Введение к работе
Актуальность теш исследования. Литература народов бывшего
СССР справедливо рассматривалась как многонациональное единство
художественных культур. Однако сдсдлзшеся реальности мелшаціїо-
нзльных отношений,- разно как и общественно-политическая ситуация
э стране, требуют объективного» беспристрастного изучения доре-
всдащисниой и советской (послеоктябрьской), истории, культуры на
родов страны, в том числа сообщества равноправных, самостоятель
но развивающихся кавказский народов, оставіязгаих богатое и разно
образное творческое наследие. Литература народов Дагестана и Се
верного Кавказа, известная еще с древности, занимает з этом.ряду
'особоеместо. Произведения многих представителей этой литературы
вошли в золотой фонд мировой культуры. Анализ каждой из. состав
ляющие литератур этого региона сегодня дает интересные исследо
вательские результата. /<
Концепция вароддевдш, стаио&гения и развития дагестанских культур, их вгагагосзагей- с культурами сопредельных народов Серверного Кавказа и Востока,, кх моста в рэгшиальном и всесоюзном художественном процессе уточнялась учеными а течение многих лет в ряде известных трудов. Теорзтичаское осмысление художественно-го процесса дагестанских народов началось іце в 20-30-е годы, и это связано, з первую очередь, с деятельностью просвещенцев; учителей и государственных деятелей.' Появились публикации текстов, кст«ентерии, переводы.
В 50-70-е года, -диссертационные работы, а также Очерки, Истории национальных культур Дагестана и Северного Кавказа про-" долгами освегс,энив этих проблем/ Несмотря на то что инке из этих работу будучи продуктами своего вреыэни, страдали обзорно-декларативным пафосом, тем не менее в трудах Г.Гамзатова, Р.Юсуфовз, С.Хайбуллаева, Э.Кассиева, А.Гусейнаева, Ф.Абакаровой, Ч.Юсуповой, Ф.Вагабовой, А.Абдуллатипова, К.Абукова, А. Баталова, Г.Га--шарова, С.Ахмедова, С.Акбиэва.-З.Акавова, Г.Ыусахановой и ряда -друпк исследователей достоверно показан исторический путь да-гестансїшх литератур к .''современному состоянк», сделана попытке, обозначить фольклорные'!! литературный'взаимосзязн,_ влияния как с Запада, так л с Востока. В научный и исследовательский.оборот введен обширный историко-культурный материал.
Неослабевающий интерес к проблема стаьтчі :;тт и развития "национальных типов культур" (Г.Гачев), национальных литератур подтверждается ш фактом издания Институтом мировой литературы ш. М.Горького шеститомною нсторіїй многонациональной советской литературы. Очерки к Истории созданы по литературам Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Молдавии, народов Прибалтики, Средней Азид! Повозвяья, Дальнего Востока... Вышла фундаментальная монография дагестанских фольклористов "Традиционный фольклор народов Дагестана" (М. ,1901), труд, в котором обобщены все основные йанры к жанровые разновидности многонационального фольклора нзродов Дагестана, показаны общие и национально-специфические особенности устного народного творчества. Однако надо заметить, что в этих и более поздних исследованиях еще нет определившейся и четкой концепции зарождения к становления национальных культур как дооктябрьского, так и советского периодов. Применительно к литературам народов Дагестана дооктябрьского периода более убедительной и правильной выглядит концепция члена- корреспондента РАК Р.Гамзатова, который на анализе обширного историко-культурного пласта в монографиях "Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане" (Махачкала, 1S78), "Длхеоатура пародов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразно художественного метода" (М. ,1982) показал, что в ' дореволюционном -Дагестане- сложилась многонациональная художественная общность, богагеащан л-тератур-но-культуряаа традиция, развивавшаяся в тесной связи с историей горного края, е социально-культурном контексте влохи и региона, ь контакте с инонациональными цившшзацшш. Оти труды внесли значительный вклад в теорій и їлетодологию изучений жогообразко-го литературного процесса, культурных свяоой и творческого взаимодействия дагестанских народов.
' История литератур народов Дагестана советского неркода предстает ь новом, хотя и не всегда бесспорно:.}, чтении в монографиях того же Г.Гамзатова "Преодоление. Становление. Обновление" (Махачкала^ 1986), А.Вагидова "Восхождение к единству" (Махачкала, 1991), К.Абукова "Национальные литературы в системе* взаимосвязей,и поиске собственны;; путей р.- зеития" (Махачкала, 1932), Г.Мусахановой "Татская литература" (Махачкала, 1992), ряде статен з центральных и местных изданиях различных авторов*
Литература народов Дагестана советского периода в этих трудах предстала как целостная идейно-эстетическая система.
Несмотря на надеяную базу, созданную дагестанской наукой для углубленного дознания путей формирования общности, единства, особенностей И; многообразия литературного процесса, проблема изучения каждой . национальной литературы отдельно и в общедагес-танском контексте существует и остается актуальной задачей литературоведения.
В известной мере данная диссертация восполняет этот пробел, ибо подлинная история литератур народов Дагестана, развивавшихся не только однотипно и параллельно, но и со своими особенностями, мсжет быть создана только в результате теоретического изучения калдого отдельного компонента з его отношении с литературами региона. Эта перспектива как определенная ценность с ее художест-вешшми возможностями' представляется актуальной. Актуальность подобных работ обусловлена тем, что в разные исторические периоды рождение литератур бывших национальных окраин России зачастую связывалось только с приходом советской зласта, которая, несомненно, сыграла, значительную роль в дальнейшем развитии культуры таких народов, как табасаранский. Лознаше историко-культурных факторов, способствовавших дальнейшему плодотворному развитию литературы в советский, период, делает данную работу еде более актуальней.
Дель л основные задачи исследования. Рассмотреть становление и развитие табасаранской литературы от ее фольклорных истоков до современного состояния - главная цель нашей работы. . Для ее осуществления з диссертации поставлены следующие задачи:
выявить историко-культурные факторы зарождения и формирования табасаранской литературы, з их числе эпиграфическое наследие, произведения устного народного творчества и безымянных авторов, ашугов,' дореволюционных поэтов, выросших на традициях родного фольклора, т.е. все то, что Г.Гачез называет "словесностью народа"1;
на осков.ё анализа арабо-тюркоязычного наследия проследить роль арабоязычной и восточной классической литературы в развитии
1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира.М.:Сов.писатель,1988. С. 51.
табасаранской литературы, очертить некую модель проникновения культурных традиций Востока в регион;
обосновать и показать идейно-эстетическое и жанровое многообразие дореволюционного художественного.- плаота;
научно-теоретически осмыслить литературу народа в ее типологических связях,, выявить национальную специфику литературного процесса малочисленного коренного народа Дагестана; ; j
охарактеризовать основные вехи табасаранской- советской литературы в историке-типологическом плане; ' j-
осмыслить теоретически на конкретная материале проблемы взаимосвязей, взаимовлияний, новаторства в процессе развития литературы. - ,! . і
Научная новизна и значимость иссле,-г?зания определяются; тем,
что впервые предпринята попытка исследовать и теоретически обоб
щить процесс становления худодествонкой культуры табасаранцев,
выявить качественные особенности к тенденции ее формирования от
фольклорных истоков на стадии бесписьменного развития до совре-.
менкого состояния в контексте дагестанского'культурно-историчес
кого развития. }! '
В диссертации виявлені;' ейкономернооти формирования ;; реалистических принципов изображения человека и среды іак проявленій внутренних _потенций народа/ а гзкха- как следствие использования опыта более развитых лигерагур.
Новизна диссертации и в том, что на основе сравнительно-типологического метода_ изучения литературы разработана принципы анализа конкретной литературы в конхекотэ регионального литературного процесса и определены пути их практической реализации на материале одного пь .оставляющих вїого когаїлекоа. ; '
Системно- целоой-иый анализ їабесарзиской литературы, ее места б структуре'дагестанской литературы предпринят'впервые. : Аналогичные работы по другим литературам будут способствовать;созт данию правдивых очерков кач по отдельным литературам, так и по истории многонациональной литературы народов СНГ (России). 'Теоретическую основу обобщающих трудов ыояно создать, лишь проанализировав процесс развития всох звеньев единой цепи. В атом видится новизна представленной работы и'ее значимость для науки.
Научная новизна диссертации обусловлена также атмосферой в науке, пронизанной'поиском новых критериев, новых измерений и
назсошшний национальных литератур. С'деланз попытка нового чтения тЕорческсго наследия табасаранцев дореволюционного периода, критической оценке подвергнута литература советского периода, возв-радено в литературный актив мномество произведений репрессированных писателей. Существенная новиэнз заключена и в том, что впервые в дагестанском литературоведении освеиена история национальной литературы от * ее истоков дс современного состояния ь контексте дагестанского иоторшю--культурного развития. Таким образо», йивая история национальной литературы со .всеми ее проблемами, характерными для других худотественшлх культур, и составила новизну исследования. Впсра'лз практически лереосниоле-ны іглас-со2!:е критерии, определившие и предопределившие кед литерлтур-по-кудрл^сгветюга процесса,
Теоретической и методологической речевой исследования явіі-::\:аъ zpyzu рсссийсілп; ;? дагестанских литературоведов по теме д;:ссе-рхацлолкой работе, ^етадолеглчеекзд основа дкесертлшш оп-педелелл ярїшцішл?.ш леторпгш л отпке- йлкгов, тенденций развития НЗЦИОЗ/айЫШХ МіТОрВ^ур It peZySZTPiOh ГВОрЧ&СКОГО ВЗ3!НОДеЙС-
тклл с другшл литература.;;?, Оопсклл :-лл придерживается лозшпш >К:Долустіі;!сстл олегого следлюинл лл їюсїояшю меняющимися и нз-лясЧіілслллл пол;:т!"эокн:,<:< w лд'плегллесклни "роцеселми, отвергаем тонДсншіолность л caw-:? талйнпй литературы, утверждает е/іпнотво тесретігческгія л лрллглчеслпл і'1""'!, составллілситх в целом литературный процесс.
ПрдктичесзйЗл ценность клетсяздэго труда, в тол, что он дает пещ'Ю ьодєль анализа :-еолкрехнсй ішцігалзльлсй литературы и возможно нсдоллролллн& ее иатерлзизз, лолелс-чич и шводоб при налч-сални историй региональных литератур, учебного ігурсз по литература ' народов Дагестана з; СНГ длл -филологических факультетов зу-вое. Диссертация мсйєт слулпть пособием длл преподавателей и студентов вугоа, учителей и учалідхсл педагогических колледжей, училищ, лицеев, школ и массового читателя.
Апробация и публикации. Основные положения диссертации ач~ робировачы в монографиях "Табасаранская советски литература (1986), "Табасаранская национальная литература" (1934), з ілзлгах "Табасаранская-' литєр&гура в глсоле" (1981), "К нозжн ввссаыл" (1980)..трех учебки;.".", хрестоматия:; для вузов и икол', статьях на русском, табзезраксглзк, аварском, даргинском, лезгинском, ку-
мыкскоы языках, опубликованных в тематических сборниках, справочниках, альманахах, журналах. Проблему развития табасаранской литературы соискатель разрабатывал более двадцати лет в стенах Института истории, языка и литетаруры им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, Дагестанского государственного университета. Результате исследования доложены также в выступлениях и обобщениях не международном, всесоюзных, региональных , научных сессиях, конференциях и форумах.
Диссертация обсуждена в отделе литературы и на Ученом совете Института языка, литературы и искусства кіл.Г.Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук и получила принципиальное одобрение.
Структура и об'ьем диссертации. Диссертация состоит иэЗ.54 машинописных страниц, введения, четырёх глав, заключения и библиографии.