоведении системно v. гсесторонне анализируется процесс обновления прозы на современном этапе ее развития, пути и закономерности его в свете современных требований, определяются рубеж-, новых поисков и перспектив. В реферируемой работе обстоятельно освещаются такие основные тенденции современной художественной мысли, как углубление реализма, усиление личностного и нравственного начал, преодоление прямолинейности в выражении эстетического идеала. Раскрывается обусловленность новых черт во взаимоотношениях героя и среды усложняющейся диалектикой взаимосвязи между индивидуальным и общественным сознанием. Природа и направление художественных поисков прослеживаются в единстве с движением самой действительности, самой исторической реальности.
3 целях выявления качественного обновления современной азербайджанской прозы в диссертации обстоятельно исследуется такая неизученная проблема, как поэтика новейшей литературы и сравнение ее с характерными особенностями поэтики предыдущих этапов развитая.
В работе также впервые рассматриваются социально-нравственные и эстетические факторы становления новой исторической прозы в 80-« годы, индивидуальный творческий облик разных поколений писателей и их своеобразие на фоне движения литературного процесса.
В исследовании существзнных тенденций и проблем современной азербайджанской прозы на передний план выдвигаются произведения, шесщие значение с точки зрения привнесения в литературу ноеых веяния. В работе последовательно и параллельно рассматриваются и іритические материалы о художественном опыте, прослеживается сов-іадения и противоречия между движениг , поисками прозы и ее критическим осмыслением.
Анализ литературного процесса, теоретические разработки и )бобщения проводятся в контексте всесоюзной художественной прозы і теоретико-критической мысли. С помощью сравнительно-типологичсс-сого метода выявляются общие черты современной советской шогона-іиональной литературы, что и создает основу, позволяющую характе-
гизовать своеобразие азербаРджанскоР прозу исследуекого периода как составной часті! оеолгциі: такого целостного йде Р.чо -з с те ти чесного феномена, как многонациональная советская литература.
Практическое значение работы. Потребность изучения идерно-содержательных и художественно-эстетических основ современной прозы, ее характерных позитивных и негативных тенденцнР возникает из того, что нынешний этап обновления азербайджанской художественной мысли еще продолжается. Настоящее исследование может оказать непосредственное влияние на определение и осмысление главного направления текущего литературного процесса, на выявлен: норис аспектов исследования современно? прозы.
Диссертация может представить интерес для исследователей к критиков, специализирующихся в области азербаРдіканскоР литератур Сна может быть использована и в качестве вспомогательного пособи для филологических (факультетов вузов.
Теоретическую и методологическую основу исследования соста ляст труды классиков марксизма-ленинизма, программные материалы \ХУП съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС и другие соотеетс вул^ие партийные документы. Методика работы основана на принципа системного анализа литературного процесса, исходящего из положения В.И.Ленина о том, что "каждое понятие находится в известном о т к о п е н к и, в известной связи со всеми остальными" Теоретической базой диссертации являются достижения советского ; тературоведения и критики, фундауентальные исследования, посвяту нке вопросам истории и теории прозы.
Разработка темк. Отдельные аспекты изменен/?, происходят б развитии художественной мысли, наали свое отражение в исследованиях, освезакцих опыт современней азербайджанской прозы. Б этом смысле показательны работы таких азербайджанских ученых,кш М.А.Дадазззаде, Ы.З.Дгкафаров, Я.В.Караев, Г.С.АлибекоЕа, Г.К.У.алі лов, П.К.Халилов, Б.А.Кабиев, С.Г.Асадуллаев, Я.К.Сеидов, Г.М.Г; лиев, А.А.Гадгисв, Ч.А.Алимирзоев, а такке молодых исследосателі ВЛЗсифли, В.Кулиева, С.СсмановоР, М.ИканоЕ-а. По поводу новых те: донцир азербаРдханскоР прозы высказывались и представители есєс< юзноР литературы и критики, такие, как С.Залыгин, Л.АнкинскиР, Ю.Суровцев, Г.Корабєльников, Г.Ломкдзе, 2.Кедрина, Л.Ковиченко, И.Друце, Л.Теракопян, В.Б.Новиков, А.?.!арченко, Вл.Новиков, С.То. чян и др.
I Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.179.
Апробація исследования. Диссертант-!я выполнена в отделе теории литературы ордена Дружбы народов Института литературы и 'кэа-у:л АН Азербайджанской ССР. Тема утверждена на Координационно... совете АН Азербайджанской ССР по проблема "Закономерности развития мировой литератур',: на современном этапе". Основные выводы и положения работы изложи- в трех книгах и в ряде статей, опубликованных в научных изданиях АН Азербайджанской ССР, в республиканской и центральной печати.
Отдельные части исследования включены в многотемную "Историю азербайджанской литератур;.'", подготавливаемую к печати Институте.'-: литературы им.Низами. На основе материалов диссертации сделаны доклады и выступления на заседаниях отдела, Ученом Совете и научно-теоретических семинарах Института, а такде на всесоюзной научной конференции "Художественнее искания советской многонационально? литературы" (Одесса, IP75), научной сессии "Великая Отечественная война и литература народов Закавказья" (Тбилиси, 1975:1, пленумах Союза Писателей Азербайджана 'Баку, 1971, І5ВЗ), на заседании Совета по критике и литературоведению Союза Писателей СССР (Москва, 1979).
Работа обсуждена на совместном заседании двух отделов -теории литературы и азербайджанской советской литературы к рекомендована к защите.